Смекни!
smekni.com

История экономики, политология, психология и педагогика, статистика, философия, экономическая теория (стр. 4 из 5)


3. Задача

По данным таблицы определить:

а) относительные величины структуры

б) относительные величины координации

в) относительные величины сравнения

Сделать выводы

Месяц Кол-во бракованной продукции (шт.) В том числе по изделиям
А1 А2
Классификация брака Классификация брака
Мех. Лит. Мех. Лит.
Январь 17550 2900 4550 1600 2150
Февраль 23400 3200 6700 1600 6300
Март 20300 1600 9300 1600 2800
Апрель 21350 3200 6300 2800 3900
Май 17000 1300 7100 800 4150
Июнь 30610 2300 9750 2400 6300

Решение:

Месяц Кол-во бракованной продукции (шт.) В том числе по изделиям
А1 А2
Классификация брака Классификация брака
Мех. Лит. Мех. Лит.
Январь 17550 2900 4550 1600 2150
Июнь 30610 2300 9750 2400 6300
ИТОГО 130210 14500 43700 10800 25600

Относительные величины структуры характеризуют состав изучаемых совокупностей. Исчисляются они как отношение абсолютной величины каждого из элементов совокупности к абсолютной величине всей совокупности, т.е. как отношение части к целому, и представляют собой удельный вес части в целом. Как правило, относительные величины структуры выражаются в процентах (база сравнения принимается за 100). Показатели структуры могут быть выражены также в долях (база сравнения принимается за 1).

ОВС брак А1 = (14500+43700) / 130210 = 0,44

ОВС брак А1 мех = 14500 / 130210 = 0,11

ОВС брак А1 лит = 43700 / 130210 = 0,33

ОВС брак А2 = (10800+25600) / 130210 = 0,28

ОВС брак А2 мех = 10800 / 130210 = 0,08

ОВС брак А2 лит = 25600 / 130210 = 0,20

Относительные величины координации представляют собой одну из разновидностей показателей сравнения. Они применяются для характеристики соотношения между отдельными частями статистической совокупности и показывают, во сколько раз сравниваемая часть совокупности больше или меньше части, которая принимается за основание или базу сравнения, т.е., по существу, они характеризуют структуру изучаемой совокупности, причем иногда более выразительно, чем относительные величины структуры.

ОВК А1 к А2 = (14500+43700) / (10800+25600) = 1,6 : 1,0

ОВК А1 лит. к мех. = 43700 / 14500 = 3,0 : 1,0

ОВК А2 лит. к мех. = 25600 / 10800 = 2,37 : 1,0

Относительные величины сравнения характеризуют количественное соотношение одноименных показателей, относящихся к различным объектам статистического наблюдения.


ОВС А1 к А2 = (14500+43700) / (10800+25600) = 1,6

Брак по изделию А1 в 1,6 раза больше брака по изделию А2.

ОВС А1 к А2 мех. = 14500 / 10800 = 1,34

Механический брак в изделии А1 в 1,34 раза больше механического брака в изделии А2.

ОВС А1 к А2 лит. = 43700 / 25600 = 1,7

Литейный брак в изделии А1 в 1,7 раз больше литейного брака в изделии А2.


Философия

1. Проблемы сознания в истории философии

Основу необычайно красочного и многогранного духовного мира человека составляет сознание. Проблема сознания — одна из наиболее сложных и вместе с тем чрезвычайно интересных. Идущая из глубин веков древняя мудрость провозглашала: «Познай самого себя». Ибо как бы ни был сложен окружающий нас мир, какие бы сюрпризы ни преподносила природа, еще более сложен, загадочен мир человеческой души.

Сознание как уникальный феномен человеческой жизни, включающий в себя бесчисленное множество психических явлений, аккумулирует в себе весь личный и социальный опыт человека. Отсюда вытекает не только его сложность, но и многофункциональность, исключительная роль в жизни человека и общества.

Не случайно поэтому сознание изучается не только философией, но и целым комплексом социальных наук, медициной, физиологией, психологией, лингвистикой, кибернетикой, генетикой и другими фундаментальными областями современного научного знания.

Философия рассматривает сознание как высшую, свойственную только человеку и связанную с речью функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении и конструировании действительности, в предварительном мысленном построении плана действий и предвидении их личностных и социально значимых результатов.

Рассмотрение проблемы сознания чрезвычайно актуально, это связано с методом этого феномена в жизни общества:

Сознание отличает человека от всего другого в мире.

Не поняв сущности сознания нельзя понять природу человека и творимого им мира.

Через сознание открывается путь в духовный мир человека, его психику.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Философия сознания имеет не только теоретическое значение.

Во-первых, от ответа на вопрос о том, что такое сознание, зависит то, какой должна быть научная психология и возможна ли она.

Во-вторых, теории сознания связаны с этическими и даже правовыми вопросами, такими как вопрос о свободе воли и ответственности человека за свои поступки.

Наконец, современные теории сознания оказывают существенное влияние на развитие концепции искусственного интеллекта.


2. Биологическое и социальное развитие человека

Рассмотрим соотношение биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе. В современной литературе по вопросу о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека существуют два различных подхода к решению проблемы. Одни авторы утверждают, что развитие человека целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Эта концепция получила название пансоциологизм.

Рассматривая данную проблему, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии человека различаются два периода — эмбриональный и постэмбриональный. Первый охватывает период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша).

Уже на самой ранней стадии развития эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый человек является носителем специфического индивидуального набора генов, вследствие чего он генетически уникален. Свойства человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности. Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток. Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т. д.

На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды. Генетическим материалом у человека, как и у других млекопитающих, является ДНК, которая находится в хромосомах. Хромосомы каждой клетки человека несут в себе несколько миллионов генов. При этом генетические возможности, задатки реализуются только при том условии, что ребенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде. Если, например, у человека нет возможности заниматься музыкой, то его врожденные музыкальные задатки так и останутся неразвитыми.

Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцы, силой обстоятельств попавшие в джунгли, проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное, не смогли овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались человеческие психические функции. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.

Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как генотип и фенотип. Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах; это та генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей. Фенотип — это совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.