РЕФЕРАТ
по курсу «История государства и права зарубежных стран»
по теме: «Законы и реформы Древнего Мира»
Содержание
Введение
1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран
2. Законы Хаммурапи
3. Реформы Солона и Крисфена
Заключение
Литература
«История государства и права зарубежных стран» относится к базовым дисциплинам высшего юридического образования. Ее статус среди других дисциплин, изучаемых будущими юристами, определяется предметом и задачами курса, которые анализируются в первой части работы.
Сохранившиеся документальные сведения о деятельности Хаммурапи-царя характеризуют его как талантливого правителя-самодержца, высоко ценившего законность и справедливость. Законам Хаммурапи посвящена вторая часть работы.
В третьей части работы описываются и анализируются реформы Солона и Клисфена в государстве Афины (Древняя Греция).
1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран
История государства и права зарубежных стран – наука и историческая, и юридическая. Она есть часть истории человеческого общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т.д. В то же время она является юридической наукой, ибо объектами изучения являются государство и право.
Предметом истории государства и права зарубежных стран являются:
изучение возникновения, развития, функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;
анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве[1].
Для исследования предмета истории государств зарубежных стран используются следующие методы[2]:
1) общелогические, применяемые всеми науками (дедукция и индукция, анализ и синтез, рассуждение по аналогии, доказательство от противного, абстрагирование и др.);
2) частнонаучные (конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы).
Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении эволюции государственно-правового устройства отдельно взятой страны на определенном отрезке времени.
Сравнительно-правовой метод заключается в сравнении особенностей развития государства и права в разных странах. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем синхронного (сопоставление их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений) и диахронного (сопоставление явлений между собой в разное время)сравнения.
Системно-структурный метод заключается в исследовании отдельных элементов системы государственно-правового устройства зарубежных стран.
Наука «история зарубежного государства и права» использует следующие научные приемы:
1) аналогия – применяется при изучении явлений, сведения о которых неточны ипи неполны;
2) экстраполяция – это распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть.
Для исследования количественных сторон исторического процесса используется статистический метод. Количественные исследования историко-правовых явлений осуществляются путем получения обобщающих, абсолютных, средних и относительных показателей, индексов, построения таблиц, графиков и др.
Периодизация истории государства и права зарубежных стран строится таким образом:
1. История государства и права Древнего мира (IV тьс. до н. э. – V в. н.э.).
2. История государства и права Средних веков (V-XVIII вв.).
3. История государства и права Нового времени (XVIII – конец XIX в.);
4. История государства и права Новейшего времени (XX век).
История государства и права близка к науке теории государства и права. Обе они изучают возникновение государства и права, основные этапы их развития. Но отличает их то, что теория государства и права, вскрывая закономерности различных типов государства и права и соответствующих им правовых систем, абстрагируется от конкретных государств. А история государства и права зарубежных стран изучает не только закономерности, но и особенности конкретных государств и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности.
Истории государства и права зарубежных стран принадлежит одно из ведущих мест в системе юридического образования. Глубоко понять сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений возможно лишь на базе освоения истории развития государства и права.
2. Законы Хаммурапи
Правление Хаммурапи – время высшего расцвета Вавилонии во 2 тыс. до н.э. Законы Хаммурапи представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы – древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Данный столб хранится в Лувре, его копия – в Московском музее им. А.С. Пушкина).
Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.
Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.
Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.
Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.
Рассмотрим теперь различные виды права того времени.
1. Общественное право.
Свободное население Вавилона было неоднородным. Рабовладельцев можно разделить на две группы: авилум и мушкену.
· Авилум означает «муж» или «человек».
· Мушкену по оккадски означает «мелкий люд».
Последняя категория рабовладельцев занимала более низкое положение по сравнению с авилум. Предположительно мушкену были выходцы из южных частей страны, «подданные» царя. Ряд ученых считает, что мушкену условно владел участком царской земли за службу или повинности.
2. Право собственности.
Обладатель имущества «илку» обязан был лично выполнять военную службу в пользу государства. В случае если он наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то имущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни (ст. 26). Если воин попадал в плен, то участок и сад илку передавался взрослому сыну под условием несения службы. Если сын малолетен, то матери передавалось 1/3 поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.
В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошли много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д. Государственные земли принадлежали дворцу. Часть этих земель царь передавал мелким землевладельцам за плату натурой (иногда даже с инвентарем), другую часть – представляет должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество «илку».
Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый привлекал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник.
Рабы-вердум составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Если в Египте основным источником права являлся военный плен, то в Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и при определенных условиях и жители Вавилона. Правда, ст. 117 говорит о том, что рабство по задолженности – это срочное рабство, которое не может продолжаться более 3-х лет.
В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество переходило хозяину.
Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония – очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.
Имущество Илку было изъято из оборота. В соответствии со статьей 40 кодекса Хаммурапи устанавливалось два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам; во-вторых, другим покупателям с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов.
Общинная земля была разделена между селениями (общинами) и делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности – «соседями» во временное пользование по жребию.
Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.
Обязательственное право времен Хаммурапи знает:
а) договорные обязательства;
б) обязательства из причинения вреда.
Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку.