Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония - очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.
Г) Уголовное право и судебный процесс
Судебная власть, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от административной власти. Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные органы. Царь пользовался правом помилования преступников.[9]
Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума", которые председательствовали в судебных коллегиях. В первом случае коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а во втором -либо из членов общинного совета, либо из общинного совета в полном составе в небольших общинах. В больших городах судебные функции осуществляли специальные "царские судьи", подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие в соответствии с его инструкциями.
Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы.
В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: "Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев". Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:
1) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности "равным" преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину - должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома - должно убить сына строителя". В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело. Статьи
2) Принцип "устрашения" проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях. Статьи
3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.
4) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родо-племенного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.
Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Различия между процессом гражданским и уголовным не существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Судебный процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др. Если данных доказательств не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию ("суду божьему").[10]
Суть ордалия заключалась в испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т.п. И по заживаемости руки за определенное время судья определял "истину". Строго каралось лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной инстанцией был царь.
Судебник Хаммурапи не дает общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются преступными. Ничего не говорится в законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью.
В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.
Вместе с тем, закон сохраняет не мало пережитков первобытных отношений:
а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24);
б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230);
в) изгнание преступника из данной местности или "из дома";
г) сохранение в ряде случаев принципа талиона "Равным за равное" (ст. ст. 196, 197).
За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.
Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний: смертная казнь (более чем в 30 случаях); членовредительские наказания; телесные наказания (удары плетью); наложение знака бесчестия; изгнание из родной местности или дома; денежные взыскания; увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.
Из содержания кодификации можно выделить следующие виды преступлений: должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12 кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем); ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью);
Преступления против личности:[11]преступления против личности, нечаянное убийство, к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол); ответственность врача, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигла та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф; похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14);
преступления против собственности: кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью); кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты - смертная казнь); кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены); кража во время пожара (виновного бросали в огонь).
преступления против семьи и половые преступления: среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение, например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками (связь матери и сына наказать, отца с дочерью - изгнанием отца); преступные действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишался руки)[12].
При Навуходоносоре I (ок. 1124-03 до н. э.) и его наследниках Вавилон вновь стал столицей независимого государства, но к X веку до н. э. над Месопотамией утвердили свое господство ассирийцы. В течение трех веков Вавилоном правили ассирийские цари и их наместники. Им постоянно бросали вызов кочевые племена арамеев и халдеев.
Ассирийцы хорошо относились к Вавилону благодаря его положению священного города, и город обычно поддерживал их в борьбе против племен. Однако в 689 году до н. э. ассирийский царь Синахериб, не желавший мириться с постоянной нестабильностью в регионе, разрушил Вавилон. И хотя его преемник постарался исправить этот акт святотатства, с того времени вавилоняне склонялись к объединению с врагами Ассирии. В конце концов, под предводительством халдейского царя Набопаласара они вступили в союз с мидянами, иранским народом, и в конце VII века до н. э. разрушили Ассирию.
Сын Набопаласара, Навуходоносор II (605-562 до н.э.), был одним из величайших завоевателей в истории. Основанное им царство простиралось от Суэца до Ирана. Он отобрал у Египта Сирию и Палестину, ликвидировал древнееврейское царство Иудею и разрушил Иерусалим. Подобно своим предшественникам-ассирийцам, Навуходоносор II сломил дух враждебного ему населения, силой переселяя целые племена. Наиболее известен нам из Библии "вавилонский плен" евреев.
При Навуходоносоре Вавилон находился в зените своей славы. Археологами найдены следы таких сооружений, как террасы Висячих садов и Великой храмовой башни, давшей начало библейской легенде о Вавилонской башне. В то время Вавилон был почти наверняка самым большим городом в мире, и им продолжали восхищаться еще несколько столетий. Помимо того, что они сберегли шумерскую культуру, вавилоняне совершили ряд важных открытий в области математики и астрономии, которые были переданы грекам, а через них - современному миру.
Нововавилонское царство внезапно прекратило свое существование в 539 г. до н. э., когда город был завоеван персами под предводительством Кира Великого. Согласно легенде, Киру удалось отвести в сторону воды Евфрата, который тогда протекал через город, и армия персов вошла в город по руслу реки!
1. Белявский В.А. Тайны Вавилона. – М.: Вече, 2001