б | в | г | д | ж | з | к | л | м | н |
п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | щ |
В сообщении гласные буквы не изменяем, а каждую согласную заменяем на противоположную из соответствующей пары верх-низ.
Сообщение типа "Явка провалена, отзывайте агентуру" будет выглядеть так: "ярцабворачеща одхырайдеасещдуву". Фразу можно разбить по буквенным парам в столбцы, пустить снизу-вверх или справа налево.
Так же, один из практически не-дешифруемых методов кодирования. Заранее составляется словарь всех возможных слов и оборотов, которые будут использоваться в посланиях. Каждому слову присваивается соответствующая цифро-буквенная комбинация. Данные комбинации и составляют суть зашифрованного послания.
Заранее можно договориться, что, скажем, с каждого следующего понедельника буквы в комбинации будут меняться местами на противоположные (как в "тарабарской грамоте"), или смещаться на одну вниз – это ещё более затруднит расшифровку. Неудобством здесь является наличие у агента этого самого шифро-словаря, который может быть обнаружен.
Это очень старый метод, использованный ещё русскими революционерами-подпольщиками. Берёте любую книгу и, на заранее оговоренной странице отмечаете буквы в строчках сверху вниз и слева направо едва заметными карандашными точками. Прочтение таких букв по порядку и даст искомый текст.
Другой метод состоит в накалывании иглой выбранных букв. При этом необходимо позаботиться, чтобы буквы на нижней странице не был проколоты (подложить картонку). На просвет "наколку" видно хорошо. Книга передаётся соответствующему лицу, который и считывает зашифрованную информацию.
Вообще, систем кодировок очень много – на эту тему можно написать несколько толстых томов. Мы же ограничимся вышеприведённым материалом, как наиболее простым и практичным. О Hi-Tech методах см. Раздел "Ошибка: источник перекрестной ссылки не найден" Ошибка: источник перекрестной ссылки не найден.
Восстановление документов
У диверсанта часто возникает необходимость восстановить содержимое документа, который был случайно или намеренно испорчен. И сделать это нужно при помощи элементарных подручных средств. Естественно, откуда ему взять сложное криминалистическое оборудование?
Сначала соберите вместе все кусочки уничтоженного документа. Если обрывки выброшены в корзину или мусорник, то убедитесь в том, что все части собраны.
Затем разложите все кусочки на горизонтальном зеркале или просто куске стекла. Ориентируясь на конфигурацию разрывов, восстановите расположение отдельных обрывков. И сложите их вместе. Легче всего это сделать, отобрав сначала четыре угловых обрывка – их легче всего заметить в общей массе. Разложите их по четырём углам, а затем поступайте так, как при сборке "пазлов".
Когда документ собран, убедитесь, что каждый кусочек лежит правильно и соблюдено соотношение "верх-низ" и "лицо-изнанка". Возьмите прозрачный скотч и склейте эти раздельные кусочки вместе. По отдельности каждый кусочек приклеивать не обязательно – можно заклеить "насквозь" длинными полосками. Получается не очень эстетично, но быстро и вполне удобочитаемо.
Надо иметь несколько светофильтров или цветных стёкол и фонарь. Допустим, текст, написанный фиолетовой пастой, залит красными чернилами. В тёмной комнате ложите документ на стол, приставляете красный фильтр к фонарю и освещаете красным светом испорченный текст. Удивительно, но красная краска становится как бы прозрачной и через неё хорошо виден текст! Желательно, чтобы оттенок фильтра был максимально приближен к оттенку заливки. Естественно, если текст залит синей краской или чернилами, то надо использовать синий фильтр. Сложнее всего, если цвет текста и заливки идентичны.
Восстанавливаются контрастным светом. Всё делаем, как в предыдущем, но с точностью до наоборот! Если текст написан выцветшими синими чернилами, то освещаем его красным светом, если красными – то зелёный. При сложении полярных цветов образуется контрастный цвет, и надпись становится более заметной. Часто ещё помогает освещение ультрафиолетовой лампой. Можете использовать лампу от пробника валюты.
Её оттиск остаётся на нижнем листе! Он становится заметным при освещении косыми лучами. Или присыпьте слегка лист порошком графита, потрясите и стряхните. Если у вас имеется доступ к компьютерному оборудованию, то можете воспользоваться сканнером и программой Adobe Photoshop – просто повысьте контрастность фона и поиграйтесь с уровнями.
На нем остаётся, обычно, чёткий отпечаток текста, который можно легко прочитать. Намного сложнее, если лист предварительно скомкали. Такой пепельный комок нужно очень осторожно разломать и прочитать хотя бы фрагменты текста.
Невербальное обращение
Полковник издал дикий крик, побагровел, разбил кулаком крышку стола, его глаза вылезли из орбит, рот страшно искривился, обнажив клыки, и из него закапала слюна… "Злится шеф…" – догадался майор Пронин, ведь он был мастером невербального анализа.
Люди, как правило, думают одно, а говорят другое. Поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% её сообщается посредством слов (вербально), 30% передаётся звучанием голоса и более 60% идёт по прочим невербальным каналам (жест, взгляд, мимика, поза).
Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое следует в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других "сопроводителей" общения.
Ваш собеседник может попытаться обмануть Вас словами, но он не обманет своими телодвижениями, которые будут говорить обратное! Таким образом, Невербалика – это способ прочитать истинное настроение, мысль и намерение собеседника, даже если он пытается их скрыть.
Невербалику изучают профессиональные следователи, бизнесмены и шпионы. Лишь очень немногие люди могут в совершенстве контролировать свои невербальные реакции. Это, как правило, кадровые разведчики и некоторые преступники.
Ниже приведены некоторые невербальные реакции человеческого организма, которые несут в себе массу информации.
- Чрезмерная улыбчивость – потребность в одобрении.
- Кривая улыбка – знак контролируемой нервозности.
- Улыбка при поднятых бровях – готовность подчиниться.
- Улыбка при опущенных бровях – высказывание превосходства.
- Улыбка без подъёма век – неискренность.
- Улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания – угроза.
Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях таковы:
- Радость. Губы искривлены и их уголки оттянуты назад, возле глаз мелкие морщинки.
- Интерес. Брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены.
- Счастье. Внешние уголки губ приподняты и отведены назад, глаза спокойные.
- Удивление. Поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлённую форму.
- Отвращение. Брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят, человек словно подавился или сплёвывает.
- Подозрение. Бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-либо сверху-вниз, он как бы отстраняется от собеседника.
- Страх. Брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причём нижнее веко напряжено, а верхнее слегка поднято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад. Когда в наличии лишь упомянутое положение бровей – это контролируемый страх.
- Гнев. Мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет.
- Стыд. Голова опущена, лицо отвёрнуто, взгляд отведён, глаза устремлены вниз или "бегают" из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда сомкнуты, лицо краснеет, пульс учащённый, дыхание с перебоями.
- Скорбь. Брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ несколько опущены.
Знать выражение лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (перед зеркалом) своих рабочих имитаций.
Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза, недаром опытные игроки пытаются прикрыть их выражение за стёклами тёмных очков. Людей обычно выдают:
- Какие-либо изменения в обычном выражении глаз, возникновение новых эмоций, сигнал реагирования на стимул.
- Непроизвольные движения глаз ("бегающие глаза") – тревога, стыд, обман, страх, неврастения.
- Блестящий взгляд – горячка, возбуждение.
- Остекленелый взгляд – чрезвычайная усталость, наркотическое опьянение.
- Расширение зрачков – ощущение интереса и получение удовольствия от информации, но так же сильное страдание, употребление некоторых лекарств или наркотиков.
- Сужение зрачков – раздражение, злоба, ненависть и действие некоторых наркотиков.
- Сумбурные движения глаз – опьянение.
- Усиленное моргание – раздражение, обман.
Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кто им нравится или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения. В ходе общения чаще всего смотрят партнёру в глаза, когда слушают, а не когда говорят. Хотя, осуществляя внушение, смотрят прямо в глаза, когда говорят.