Смекни!
smekni.com

Залог как мера пресечения (стр. 9 из 12)

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального конституционного закона "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в случае задержания Уполномоченного по правам человека на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилые и служебные помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Председатель Счетной палаты, его заместитель, аудиторы не могут быть задержаны, арестованы, без согласия Генерального Прокурора РФ. Судебное решение в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов, Уполномоченного по правам человека РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о производстве обыска, выемки, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивания телефонных и иных переговоров принимается соответствующим судьей по ходатайству Генерального прокурора.

Решение об избрании в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия Совета Федерации или Государственной Думы. Получения такого согласия на производство других следственных действий в отношении данных лиц (выемки, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров) УПК не требует.

Судебное решение в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о производстве названных следственных действий принимается судебной коллегией, состоящей из трех судей суда субъекта РФ, на основании ходатайства прокурора субъекта Российской Федерации.

Аналогичные решения в отношении следователя, адвоката, прокурора, депутата представительного органа местного самоуправления, члена и выборного должностного лица органа местного самоуправления принимается судьей районного суда. При этом в отношении следователя, адвоката ходатайство в суд направляет прокурор соответствующего уровня, а в отношении остальных лиц – прокурор субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального Закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

После принятия судебного решения об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска Генеральный прокурор или прокурор субъекта РФ направляет соответственно в Совет Федерации, Государственную Думу, Конституционный Суд РФ либо в соответствующую квалификационную коллегию судей представление вместе с судебным решением для получения согласия на исполнение этого решения (ч. 2 ст. 450 УПК). Порядок рассмотрения данного представления аналогичен порядку возбуждения уголовного дела в отношении этих лиц и производится в соответствии с регламентом органов, в которых оно рассматривается. Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее пяти суток со дня поступления представления Генерального прокурора РФ и соответствующего судебного решения (ч. 4 ст. 450 УПК).

В случае, когда уголовное дело было возбуждено либо привлечение в качестве обвиняемого состоялось в порядке, установленном ст. 448 УПК, после окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении такого лица направляется в суд, которому оно подсудно (ст. 451 УПК).

Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ (ст. 452 УПК). Ходатайство указанных лиц может быть заявлено на любом этапе уголовного процесса, но до начала судебного разбирательства. Положения ст. 452 УПК не распространяются на мировых судей и судей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

Все субъекты уголовного процесса, имеющие одинаковый процессуальный статус, наделены равными процессуальными правами и обязанностями. Однако для определенного ограниченного круга субъектов, закрытый перечень которых содержит ч. 1 ст. 447 УПК, гл. 52 УПК РФ, предусмотрена усложненная процедура привлечения к уголовной ответственности и применения других видов процессуального принуждения.

Особенности уголовного судопроизводства, определяемые гл. 52 УПК, обусловлены статусом привлекаемых к ответственности субъектов, необходимостью предоставления гарантии независимости при осуществлении определенных видов профессиональной деятельности (в УПК имеются другие виды особого порядка разбирательства, но обусловлены они иными основаниями — в гл. 50 специфика обусловлена возрастом обвиняемого, а в ч. 3 ст. 1 УПК предусмотрена специфика применения норм международного права). В частности, разного объема изъятия из общего порядка судопроизводства распространяются на членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также на депутатов, членов выборного органа и выборных должностных лиц органов местного самоуправления, судей всех уровней, присяжных или арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия, первых лиц Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, прекратившего исполнение своих полномочий Президента РФ, кандидата в Президенты РФ, а также следователя, адвоката и члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. [42]

Усложнение процедуры возбуждения уголовного дела в отношении определенных ст. 447 УПК РФ лиц обусловлено реалиями нашей жизни. К сожалению, все чаще наблюдаются попытки в корыстных, политических и даже криминальных целях использовать возможности правоохранительных органов. Глава 52 УПК РФ призвана в определенной мере нейтрализовать подобное негативное воздействие, а потому она не освобождает виновных от ответственности, а лишь предъявляет дополнительные требования к обвинителям. «Такой порядок установлен в целях обеспечения беспрепятственного исполнения указанными лицами своих профессиональных либо иных обязанностей, их независимости и самостоятельности, исключения попыток необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Повышенные гарантии неприкосновенности этих лиц обусловлены их особым правовым статусом и являются важным условием защиты публичных интересов, связанных с характером выполняемых ими профессиональных функций»[43]

Особенности привлечения к уголовной ответственности лиц, названных в ч. 1 ст. 447 УПК, учитываются и при избрании в отношении них меры пресечения. Избрание залога в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, осуществляется в общем порядке (разумеется, после того как они были привлечены к уголовной ответственности), установленном гл. 13 УПК.

В остальном расследование ведется в обычном порядке, усложняясь лишь при возникновении необходимости проведения в отношении таких субъектов следственных действий, требующих судебного разрешения. Так, судебное решение в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.[44]

Таким образом, говоря об эффективности залога - меры пресечения, мы вовсе не стремимся к тому, чтобы лица, совершившие преступления, вовсе не лишались свободы. Подчеркну лишь, что применять любую меру пресечения (в том числе и залог) следует грамотно, то есть с учетом тяжести совершенного преступления, нанесенного ими материального ущерба, других обстоятельств дела, дифференцированного подхода к личности преступника.

Вместе с тем приходится констатировать, что залог как мера пресечения относится к наименее разработанным научным проблемам, хотя уголовно-процессуальному праву издавна известны такие имущественные гарантии неуклонения подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) от органов правосудия, как залог и имущественное поручительство.

2.3 Изменение залога на более строгую или более мягкую меру пресечения

Ввиду того, что вопрос о наличии оснований для избрания меры пресечения рассматривается по каждому уголовному делу, принятие решения о применении меры пресечения и его процессуальное оформление следует рассматривать в качестве самостоятельного этапа стадии предварительного расследования. Этот этап начинается непосредственно после привлечения лица в качестве обвиняемого. Его содержание составляют изучение и анализ фактических данных с позиции наличия оснований к избранию в отношении обвиняемого конкретной меры пресечения, принятие решения о применении меры пресечения и процессуальное оформление принятого решения. Названный этап стадии предварительного расследования урегулирован нормами уголовно-процессуального права.