Здесь специально оговаривалось, что каталог (как и другие разновидности справочно-поискового аппарата) появляется лишь на стадии достижения фондом некой граничной величины. Но и при большом фонде в нем нуждаются лишь часть пользователей и часть документов. Номенклатура видов каталогов (справочно-библиографических фондов в целом) тоже не имеет принципиального, сущностного характера.
О. П. Коршунов поправил аргументацию, основанную на том, что каталог - потому акцидентный элемент, что возникает позднее, чем другие элементы, т. е. на той стадии, когда фонд достигает некоторой величины. О. П. Коршунов уточняет: «Чаще всего это действительно имеет место при больших собраниях документов, но в принципе количественная сторона и время появления не имеют решающего значения. Очевидно, главное свойство атрибутивного элемента в том, что его нельзя изъять из системы, не разрушив ее целостности, т. е. без того, чтобы библиотека перестала быть библиотекой».
Где же истинное место справочно-библиографического аппарата в структуре системы «библиотека»? Это место можно определить, исходя из его сущностной функции. Она вытекает из его вторично-документальной природы: справочно-библиографический аппарат призван идентифицировать отражаемые первичные документы. По своей сути он представляет собой модель документного массива или потока. Из этого следует, что он не рядоположен с атрибутивными элементами, а является одним из элементов второго контура библиотеки как системы. Этот контур возникает в развитой библиотеке, которая может эффективно функционировать только при наличии справочно-библиографического аппарата.
Документный массив по отношению к справочно-библиографическому аппарату выполняет прототипную функцию, а справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат по отношению к документному массиву - функцию идентификационную.
Справочно-библиографический аппарат включает в себя, по Д. Я. Коготкову, три компонента: библиотечные каталоги, библиографические картотеки и справочно-библиографический фонд. Первые два компонента однозначно относятся к разновидностям моделей библиотечного фонда - их прототипа. Со справочно-библиографическим фондом дело обстоит несколько сложнее. С одной стороны, он представляет собой составную часть самого библиотечного фонда, физически представлен в нем как относительно автономный подфонд - такой же, как, положим, под-фонд любого другого структурного подразделения: читального зала, абонемента, филиала. Но с другой стороны, поскольку назначение части этого фонда - отражать фонд же, то одновременно этой частью (точнее, той частью библиографических записей, которая отражает фонд данной библиотеки), справочно-библиографический фонд тоже входит в модель библиотечного фонда. Иными словами, структурно и функционально он двуедин: он одновременно входит и в библиотечный фонд, и в модель этого фонда; он выполняет функцию и прототипную - в одном отношении, и идентификационную - в другом отношении. Но самостоятельным, отдельным элементом первого контура в системе «библиотека» он, как бы то ни было, не является.
Остается рассмотреть вторую, обычно наибольшую часть справочно-библиографического фонда, в которой отражается внебиблиотечный документный ресурс. Насколько можно понять оппонентов, именно этим его свойством библиографы и библиотековеды объясняют его качественную обособленность в структуре «библиотека».
Думается, что решение должно быть несколько иным: надо признать, что этот элемент второго контура является моделью - явной или латентной, в данном случае это непринципиально - не только документного фонда данной библиотеки, но и внешнего документного ресурса по профилю этого фонда.
Для наглядности место справочно-библиографического аппарата в системе библиотека представлено на схеме.
2. Структура и функции СБА
Справочно-библиографический аппарат библиотеки по праву считается ключом к фонду документов, раскрывая его состав и содержание в различных аспектах. Однако этим не ограничивается назначение СБА. Соответствующие его части служат таким же ключом к источникам, находящимся в фондах других библиотек или же вообще к мировым информационным ресурсам, независимо от места их хранения. Этим определяется значение СБА в деятельности библиотек всех типов и в первую очередь крупных научных библиотек.
Состав СБА сформировался в результате эволюционного развития под воздействием усложнявшихся задач библиотек по удовлетворению разнообразных информационных потребностей читателей.
На протяжении длительного времени СБА определялся как совокупность входящих в него частей — справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек. Помимо раскрытия состава и содержания фонда документов библиотеки отмечались и другие его функции, в том числе идеологического характера (идейно-воспитательная, пропагандистско-педагогическая и т. п.). Это было закреплено в начале 80-х годов в терминологическом ГОСТе по библиотечному делу. Одновременно с введением этого стандарта был принят ГОСТ по научно-информационной деятельности, в котором имелось определение близкого по значению термина — справочно-поискового аппарата (СПА). Стандартизация этих терминов и повсеместное их использование в литературе и практической деятельности привели к необходимости разграничить обозначаемые ими понятия, уточнить функциональное назначение термина СБА. В определении обоих терминов имелось как общее, так и различие. Общее состоит в том, что в обоих стандартах составной частью признается совокупность вторичных документов, поскольку библиотечные каталоги, картотеки и библиографические издания и есть «совокупность упорядоченных массивов вторичных документов», названная в определении СПА. А различие заключается, во-первых, в отсутствии справочных изданий в СПА, а во-вторых — и это главное — в функциональном назначении. В определении СПА приводится только одно назначение — поиск научно-технической информации, т. е., иначе говоря, налицо одна функция — поисковая. Составители стандарта по библиотечному делу почему-то не включили эту функцию в определение СБА, а вместо нее названы были другие функции с их ярко выраженной идеологической окраской (пропаганда произведений печати и целенаправленное руководство чтением).
Попытки дать более точное определение СБА и уточнить его функциональное назначение нашли отражение в дискуссии на страницах специальной печати. В итоге этой дискуссии было признано, что как СБА, так и СПА являются одной из разновидностей более широкого понятия — информационно-поисковой системы (ИПС). Последняя в ГОСТе по научно-информационной деятельности имела следующее определение: ИПС — «предназначенная для информационного поиска совокупность информационно-поискового массива, информационно-поискового языка, правил его использования, критерия выдачи и технических средств». Все названные пять элементов присутствуют и в СБА, а именно:
Информационно-поисковым массивом являются все составные части СБА, а именно — справочные и библиографические издания, библиотечные каталоги и картотеки.
Информационно-поисковые языки (ИПЯ) в библиотечной технологии представлены набором как иерархических языков (ББК, УДК и др.), так и другими лексическими единицами, в которых выступают слова (включая, между прочим, и язык библиографического описания). Правила использования имеются практически ко всем ИПЯ. Особенно наглядно они представлены в схемах — алгоритмах поиска информации в каталогах, картотеках, библиографических указателях и даже в справочных изданиях.
Критерий выдачи информации в явном, а иногда и в скрытом (латентном) виде имеет место при поиске как библиографической, так и фактографической информации. На основании этого критерия мы судим о качестве библиографического обслуживания, о состоянии и качестве СБА и/или отдельных его частей.
Технические средства во многих библиотеках представлены каталожными шкафами и книжными полками. Однако с каждым годом возрастает число библиотек (включая муниципальные публичные), владеющих компьютерами и переводящих каталоги и картотеки в электронную форму. Больше того, возрастает количество библиографических баз данных, справочных и иных изданий, ставших составной частью СБА. Из этого следует единственный вывод, что определение ИПС вполне применимо как к СПА, так и к СБА. Введение представителями информатики термина СПА было направлено на то, чтобы подчеркнуть различие двух смежных областей деятельности — библиотечной и научно-информационной. В свою очередь подчеркивание идеологической направленности назначения СБА в те годы вытекало из признания библиотек идеологическими учреждениями, на которые возлагалась задача воздействовать всеми средствами на сознание человека в угодном партийно-бюрократическому аппарату направлении. Отсюда и провозглашались пропагандистские, идейно-воспитательные и подобные им функции, свойственные якобы СБА библиотеки.