Смекни!
smekni.com

Экономическая демография (стр. 4 из 5)

4 Особенности применения математических, статистических и эконометрических методов анализа и интерпретации их результатов в экономической демографии

Анализ взаимозависимости демографической и социально-экономической динамики преследует две задачи: логическое обо­снование причинно-следственной связи между ними (1) и ко­личественную оценку влияния демографических и социально-экономических параметров друг на друга (2). В соответствии с этим в экономической демографии выделяются два подхода: теорети­ческий и эмпирический (Perlman, 1998), что характерно и для совре­менной экономической науки в целом.

Основным средством экономико-демографического анализа служит моделирование, то есть построение, изучение свойств и реа­лизация моделей (вспомогательных объектов, представляющих собой упрощенный образ реальности и отражающих лишь наибо­лее важные с точки зрения целей анализа свойства анализируе­мого явления). В таких моделях роль эндогенной (зависимой) пе­ременной выполняют макроэкономические (валовой внутренний продукт на душу населения, темпы роста среднедушевого валово­го внутреннего продукта, доля сбережений в валовом внутреннем продукте) или микроэкономические (текущий доход, пожизнен­ный доход) показатели. Роль экзогенных (объясняющих) перемен­ных выполняют социально-демографические (темпы роста числен­ности населения, характеристики рождаемости, смертности, воз­растной структуры, демографической нагрузки, здоровья, образования, производственного опыта) и другие показатели. В этой связи следует подчеркнуть, что экономико-демографические модели, использующие в качестве экзогенных только лишь демог­рафические переменные, как правило, оказываются менее точны­ми, чем модели, в которых экзогенными переменными служат так­же экономические и социальные показатели. Во многие современ­ные экономико-демографические модели в число экзогенных переменных включаются дихотомические дамми-переменные, ха­рактеризующие наличие каких-либо географических или ре­сурсных особенностей, а также отношение учитываемых в модели явлений к тому или иному временному периоду. Данный прием позволяет уточнить «чистое» влияние демографического фактора. Модели, предназначенные для решения первой из указанных выше задач, совершенно не обязательно являются количественно определенными. Как правило, они представлены в форме матема­тических соотношений абстрактных алгебраических символов. Отличительные особенности таких моделей:

•«методологический индивидуализм», предполагающий, что производительные и потребительные действия определяются предпочтениями индивида (домохозяйства, фирмы), пресле­дующего определенную цель;

•стабильность предпочтений по отношению к основополагаю­щим объектам выбора (здоровье, образование, престиж и т. д.);

•трактовка цены (денежной и теневой) как отражения альтер­нативных издержек использования редких, ресурсов (например, человеческого времени).

Цель, преследуемая индивидом (домохозяйством, фирмой), чаще всего описывается функцией полезности. Поэтому изучение свойств соответствующих моделей базируется на приемах мате­матического анализа, в частности на дифференциальном исчисле­нии (см.: Ильин, Позняк, 1985).

Модели, решающие вторую задачу, напротив, всегда количе­ственно определенны (построены на основе фактических данных); однако описываемые ими отношения могут и не отражать причин­но-следственные связи, так как ориентированы на использование доступных и надежных данных. Эмпирические модели предна­значены для выявления статистической связи между рассматрива­емыми переменными, интерпретации выявленных взаимосвязей и построения на их основе количественных прогнозов (интересно отметить, что демография была одной из первых социальных дис­циплин, использовавших эмпирический подход еще в середине XVII в.). В связи с этим изучение свойств таких моделей предпо­лагает использование статистических и эконометрических приемов (см.: Громыко, 2000; Доугерти, 2001).

Наиболее существенное значение для эмпирических моделей имеет множественный регрессионный анализ, основанный на ме­тоде наименьших квадратов, способы решения проблем, связан­ных с гетероскедастичностью и автокорреляцией, а также другие приемы, применяемые в тех случаях, когда метод наименьших квадратов оказывается несостоятельным (метод инструментальных переменных, косвенный метод наименьших квадратов, метод мак­симального правдоподобия и др.).

Математические, статистические и эконометрические приемы образуют технический инструментарий экономической демографии. Они реализуются в экономико-демографическом моделиро­вании на основе демографических переменных, характеризующихся особенностями построения, применения, анализа и интерпре­тации, что обусловливает использование демографических приемов и операций (см.: Ионцев, Саградов, 2002; Hinde 1998; Preston,Heuveline, Gufflot, 2001).

В связи с этим специфика экономико-демографических моде­лей во многом связана с использованием демографической модели стабильного населения, характеризуемой следующими условиями:

• неизменность во времени возрастных коэффициентов рождаемости (fx=const);

• неизменность во времени возрастных коэффициентов смерт­ности (dx = const);

• неизменность во времени возрастной структуры населения(сх=const).

Из этих условий следует постоянство общих коэффициентов рождаемости (n = Σfxcx), смертности (m = Σdxcx) и естественного прироста стабильного населения (r = n — m), а также возможность на момент времени t вычислить численность населения (Pt = Рое*), число родившихся (Nt = Noert) и число умерших (Mt = Moert).

Использование модели стабильного населения означает, в ча­стности, что темпы роста численности населения в трудоспособ­ном возрасте (и, следовательно, при неизменных характеристики трудовой активности — численности рабочей силы) равны темпам роста численности населения, а среднегодовая величина этих темпов определяется на основе уравнения экспоненциального роста. Свойства стабильного населения находят и непосредственное применение — в частности, при решении задач планирования численности и структуры персонала фирмы или при прогнозировании численности производителей и потребителей продукции на основе метода функциональных прогнозов.

Специфика использования демографических переменных не ограничивается одними лишь особенностями модели стабильного населения. Другие проявления этой специфики могут быть проиллюстрированы следующими примерами. Так, при ослаблении (в 1960—90-х гг.) корреляционной связи между темпами роста численности населения и темпами роста среднедушевого ВВП (обнаруженном при использовании десятилетних данных, но отсутствующем при использовании одногодичных данных, что связано с особенностями взаимосвязи роста численности населения и дохо­да) , разложение последних на составляющие рождаемости и смертности позволяет обнаружить негативное влияние динамики смертности и выявить специфическое (для различных групп стран) вли­яние динамики рождаемости.

Другой пример: построение модели на основе текущих и лаговых (15-летней давности) показателей рождаемости позволяет вы­явить негативное влияние первых и позитивное влияние вторых на уровень дохода, тогда как модель, использующая лишь текущие показатели, показывает их слабое и неустойчивое влияние.

Как правило, интерпретация экономико-демографических моделей связана с большими сложностями, чем в двух вышепри­веденных примерах. Такой более сложной моделью является мо­дель, влияния темпов роста численности населения на уровень потребления, зависящая от особенностей возрастной структуры, которая, в частности, имеет существенное эмпирическое значение с точки зрения экономических последствий роста населения в стра­нах с различными типами воспроизводства населения.

В процессе анализа на основе регрессионных экономико-демографических моделей необходимо принимать во внимание спе­цифические «методологические ловушки», затрудняющие интерпретацию полученных результатов. Наиболее распространенными из них являются (Kelley, Schmidt, 1994, p. 10-12):

• разделение взаимосвязи изменения численности

с уровнем произведенного дохода и темпами его роста(недоучет второго аспекта нередко ведет к завышению роли первого) — поскольку модели, способные разделить эти два аспекта, оказываются громоздкими и трудно интерпретируются целе­сообразно принять связь с уровнем дохода как количественно незначительную;

• изменение экономической отдачи в течение жизненного цик­ла поколения (прошлые рождения оказывают позитивное воз­действие на экономику, а текущие — негативное) — поскольку страна со сравнительно высокой рождаемостью имели таковую и в прошлом, постольку эффект прошлых и текущих рождений, как правило, оценивается одновременно;

• различие типов и стадий экономического развития, для кото­рых при этом отсутствуют надежные критерии типологизации (на равных этапах развития характер и сила влияния рога чис­ленности населения на экономику различаются);

мультиколлинеарность ряда демографических и социальных показателей (высокий уровень рождаемости — высокие темпы расточительности рабочей силы; рост уровня образования —

отток рабочей силы из аграрного сектора - снижение уровня рождаемости — снижение уровня смертности) — хотя уравне­ние регрессии построено на принципе «cetetisparibus», оно, фак­тически, не разделяет налагающееся друг на друга влияние со­циальных и демографических процессов;