Где всё в природе то же день за днём.
Такое ж солнце полное в зените,
В листве бессменной рядом цвет и плод,
Не надо шубы - ситчик в заменителе,
Вода не знает, что такое лёд...
На экваторе Земли Солнце можно наблюдать в зените, но отнюдь не "день за днём". Точно через зенит светило проходит только в дни равноденствий, когда оно пересекает экватор небесный и склонение его равно нулю. В другие дни высота полуденного Солнца над горизонтом изменяется в широких пределах - от 66, 5о до 90о.
2 - Планеты
1) У Николая Гумилёва в стихотворении "CREDO" есть такие строки:
Мне всё открыто в этом мире -
И ночи тень, и солнца свет,
И в торжествующем эфире
Мерцанье ласковых планет.
Планету можно отличить от звезды по ровному, без мерцаний, свечению.
2) В стихотворении Михаила Светлова "В разведке" рассказывается, как двое разведчиков-красноармейцев вечером видят Меркурий и беседуют об этой планете. Последняя строфа стихотворения звучит так:
Ночь звенела стременами,
Волочились повода,
И Меркурий плыл над нами -
Иностранная звезда.
Меркурий не может быть виден в полночь. Даже при самых благоприятных условиях он виден всего час-полтора вечером на западе или утром на востоке в лучах зари.. А также, Меркурий не является звездой, это планета.
3) Стихотворение Поля Верлена "Благословенный час" в переводе Валерия Брюсова начинается так:
Луна ала на тёмных небесах;
Качается туман; луг холодеет
И спит в дыму; в зелёных тростниках
Лягушка квакает; прохлада реет...
Проснулись совы; то впёред, то прочь,
На тяжких крыльях, лёт бесшумный, мерный
Свершают; у зенита свет неверный,
И, белая, Венера всходит: Ночь!
На самом деле восход Венеры предвещает наступление утра. Если же планета видна вечером, значит, она вскоре зайдёт.
4) Современный поэт Валерий Хатюшин склонен к философии:
Воронки,
воронки...
На Марсе, на Сатурне, на Луне...
Почему мы решили,
что это кратеры вулканов?
А может быть, это
воронки
от разрывов бомб?..
На Луне и на Сатурне вулканических кратеров нет - только ударные.
А на Сатурне нет и не может быть кратеров, т.к. эта планета состоит преимущественно из газов и не имеет видимой твёрдой поверхности.
5) Поэт Гумилев написал:
На далекой звезде Венере
Солнце пламенней и золотистей.
На Венере, ах, на Венере
На деревьях синие листья.
Ошибка Гумилева в том, что он назвал планету Венеру звездою. Кроме того, температура на Венере достигает примерно 750К, значит никакой формы жизни там не может быть – не может быть деревьев.
3 - Луна
1) В повести "Зло" русского писателя XIX века С.П.Подъячева есть такой эпизод:
"Агафья проснулась рано, часу в четвертом, и потихоньку, как была в одной рубашке и босая, вышла из избы на крыльцо посмотреть, какова погода.
Погода была хорошая. На улице было тихо, безмятежно, и всё молчало. Небо было чисто, безоблачно и все усыпано звёздами, как-то особенно ярко сверкавшими под утро малыми и крупными точками. Серп месяца, тонкий и молочно-бледный, окружённый какой-то дымкой, висел в беспредельной шири неба, на западе, и тихо горел, точно какая-то далекая, готовая погаснуть лампада..." ("Митина любовь" - Красноярское книжное издательство, 1984, стр.375)
- Тонкий, бледный и готовый погаснуть серп Луны бывает виден на фоне зари, но не на тёмном небе, усыпанном звёздами.
- Если лунный серп виден утром, он должен находиться на востоке, а не на западе.
2) Стихотворение Константина Бальмонта "Чары месяца" начинается строками:
Между скал, под властью мглы,
Спят усталые орлы.
Ветер в пропасти уснул,
С моря слышен смутный гул.
Там, над бледною водой,
Глянул месяц молодой,
Волны тёмные воззвал,
В море вспыхнул мёртвый вал..,
………………………………..
Вот уж с яркою звездой
Гаснет месяц молодой.
Меркнет жадный свет его,
Исчезает колдовство.
Скучным утром дышит даль,
Старой башне ночи жаль,
Камни серые глядят,
Неподвижен мёртвый взгляд...
В первом фрагменте действительно описан молодой месяц, но чтобы утром "погаснуть" на фоне зари вместе со звёздами, месяц должен быть старым.
2) Стихотворение Зинаиды Гиппиус "Мудрость" начинается так:
Сошлись чертовки на перекрёстке,
На перекрёстке трех дорог.
Сошлись к полночи, и месяц жёсткий
Висел вверху, кривя свой рог...
4) Рог молодого месяца заходит задолго до полуночи, а рог старого месяца восходит перед рассветом.
На интернет-сайте "Детские электронные книги и презентации". В презентации использован такой стишок:
Утром вижу из окна,
В небе ранняя Луна.
Чтоб её нам отличить,
Нужно к полукругу
Нам приставить палочку,
Букву Р там получить.
- На дужку буквы Р похожа Растущая Луна. Растущая Луна бывает видна на западе по вечерам, заходит вслед за Солнцем и по утрам наблюдаться не может. По утрам серп Луны бывает виден в конце лунного месяца, и тогда он выглядит как буква С.
Автор стихов не указан.
5) В романе Ивана Ефремова "Таис Афинская":
"...Солнце скрылось за холмами, когда Александр покинул празднество. Они ехали все в ряд - Таис, по-прежнему в обличье амазонки, Птолемей, Гефестион и Кратер. Остальные следовали на шаг позади, а по сторонам двойной цепочкой ехала охрана из одетых в броню гетайров. Узкий серпик молодого месяца заблестел над самой вершиной почерневших восточных гор, едва погасла палевая кайма заката..."(Иван Ефремов "Таис Афинская" - СС, том 6, М:"Советский писатель", 1992, с.298)
- Серп молодого месяца действительно появляется низко над горизонтом сразу после захода Солнца, но на западе, а не на востоке.
- Луна восходит и заходит.
6) У Маргариты Алигер читаем:
Проходит ночь - от света и до света.
И сутки - от луны и до луны.
Ни на один вопрос мне нет ответа,
а все они тревогою полны...
На самом деле между восходом Луны и следующим её восходом проходит больше суток (в среднем 24 часа 50 минут), поскольку за сутки Луна вследствие орбитального движения смещается среди звёзд на 13о.
7) У современного туркменского поэта Какабая Курбанмурадова:
Вглядываюсь в небо тихой ночью:
Сколько звёзд!..
Мерцают небеса.
Вижу всю Вселенную воочью,
И она глядит во все глаза.
Видеть всю Вселенную автор не может при любой погоде и в любое время, даже через телескоп.
Бездна звёзд бессмысленно сгорает,
В космос шлёт прощальные лучи.
Весь их свет
Луна в себя вбирает,
Чтобы Землю
Осветить в ночи...
Луна не вбирает в себя свет звезд – это ошибка.
8) У Артура Конан-Дойля в рассказе "Человек на четвереньках" читаем:
"Незадолго до полуночи мы заняли позицию в кустах прямо напротив парадной двери профессорского особняка. Ночь была ясная, но холодная, и мы порадовались, что надели тёплые пальто. Налетел ветерок; по небу, то и дело закрывая серп луны, заскользили тучи...
Дверь дома медленно отворилась, и мы увидели в освещённом проёме высокую фигуру профессора Пресбери...
- Идём, Уотсон, скорее! - шепнул Холмс, и мы, стараясь не шуметь, устремились сквозь кусты к тому месту, откуда видна была боковая стена особняка, увитая плющом и залитая светом молодой луны..." (Артур Конан-Дойль, СС, том 3, М.: Правда, 1966, стр.434-436, перевод М. Кан)
Герои рассказа видят незадолго до полуночи "серп луны". Очевидно, это Луна в возрасте примерно первой четверти, поскольку в более ранней фазе Луна заходит до полуночи, а в более поздней уже окончательно перестаёт походить на серп. Таким образом, назвать Луну из этого отрывка молодой является ошибкой.
9) В романе Сингрид Унсет "Улав, сын Аудуна из Хествикена" есть такой эпизод:
"- Бежать? - медленно спросил Улав. - Без суда?.. - Епископ и окружной наместник едва ли успели узнать про убийство... Как бы там ни было, дерзнём во имя бога - останемся здесь, пока не взойдёт после полуночи полная луна. Будет светлее, да и подморозит..."(Сингрид Унсет "Улав, сын Аудуна из Хествикена" - М.:"Правда", 1984, стр.178)
Беглецам не нужно ждать полуночи. Если Луна действительно полная, она восходит вечером. Если же Луна взойдет только в полночь, значит, она в фазе последней четверти, и её неяркий свет едва ли облегчит им путь.
IV - Выводы
В работе было проанализировано много художественных произведений. В процессе анализа выяснила, что не вся художественная литература правильна, с научной точки зрения. Найденные неточности (ошибки или так званные литературные курьезы) были показаны. Но так званные ошибки писателей вовсе не говорят о их незнании науки или же неграмотности. Важно отметить, что литературные курьезы могут возникать:
а) из-за применения различных тропов (метафор, сравнений, гипербол, литот и так далее)
б) автор также может допускать ошибку сознательно, рифмуя текст.
в) своим искажением реальных фактов автор выражает неверие в окружающий мир и жизнь или протест против него.
Однако это не исключает и невнимательность писателей и поэтов или их незнание научных фактов.
Как бы не было, но то, что космос, Вселенная интересуют не только ученых, а и людей творческих остается фактом, подтверждением которого и служат многочисленные произведения искусства, посвященные астрономии и объектам ее изучения. Ведь как написал Ю. С. Ефимов:
Увлекает небо, как магнит
Увлекает компас бесполезный.
Что-то есть такое, что роднит
Человека с этой звездной бездной
Хочется, чтобы существующая реальность доносилась до нас в так званном «правильном», а не искаженном виде, как часто бывает в художественной литературе, в чем можно убедится из работы, но такое изображение реальности может использоваться для изучения науки учащимися, путем поиска ошибок и их исправления.
По окончании работы хочется еще раз подчеркнуть, что изучая астрономию в стихах, мы можем не только обогащать наш духовный мир, но и одновременно углублять свои знания. Однако есть один минус – это ошибки в художественной литературе. Поэтому такой способ изучения может быть, к сожалению, лишь дополнительным. Однако он позволяет открывать чудесный мир астрономии не сухими научными фактами и терминами, а воспринимать его более красочно, образно. Это способствует не только развитию знаний, но и образного мышления. Что еще раз подчеркивает актуальность данной работы, ее применение.