В процветающую торговлю суккуком включаются и другие страны региона. По данным агентства Moody's Investor Services, ожидается, что в Японии в этом году будет продано исламских облигаций на $500 млн. В Гонконге в прошлом году начал действовать первый исламский фонд, в который уже вложено $45 млн. Сингапур собирается учредить собственную площадку для торговли исламскими облигациями. Индонезия, страна с самым многочисленным исламским населением, также готова включиться в гонку, приняв закон, позволяющий выпускать суверенные облигации на основе шариата.
Отнять у Малайзии первенство надеется регион Персидского залива. Здесь ожидается появление крупных финансовых институтов. В частности, Gulf Finance House, крупный исламский инвестиционный фонд Бахрейна, намерен учредить специальный инвестиционный банк InfraCapital, который вложит в инфраструктуру быстроразвивающегося региона залива $545 млрд. В новой структуре будут участвовать бахрейнский Ithmaar Bank и Abu Dhabi Investment House. Кроме того, планируется создать сельскохозяйственный банк с капиталом в $1 млрд, который будет инвестировать в пищевую промышленность, выращивание скота, производство биотоплива. Помимо этого будет создан особый фонд с капиталом в $300 млн, призванный финансировать строительство отелей и жилищных комплексов.[8]
Исламское банковское дело набирает обороты и завоевывает популярность, как в мусульманских странах, так и во всем мире. Некоторые европейские и американские банки даже открыли специальные отделения, которые обслуживают свою клиентуру по исламским нормам (среди них Ситибанк и ЮБС). Существует ряд международных организаций, определяющих деятельность исламских банков. Среди них - Международный исламский банк (Исламский Банк Развития), организованный странами-участниками Организации Исламская Конференция, который выступает в роли спонсора коммерческих исламских банков в мусульманском мире. Международная ассоциация исламских банков (МАИБ) разрабатывает стандарты банковской деятельности. Увеличивается число исламских банков. Во многом это объясняется тем, что исламские банки удачно функционируют в исламских странах, которые явились благодатной почвой для развития исламского банковского дела в силу своей религиозной направленности.
В Европе с удивлением наблюдают за динамичным ростом рынка исламских финансов, памятуя, что около 15% жителей Старого Света - мусульмане. Только в странах ЕС проживает более 16 млн последователей Ислама.
Стать центром исламских финансов стремится Лондон, в котором уже действуют пять исламских банков. В правительстве активно обсуждают вопрос о выпуске суккука. Созданный в 2002 году Islamic Bank of Britain намерен открыть свой офис в Швеции и уже ведет переговоры с шведским Управлением по контролю над финансовой деятельностью. В Швейцарии первое исламское финансовое учреждение - Faisal Bank - открылся в 2006 году. Его примеру решил последовать и другой исламский банк National Bank of Kuwait. Его председатель правления Ибрахим Дабдуб утверждает, что «Швейцария все еще остается раем для людей, предпочитающих хранить деньги за рубежом».
Свои услуги, не противоречащие исламу, готов продвигать и гонконгский HSBC, играющий заметную роль в международных консорциумах, выпускающих исламские облигации. Сейчас он пристально следит за происходящим в Турции, где готовится законодательство о суккуке.
Интересуются исламскими финансами и на пространстве СНГ. В частности, в Азербайджане открывается исламский банк. В Кыргызстане «исламский» проект в банковской сфере курирует сам президент Курманбек Бакиев.[9]
4. Развитие исламских банков в России
Что касается исламской банковской системы в России, то речь идет скорее о менталитете и готовности мусульман этой страны переходить на такую форму банковского обслуживания. В Европе мусульманские общины представлены в основном мигрантами, а поэтому более сплоченны, обособлены от представителей других конфессий и, как результат, более строго следуют правилам и традициям, что обусловливает рост подобных финучреждений, скажем в Британии или Франции. В то же время в России мусульмане являются коренным населением, проживающим вместе с представителями других религиозных конфессий. Незначительный период, прошедший с распада Союза, который можно считать началом формирования негосударственной банковской системы, еще не дал возможности прижиться такой форме, как islamic banking. Однако можно утверждать, что со временем данная форма организации банковского бизнеса станет популярной и в России.
Есть вероятность, что в будущем крупные исламские финансовые учреждения, действующие на Ближнем Востоке, выйдут и на российский рынок. Было бы наивно предполагать, что исламский капитал по первому зову хлынет рекой в Россию. Безусловно, возможное становление масштабного инвестиционного сотрудничества между мусульманскими финансовыми институтами и российскими предпринимателями – это вопрос не одного десятка лет.
В перспективе подобное сотрудничество возможно. Конечно, первоначально следует решить ряд проблем, препятствующих притоку исламского капитала в нашу страну. Из политических проблем особо следует выделить напряженную ситуацию в Чечне и Осетии, на которую, ни для кого не секрет, исламский мир реагирует крайне негативно. Сюда же можно отнести традиционное противостояние между странами арабского мира и Израилем, у которого с Россией налажены относительно весьма эффективные экономические и культурно-этнические связи. Важным условием является стабильность в отношениях России с мусульманскими республиками СНГ. Отдельным блоком проходят известные экономические проблемы, такие как неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень налогов и т. д.
В России в течение 15 лет действовал исламский банк «Бадр-Форте», который был заметным звеном в отношениях со сторонами Организации Исламская конференция, куда Россия вступила в качестве наблюдателя. Однако в декабре 2006 года лицензия у него была отозвана. В сообщении ЦБ утверждалось, что банк не отправлял в срок сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю. Только в мае-августе 2006 года по счетам клиентов банка проведены операции в размере 33,8 млрд руб., имеющие признаки сомнительных сделок.
Однако председатель правления банка Адалет Джабиев утверждал, что банк не допускал серьезных нарушений. По его мнению, деятельность единственного исламского банка в России «оказалась неугодна определенным кругам».[10]
5. Исламские банки: настоящее время
Исламские финансисты не торопятся завоевывать мир, тем не менее, они постепенно укрепляют взаимодействие с родственными исламскими институтами, наращивают опыт практической деятельности, разрабатывают механизмы вхождения в мировую финансовую систему. Исламские банки доказали свою жизнеспособность и завоевали относительно устойчивые позиции на финансовых рынках, несмотря на сравнительно небольшой срок своего существования.[11]
Исламские банки демонстрируют в последние время исключительно высокие темпы прироста активов, достигающие 15% в год. В настоящее время активно проводят операции более 150 исламских банков во всех мусульманских странах. В Иране, Судане, Малайзии и Пакистане вся банковская система функционирует на базе исламских принципов. В других мусульманских странах существует «смешанная» банковская система.
Некоторые европейские и американские банки даже открыли специальные отделения, которые обслуживают свою клиентуру по исламским нормам (среди них Гриндланс Банк, АБН АМРО, ЭйчЭсБиСи, Ситибанк и Юнион Банк оф Свизерленд).
Ныне действующие исламские банки можно сгруппировать следующим образом:
1. Банки, осуществляющие операции в странах, где вся банковская система базируется на принципах ислама, и за деятельностью которых наблюдают специальные религиозные органы. (Пакистан)
2. Банки, действующие в мусульманских странах, где они конкурируют с обычными банками. (Египет, Иордания)
3. Исламские банки, функционирующие в немусульманских странах, финансовые органы которых не рассматривают их в качестве исламских. (Великобритания, ЮАР)
4. Исламские банки в немусульманских странах, законодательные органы которых признают за ними исламский характер. (Дания)
5. Исламский Банк Развития
Исламские банки получили развитие благодаря межгосударственной кооперации, проявившейся в организации Исламского Банка Развития, который мог бы играть более важную роль, как кредитор исламских банков, но его руководство пока на это не соглашается. Основной движущей силой развития исламских банков выступает частный сектор, играющий важную роль в экономическом развитии мусульманских стран.
Исламские банки подразделяются на пять групп:
• Группа Дар аль-Маль аль-Ислями (Фейсал/ДМИ)
• Группа Даля аль-Барака (Аль-Барака)
• Банки стран Персидского залива
• Суданские банки
• Независимые банки
Первые две группы, располагающие широкой сетью филиалов по всему миру (их можно отнести к ТНК), - это наиболее активные институты среди всех исламских банков. Банки персидского залива - группа условная, поскольку входящие в нее банки почти независимы друг от друга. Они включаются в эту группу исходя из географического расположения. Суданские банки сгруппированы по такому же признаку. Последняя категория состоит из банков, которые не относятся ни к одной из предыдущих.
Группа Фейсал/ДМИ представляет собой трастовую компанию (основана в 1981 году на Багамских островах со штаб-квартирой в Женеве), которую возглавляет саудовский принц Мухаммед Аль-Фейсаль. Среди учредителей Фейсал/ДМИ - 12 саудовских принцев, 6 глав мусульманских и африканских государств. Все это позволило Фейсал/ДМИ открыть филиалы в ряде государств в соответствии с соглашениями с их главами. Филиалы представлены тремя основными институтами: банк, инвестиционная компания, солидарная инвестиционная компания. Имидж группы Фейсал/ДМИ в странах базирования весьма высок, поскольку она инвестирует значительные суммы в экономику этих стран, оказывает им техническую помощь под различные программы развития. Фейсал/ДМИ четко следует исламским законам.[12]