случае нарушения установленных сроков начала и окончания выполнения работы
(оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки
неустойку в размере трех процентов от стоимости работы (услуги), а если
стоимость работы (услуги) отдельно в договоре не определена - общей стоимости
заказа. Согласно п. 1 ст. 14 того же Закона, условия договора, ущемляющие права
потребителей по сравнению с правилами, предусмотренными законодательством,
признаются недействительными. Установлено, что в сентябре 1993 года стороны
заключили договор на строительство коттеджа и тот построен товариществом
с нарушением срока. В случае нарушения сроков сдачи готового объекта договором
предусмотрена выплата подрядчиком заказчику неустойки за каждую неделю
задержки в размере 0,1 % от суммы договора. Разрешая спор и взыскивая в пользу
Б. неустойку за нарушение срока окончания строительства в размере 3% за
каждый день задержки, суд правильно указал, что, поскольку условие заключенного
сторонами договора о размере этой неустойки ущемляет права истца по
сравнению с правилами, установленными законодательством, указанное условие
является недействительным и следует исходить из предусмотренных ст. 29
Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" требований. Довод
кассационной инстанции и президиума о том, что в данном случае при расчете
неустойки за нарушение срока окончания строительства следует
руководствоваться не законом, а договором, а также довод судебной коллегии о
том, что нужно применять п. 1 ч. 1 ст. 14 названного Закона только в случае,
когда в результате выполнения условий договора, ущемляющих права
потребителей, у него возникли убытки, нельзя признать правильными, поскольку
эти доводы противоречат требованиям Закона. Вместе с тем незаконны и выводы
как суда, так и судебной коллегии о том, что размер подлежащей взысканию в
пользу Б. неустойки следует определять исходя из стоимости работ, указанных в
договоре. Пленум Верховного Суда РФ в п.12 постановления от 29 сентября 1994 г.
"О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" дал
разъяснения о том, что размер подлежащей взысканию неустойки в случаях,
указанных в ст. 21, п. 4 ст.29,ст. 31 Закона Российской Федерации "О защите прав
потребителей", а также в случаях, предусмотренных иными законодательными
актами или договором, определяется судом исходя из стоимости товара (работы,
услуги) на время вынесения решения, поскольку продавец, изготовитель,
исполнитель не выполнили возложенную на них п. 5 ст. 11 названного Закона
обязанность удовлетворить требования покупателя об уплате неустойки в
добровольном порядке[22].
5. Общие положения об ответственности за нарушение любых прав потребителей установлены ст. 13 Закона. Она подлежит применению в тех случаях, когда законодательством не предусмотрены иные правила ответственности. Ст. 13 Закона регулирует вопросы гражданско-правовой ответственности контрагентов потребителя.
Ответственность одной стороны договора связана с правом другой стороны на защиту своих интересов. Способы защиты гражданских прав определены в ст. 12 ГК РФ:
- признание права,
- восстановление положения, существовавшего да нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,
- признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки,
- признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления,
- самозащита права,
- присуждение к исполнению обязанности в натуре,
- возмещение убытков,
- взыскание неустойки,
- компенсация морального вреда,
- прекращение или изменение правоотношения,
- неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону,
- иные способы, предусмотренные законом.
Наиболее часто в Законе упоминается такой вид ответственности, как возмещение убытков. (ст. 15 ГК). Убытки потребителю возмещаются в полной сумме и взыскиваются независимо от взыскания неустойки и сверх нее[23].
По общему правилу гражданская ответственность наступает при наличии вины лица, не исполнившего обязательство либо исполнившего его ненадлежащим образом. В
гражданском законодательстве действует презумпция виновности должника, когда обязанность доказывать отсутствие вины лежит именно на должнике. Поэтому потребителю достаточно доказать факт приобретения товара, работы, услуги у конкретного лица[24].
Наиболее общий случай установления ответственности без вины предусмотрен п. 3 ст. 401 ГК РФ, в соответствии с которой лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если иное не предусмотрено законом или договором. Такое исключение предусмотрено, например, ст. 15 Закона, регламентирующей ответственность за причинение морального вреда потребителю. Предприниматель может быть освобожден от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что это произошло вследствие неодолимой силы, а также иным основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст. 401 ГК РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (землетрясение, наводнение, иные природные стихийные бедствия, а также общественные явления – войны, забастовки, эпидемии и т.п.). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
3.2. Ответственность по административному законодательству
В новой редакции Закона изъята норма об административной ответственности работников продавца, изготовителя, исполнителя, поскольку она регулируется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (далее - КОАП), введенном в действие с 1 января 1985 г. В части ответственности, касающейся прав потребителей, в КОАП Законом РФ от 1 июля 1993 г., Законом от 19 мая 1995 г. и Федеральным законом от 26 июля 1996 г. внесены изменения и дополнения.
Ст. 146 КОАП предусмотрена ответственность за нарушение правил торговли. Правила торговли по смыслу данной статьи являются нормативно-правовыми и должны иметь публично-правовой характер. Правила могут содержаться в признанных РФ международных актах, законах, иных федеральных нормативных правовых актах, а также нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение правил торговли наступает только в том случае, если они содержатся в нормативных правовых актах, надлежащим образом зарегистрированных, либо отвечающих иным требованиям, обязательным для вступления этих актов в силу.
Объективная сторона этого правонарушения включает в себя действия, состоящие в нарушении публично-правовых правил реализации товаров, или бездействие, состоящее в несовершении действий, которые субъект обязан выполнить в соответствии с установленными правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом: лицо знает, что оно нарушает правила, и желает совершать действия либо допускает бездействие в нарушение правил.
Субъекты правонарушения – физические лица, на которых правовыми актами либо учредительными документами данного хозяйствующего субъекта возложены обязанности по реализации товара.
КОАП предусмотрена ответственность за продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. (ст. 1464). Правонарушения, предусмотренные данной статьей, посягают на права потребителей и интересы государства в сфере торговли.
Основным нормативным актом, устанавливающим правовые основы стандартизации в РФ, является Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. К нормативным документам по стандартизации относятся: государственные, международные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы, стандарты отраслей, предприятий. Соответствие продукции установленным требованиям осуществляется путем сертификации, правовые основы которой установлены Законом РФ «О сертификации» от 10 июня 1993 г., с изменениями от 27 декабря 1995 г. документом, подтверждающим соответствие продукции установленным требованиям, является сертификат соответствия.
Объективную сторону данного правонарушения составляет продажа товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий по качеству, комплектности и упаковке.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи, является работники предприятий торговли независимо от форм собственности, а равно иных предприятий, осуществляющих реализацию товаров населению, а также граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей. Частью 2 специальный субъект правонарушения не определен. Таким образом, ответственность по части 2 может нести любое лицо, виновное в торговле с нарушением правил.
Отграничение административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, от ст. 238 УК РФ, предусматривающая ответственность за производство, хранение, перевозку, сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности, связано с наступление общественно-опасных последствий.