ЛЫСЕНКО ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
Сопредседатель Республиканской партии Российской Федерации
Если какой-нибудь журналист, посвященный в нашу многопартийную суету произносит фамилию Лысенко, кто-то обязательно уточняет: "Николай?"
- Да, нет, лидер республиканцев...
- Ну правильно, Николай Лысенко, Республиканская Народная партия России - РНПР
- Да я о Владимире, бывшая Демплатформа...
Когда 18 ноября 1990 г. в Москве на Учредительном съезде была провозглашена Республиканская партия России (РПР), в газете "Наше время", органе РНПР, бойкий автор писал: "В эти дни телефон нашего корпункта в Петрограде не утихал ни на минуту - звонили разгневанные люди, и все как один спрашивали - та ли это партия, которую так усердно рекламируют по телевидению и радио, тот ли этот Лысенко, которого в Петрограде да и по всей стране знали как непримиримого борца с интернациональным коммунизмом, социал-демократией, левым радикализмом... Отвечаю без уверток: Николай Лысенко, председатель Центрального Совета республиканской народной партии России (РНПР), не имеет никакого ни личного, ни родственного, ни политического отношения к Владимиру Лысенко, лидеру новоявленной РПР.., партии вчерашних коммунистов, ловко спрыгнувших с демократическим парашютом с падающего авиастервятника КПСС".
Так вот мы - о Владимире Лысенко.
Владимир Николаевич Лысенко родился 4 января 1956 г. в Одессе. Его биография вполне благополучна. Родители, преподававшие общественные науки в одесских вузах, вероятно, оказали значительное влияние на профессиональный выбор сына. В 1972 г., закончив в Запорожье среднюю школу, Владимир Лысенко поступил на дневное отделение исторического факультета (кафедра истории КПСС) Московского государственного университета. В 1979 г. поступил в аспирантуру кафедры научного коммунизма гуманитарных факультетов МГУ. В апреле 1982 г. успешно защитил диссертацию на тему "Сравнительный анализ партийных систем в странах Восточной Европы" и получил степень кандидата философских наук. С 1982 по 1990 гг. преподавал в Московском авиационном институте (МАИ) на кафедре научного коммунизма (с 1990 г. - кафедра политологии).
Все шло как по маслу. В 1984 г. Лысенко вступил в КПСС. Как и положено коммунисту, преподавателю истории партии занялся активной общественной деятельностью. Но вот наступает лето 1985 г., которое сам Владимир Николаевич считает началом своей политической деятельности. Он принимает участие в программе XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, консультируя советскую делегацию на свободной трибуне, пожалуй, едиснственном в те времена публичном месте, где можно было говорить прямо и честно. После фестиваля, когда пришло осмысление происходящего, ему захотелось говорить со студентами о самых острых, непростых темах, как исторических так и политических.
И тогда (в 1987 г.) в МАИ появился клуб "Орбита". Политклуб быстро набирал популярность как у студентов, так и у преподавателей. Велись дискуссии, читались лекции, но как только "добрались до запретных в те времена тем, начались неприятности". Владимир Лысенко получает выговор по партийной линии, затем второй - строгий.
Но времена менялись. 1988 г. - год появления многочисленных общественно-политических клубов. В мае бывшие члены КПСС, участники неформальных группировок, образовали Межклубную партийную группу (МПГ), которая ставила своей целью содействие подлинной перестройке и демократизации в КПСС. Среди наиболее активных участников группы - Владимир Лысенко, представлявший не только клуб "Орбита", но и инициативную группу "Мемориал" (в 1988-89 гг. он был членом КС Московского и Всесоюзного "Мемориалов"). В мае 1989 г. в Межклубной партгруппе произошел раскол: более радикальная половина во главе с И.Чубайсом и В.Лысенко образовала Московский партийный клуб (МПК), известный впоследствии под названием "Коммунисты за перестройку".
Вместе с Игорем Чубайсом Владимир Лысенко стал инициатором создания "Демократической платформы в КПСС". Появившись в Москве, а затем распространившись по России, это движение к началу 1990 г. стало практически всесоюзным. В отличие от Ю.Афанасьева и И.Чубайса В.Лысенко считал, что удастся всерьез реформировать КПСС, сделав из нее нормальную партию социалистической ориентации, способную проводить серьезные экономические и политические преобразования.
20-21 января 1990 г. на Первой Всесоюзной конференции партийных клубов, на которой было заявлено о создании "Демократической платформы" он говорил: "Я считаю, что надо максимально большее количество коммунистов объединить на позитивной основе демократической платформы. И я верю в то, что мы сможем победить на XXVIII съезде КПСС... Все же, я думаю, разделение неизбежно. Оно крайне желательно и для самой нынешней партии; гигантский конгломерат КПСС просто нежизнеспособен. Важно, чтобы демократы остались с властью, а сталинисты ушли из партии без власти... Надо, чтобы партия перестала быть Орденом Меченосцев."
В то время он возлагал надежды на первичные организации. "Сколько я знаю секретарей обкомов, - это все равно, что мертвому припарки ставить. В этом смысле я полный пессимист. Другое дело первичные организации. Это новые люди, лидеры на самом деле. Я много знаю прекрасных секретарей парткомов. У нас это дошло даже до отдельных секретарей райкомов. Дальше все настолько железобетонны, что тут нужны другие способы работы".
Условиями, необходимыми для перестройки партии, считает Лысенко, должен быть отказ: от коммунистической идеи как цели КПСС; от монополии одной идеологии; от демократического централизма; от территориально-производственного и центрального принципов построения; от номенклатурной системы; от старого скомпрометированного названия - Коммунистическая партия. Но чем ближе партийный съезд, тем яснее Владимир Николаевич понимает, что ни реформировать партию, ни победить на съезде его соратникам не удастся. В этом он убедился еще раз, когда ему не дали слова на февральском Пленуме ЦК КПСС, где он как и координатор "ДП" и член "Демократической платформы" Василий Шахновский (ныне управляющий делами московской мэрии) присутствовали в качестве гостей. Среди "комдиссидентов" возникает спор о том6 когда провести разделение. радикальная часть "Демократической платформы" (И.Чубайс, Т.Гдлян, Ю.Афанасьев и др.) действовала, создавая новую партию. Вторая точка зрения, которую предствлял В.Лысенко (его поддерживал, в частности, Б.Ельцин), заключалась в следующем: "Уходить сейчас политически вредно. Письмо ЦК КПСС ["о чистоте рядов"] массового выхода из партии не вызвало. Но и кампания чистки тоже провалилась. Общественное мнение на нашей стороне... Мы не станем сейчас создавать очередную малочисленную партию, которая не сможет реально конкурировать с аппаратной КПСС. Мы должны использовать трибуну XXVIII Съезда, поддержать наших товарищей-делегатов, заранее зная, что мы в меньшинстве, и съезд нам не выиграть. Только в ситуации, когда наши идеи будут отвергнуты, мы должны заявить о факте разделения КПСС. Он будет иметь решающее значение для судеб страны".
На партсъезде, заявив "о решительном размежевании с большинством делегатов XXVIII съезда и намерениях сформировать самостоятельную демократическую парламентскую партию", члены "Демократической платформы" (более 30 делегатов), среди которых был и Владимир Лысенко, покинули зал Кремлевского дворца съездов, однако тогда этого "решающего для судеб страны" события просто не заметили.
Летом 1990 г. В.Лысенко в качестве делегата работал на Учредительном съезде Российской коммунистической партии (РКП) и даже выдвигался на пост генерального секретаря, но уступил Ивану Полозкову. Участие в работе съезда принесло не только разочарование, но и уверенность в необходимости создания самостоятельной партии. В июне 1990 г. Лысенко выходит из КПСС и уже 13 октября принимает участие в Учредительной конференции "Демплатформы вне КПСС".
17-18 ноября 1990 г. прошел Учредительный съезд Республиканской партии Российской Федерации, на котором В.Лысенко (с наивысшим рейтингом) был избран одним из трех сопредседателей. К этому времени ( он был избран весной 1990 г.) он уже имел мандат народного депутата России, стал членом Верховного Совета и вошел в Комитет Верховного Совета по средствам массовой информации и связям с общественными организациями. Он один из авторов проекта Закона о политических партиях.
Будучи лидером одной из самых крупных демократических партий России В.Лысенко отлично понимает, что сегодня для политических организаций, делающих лишь первые шаги, крайне важен вопрос финансирования. Вот почему главным в проекте закона он считает вопрос о финансировании политических партий государством. "Для многих такой подход может казаться шокирующим, но ведь в абсолютном большинстве стран он - норма общественной и политической жизни. Это создает подлинный плюрализм, узаконивает честную парламентскую борьбу".
В начале 1991 г. Владимир Николаевич, оценивая ситуацию в демократическом движении как кризисную, когда "возможности взять власть в свои руки просто не существует", полагал, что нужно создавать антитоталитарную коалицию, максимально расширяя ее. Такая коалиция представала в образе Движения "Демократическая Россия", членом координационного совета которого он являлся тогда. Другой идеей Лысенко, воплощением которой в жизнь он тогда активно занимался, была идея объединеия с Социал-демократической партией России. Он считает, что в партиях "есть стороны взаимодополняемые. В социал-демократии более молодые, у нас люди более зрелые, у социал-демократов больше организационная практика, у нас больше интеллектуальный потенциал". 3 февраля состоялось даже заседание совместного правления партий, на котором были приняты совместные резолюции "О политической ситуации в стране", "Об углублении сотрудничества двух партий" и др., был создан общий Политический консультативный совет, в Москве и в Ленинграде прошли объединительные конференции. Однако победил не Лысенко, а его противники, в частности, два других сопредседателя РПРФ - народный депутат СССР Степан Сулакшин и Вячеслав Шостаковский, организационного объединения партий не произошло.