Произведения крупных представителей философской мысли — необходимые звенья в историко-философском процессе, в общей цепи интеллектуального развития человечества. Их мировоззрение, их теоретические концепции, занимаемое ими место в напряженной социальной борьбе отражали коренные социальные сдвиги в их странах в общей связи с мировым историческим процессом. Выдающиеся мыслители, внесшие крупный вклад в мировую цивилизацию, голос которых прозвучал набатным призывом против порабощения людей, не забываются, память о них не блекнет, напротив, она бережно сохраняется и приумножается; их творчество получает в последующих поколениях более точную, а потому и более высокую оценку, так как должное им отдается с позиций новых завоеваний, яснее становится их подлинное место в истории мировой культуры и цивилизации.
Григорий Саввич Сковорода — мыслитель Украины второй половины XVIII столетия— принадлежит именно к этой категории людей. И чем более отдалялось его время, тем более возрастала его популярность, тем рельефнее вырисовывалось его место в истории философии народов СССР и мировой философской мысли. Эта тенденция сказалась и на публикации его произведений. При жизни автора они находились под строжайшим запретом церковной цензуры. Естественно, друзья и почитатели мыслителя могли получить их только в рукописях-автографах и списках. Невзирая на то, что их было для тех времен значительное число, они все же доходили лишь до узкого круга его сторонников. Но насколько широка была молва о нем, можно судить по тому, что некоторые списки его произведений попали в Румынию и Чехословакию.
Сковороду знали и любили широкие народные массы не только на Украине, но и далеко за ее пределами. Странствуя по селам Украины, более тридцати лет он вращался в гуще народа, жил его интересами, страдал его муками; в своих произведениях и постоянных беседах на жизненно важные для простых людей темы он отразил то, что щемило их сердца, волновало их разум.
Господствующие же классы — земельная и духовная знать — ненавидели, преследовали и травили Сковороду. После смерти мыслителя они пытались “замолчать” его творчество, его философские и общественно-политические взгляды.
Лишь в XIX в., преодолевая жестокое сопротивление цензуры, в печати стали появляться первоначально отдельные его произведения, а затем их публикация возрастала *.
* В 1798 г. Михаил Антоновский опубликовывает произведение Сковороды “Наркисс” без указания автора; в 1806 г. в одном из масонских журналов опубликовывается произведение “Начальная дверь ко христианскому добронравию” уже с указанием автора и с кратким описанием его жизни; в 1837— 1839 гг. Решетников под маркой Московского Попечительного Человеколюбивого Общества издает отдельными брошюрами пять произведений Сковороды: в 1837 г.— “Убогий Жаворонок”, “Разговор Дружеский о мире”, “Беседа, нареченная двое”, “Харьковские басни” и в 1839 г.— “Брань архистратига Михаила со сатаною”; в 1861 г. издатель И. Т. Лысенков выпускает “Сочинения в стихах и прозе Григория Савича Сковороды”. СП б., MDCCCLXI; в 1894 г. к столетию со дня смерти философа Д. И. Бакалей выпускает более широкий сборник: “Сочинения Григория Савича Сковороды”, собранные и. редактированные проф. Д. И. Бакалеем. Юбилейное издание (1794—1894); в 1912 г. в Петербурге В. Д. Бонч-бруевич издает “Собрание сочинений” Г. С. Сковороды. Том первый. С биографией Г. С. Сковороды М. И. Ковалинского, с заметками и примечаниями Владимира Бонч-бруевича.
Выход в свет каждого трактата Сковороды, а тем более сборников его произведений вызывал все более широкий отклик, усиливалась борьба различных лагерей вокруг мыслителя, литература о нем увеличивалась в огромной степени. Она была очень пестрой, марксистская же оценка взглядов мыслителя была дана только после Великой Октябрьской социалистической революции. В советское время стало возможным подготовить и издать двухтомное собрание сочинений и эпистолярного наследия мыслителя .
Философские взгляды Сковороды противоречивы. В его мировоззрении причудливо переплетались и боролись новые, прогрессивные идеи, выражавшие интересы передовых сил общества, с идеями устаревшими, с религиозными предрассудками.
Буржуазные мыслители, церковники и националисты пытались замолчать гневную критику украинским мыслителем земельной и духовной знати, официальной религии и духовенства, их паразитизма и тунеядства. Они пытались использовать слабые стороны его учения, непомерно раздуть их, извратить его воззрения и представить философа юродствующим христианским проповедником и мистиком; стремились оторвать его от прогрессивной культуры украинского и русского народов, которая была животворным источником развития его взглядов, противопоставить украинского мыслителя русской философской и общественно-политической мысли в качестве носителя какого-то выдуманного ими мистического “украинского духа”. Буржуазные либералы под видом “положительной” оценки мировоззрения Сковороды пытались обезвредить, обкорнать, выхолостить прогрессивное содержание его философских взглядов, разглагольствуя о его “высоких христианских качествах”, о проповеди им “общечеловеческих идеалов”, о “нравственном возрождении личности”, и подобным “профессорским” пустословием они заполняли страницы газет и журналов, брошюр и монографий. Все они, невзирая на различие в оттенках, стремились оторвать жизнь, деятельность и философские взгляды мыслителя от социально-экономических условий и борьбы классов его времени, от украинских народных масс, задавленных крепостническим гнетом, из которых вышел философ, с которыми был кровно связан, которым посвятил свою жизнь, интересы и чаяния которых он своеобразно отразил в своем творчестве.
Ныне, в эпоху резкого обострения идеологической борьбы, идеологи империализма выступают против марксизма, марксистской философии и вообще против прогрессивной демократической мысли настоящего и прошлых времен. Украинский мыслитель является одним из объектов их внимания. Они пытаются всячески извратить взгляды Сковороды, представить его над историческим и надклассовым мыслителем, юродствующим христианским проповедником, трубадуром сектантства .и масонства, глашатаем мистицизма.
В творчестве Сковороды как в фокусе преломились сложные и весьма противоречивые условия жизни современного ему русского и украинского общества. И все же в его мировоззрении всегда брали верх подлинный демократизм, гуманизм, просветительство и воинствующий антиклерикализм. Он остро поставил основные, жгучие социальные вопросы своего времени, выступил против мертвой лигии, против официальной церкви и духовенства, против диктатуры земельной и духовной знати в жизни общества.
При рассмотрении философских взглядов Сковороды, как и любого философского явления, мы должны исходить из основополагающего положения В. И. Ленина о партийности философии, исходить из марксистско-ленинских принципов анализа истории философской мысли: дать объективную оценку взглядов философа, судить о мыслителе не по тому, что им не было дано сравнительно с современными достижениями философской мысли, а по тому, что им было дано сравнительно с предшествующим развитием философии, установить подлинное место его взглядов как необходимого звена в историко-философском процессе, его позиции в борьбе философских партий, выяснить социальную природу его мировоззрения, установить, чаяния и стремления каких классов и социальных групп отражала и выражала его философская и социологическая концепция, какие противоречия были свойственны его мировоззрению, каковы социальные и гносеологические корни этих противоречий, какую лепту он внес в познавательный процесс, развитие демократической мысли и освободительной борьбы.
Это было время, которое породило новое поколение украинской интеллигенции, которая приходила на смену поколению “Молодой Украины”. Начало периода помечают события революции 1905 г., которая создала необходимые предпосылки для легализации и активизации украинского национально-освободительного движения на всей территории нашей страны. Приветствуя наступления этого нового периода, И.Франко называл его “весенней уткой, когда трескает лед абсолютизма и деспотизма, когда народные силы среди страшных катастроф ищут себе новых дорог и новых форм деятельности”. Слова эти были сказанные 1905 г. и адресовались новому поколению, к которому Франко обращался в “Откровенном письме к Галицкой украинской молодежи” и чей подъем он и его одно думцы готовили трудом всей своей жизни. На судьбу этого поколения выпало приложить усилия к реализации задачи, которое формулировал в своем обращении И.Франко: “сделать с огромной этичной массы украинского народа украинскую нацию, сплошной культурный организм, способный к самостоятельной культурной и политической жизни, откуда бы она не шла, и при том возможный на присваивание себе в широкой мере и в очень быстром темпе общечеловеческих культурных достижений, без чего сегодня ни одна нация, хоть и как сильное государство, не может отстоятся”.
Вершиной усилий по реализации этой задачи в течение описанного периода стало утверждение Украинской независимого государства. Непродолжительный час ее существования, которое завершился трагической для дальнейшей судьбы украинского народа поражением, был причинен наконец-то неразделимость украинского национального движения. Начинать строительство государства приходилось еще к завершению процесса формирования нации. Обдумывая тогдашнюю ситуацию, один с лидеров украинского национально-освободительного движения В.Винниченко отмечал: “ мы с тех времен были богами, которые брались с ничего творить целый новый мир”. Но трагический финал бесшабашных усилий этого нового поколения украинской идеи отнюдь не преуменьшает масштабность духовного подвига, что и определяет меру их взноса в общую добычу в украинскою культуру, в том числе философской мысли.