Смекни!
smekni.com

Украинское морально-этическое наследие и гуманистические ценности (стр. 2 из 4)

Произведения крупных представителей фи­лософской мысли — необходимые звенья в историко-философском процессе, в общей це­пи интеллектуального развития человечества. Их мировоззрение, их теоретические концеп­ции, занимаемое ими место в напряженной социальной борьбе отражали коренные соци­альные сдвиги в их странах в общей связи с мировым историческим процессом. Выдаю­щиеся мыслители, внесшие крупный вклад в мировую цивилизацию, голос которых про­звучал набатным призывом против порабо­щения людей, не забываются, память о них не блекнет, напротив, она бережно сохра­няется и приумножается; их творчество по­лучает в последующих поколениях более точ­ную, а потому и более высокую оценку, так как должное им отдается с позиций новых завоеваний, яснее становится их подлинное место в истории мировой культуры и цивилизации.

Григорий Саввич Сковорода — мыслитель Украины второй половины XVIII столетия— принадлежит именно к этой категории лю­дей. И чем более отдалялось его время, тем более возрастала его популярность, тем рельефнее вырисовывалось его место в исто­рии философии народов СССР и мировой философской мысли. Эта тенденция сказа­лась и на публикации его произведений. При жизни автора они находились под строжай­шим запретом церковной цензуры. Естествен­но, друзья и почитатели мыслителя могли получить их только в рукописях-автографах и списках. Невзирая на то, что их было для тех времен значительное число, они все же доходили лишь до узкого круга его сторон­ников. Но насколько широка была молва о нем, можно судить по тому, что некоторые списки его произведений попали в Румынию и Чехословакию.

Сковороду знали и любили широкие народ­ные массы не только на Украине, но и далеко за ее пределами. Странствуя по селам Укра­ины, более тридцати лет он вращался в гуще народа, жил его интересами, страдал его му­ками; в своих произведениях и постоянных беседах на жизненно важные для простых людей темы он отразил то, что щемило их сердца, волновало их разум.

Господствующие же классы — земельная и духовная знать — ненавидели, преследовали и травили Сковороду. После смерти мыслите­ля они пытались “замолчать” его творчество, его философские и общественно-политические взгляды.

Лишь в XIX в., преодолевая жестокое сопротивление цензуры, в печати стали по­являться первоначально отдельные его про­изведения, а затем их публикация возра­стала *.

* В 1798 г. Михаил Антоновский опубликовывает произведение Сковороды “Наркисс” без указания автора; в 1806 г. в одном из масонских журналов опубликовывается произведение “Начальная дверь ко христианскому добронравию” уже с указанием автора и с кратким описанием его жизни; в 1837— 1839 гг. Решетников под маркой Московского Попе­чительного Человеколюбивого Общества издает от­дельными брошюрами пять произведений Сковороды: в 1837 г.— “Убогий Жаворонок”, “Разговор Дру­жеский о мире”, “Беседа, нареченная двое”, “Харь­ковские басни” и в 1839 г.— “Брань архистратига Михаила со сатаною”; в 1861 г. издатель И. Т. Лысенков выпускает “Сочинения в стихах и прозе Гри­гория Савича Сковороды”. СП б., MDCCCLXI; в 1894 г. к столетию со дня смерти философа Д. И. Бакалей выпускает более широкий сборник: “Сочинения Григория Савича Сковороды”, собран­ные и. редактированные проф. Д. И. Бакалеем. Юби­лейное издание (1794—1894); в 1912 г. в Петербур­ге В. Д. Бонч-бруевич издает “Собрание сочинений” Г. С. Сковороды. Том первый. С биографией Г. С. Сковороды М. И. Ковалинского, с заметками и примечаниями Владимира Бонч-бруевича.

Выход в свет каждого трактата Сковороды, а тем более сборников его произведений вы­зывал все более широкий отклик, усилива­лась борьба различных лагерей вокруг мыс­лителя, литература о нем увеличивалась в огромной степени. Она была очень пестрой, марксистская же оценка взглядов мыслителя была дана только после Великой Октябрьской социалистической революции. В советское время стало возможным подготовить и издать двухтомное собрание сочинений и эпистолярного наследия мыслителя .

Философские взгляды Сковороды противо­речивы. В его мировоззрении причудливо переплетались и боролись новые, прогрессив­ные идеи, выражавшие интересы передовых сил общества, с идеями устаревшими, с ре­лигиозными предрассудками.

Буржуазные мыслители, церковники и на­ционалисты пытались замолчать гневную критику украинским мыслителем земельной и духовной знати, официальной религии и духовенства, их паразитизма и тунеядства. Они пытались использовать слабые стороны его учения, непомерно раздуть их, извратить его воззрения и представить философа юродству­ющим христианским проповедником и мисти­ком; стремились оторвать его от прогрессив­ной культуры украинского и русского наро­дов, которая была животворным источником развития его взглядов, противопоставить украинского мыслителя русской философской и общественно-политической мысли в каче­стве носителя какого-то выдуманного ими мистического “украинского духа”. Буржуаз­ные либералы под видом “положительной” оценки мировоззрения Сковороды пытались обезвредить, обкорнать, выхолостить прогрес­сивное содержание его философских взглядов, разглагольствуя о его “высоких христианских качествах”, о проповеди им “общечеловечес­ких идеалов”, о “нравственном возрождении личности”, и подобным “профессорским” пустословием они заполняли страницы газет и журналов, брошюр и монографий. Все они, невзирая на различие в оттенках, стремились оторвать жизнь, деятельность и философские взгляды мыслителя от социально-экономических условий и борьбы классов его време­ни, от украинских народных масс, задавленных крепостническим гнетом, из которых вышел философ, с которыми был кровно свя­зан, которым посвятил свою жизнь, интере­сы и чаяния которых он своеобразно отразил в своем творчестве.

Ныне, в эпоху резкого обострения идеоло­гической борьбы, идеологи империализма вы­ступают против марксизма, марксистской философии и вообще против прогрессивной демократической мысли настоящего и про­шлых времен. Украинский мыслитель являет­ся одним из объектов их внимания. Они пытаются всячески извратить взгляды Ско­вороды, представить его над историческим и надклассовым мыслителем, юродствующим христианским проповедником, трубадуром сектантства .и масонства, глашатаем мисти­цизма.

В творчестве Сковороды как в фокусе пре­ломились сложные и весьма противоречивые условия жизни современного ему русского и украинского общества. И все же в его ми­ровоззрении всегда брали верх подлинный демократизм, гуманизм, просветительство и воинствующий антиклерикализм. Он остро поставил основные, жгучие социальные вопро­сы своего времени, выступил против мертвой лигии, против официальной церкви и духо­венства, против диктатуры земельной и духовной знати в жизни общества.

При рассмотрении философских взглядов Сковороды, как и любого философского яв­ления, мы должны исходить из основопола­гающего положения В. И. Ленина о партий­ности философии, исходить из марксистско-ленинских принципов анализа истории фи­лософской мысли: дать объективную оценку взглядов философа, судить о мыслителе не по тому, что им не было дано сравнительно с современными достижениями философской мысли, а по тому, что им было дано сравни­тельно с предшествующим развитием фило­софии, установить подлинное место его взгля­дов как необходимого звена в историко-философском процессе, его позиции в борьбе философских партий, выяснить социальную природу его мировоззрения, установить, чая­ния и стремления каких классов и социаль­ных групп отражала и выражала его фи­лософская и социологическая концепция, ка­кие противоречия были свойственны его мировоззрению, каковы социальные и гносе­ологические корни этих противоречий, какую лепту он внес в познавательный процесс, раз­витие демократической мысли и освободи­тельной борьбы.

Это было время, которое породило новое поколение украинской интеллигенции, которая приходила на смену поколению “Молодой Украины”. Начало периода помечают события революции 1905 г., которая создала необходимые предпосылки для легализации и активизации украинского национально-освободительного движения на всей территории нашей страны. Приветствуя наступления этого нового периода, И.Франко называл его “весенней уткой, когда трескает лед абсолютизма и деспотизма, когда народные силы среди страшных катастроф ищут себе новых дорог и новых форм деятельности”. Слова эти были сказанные 1905 г. и адресовались новому поколению, к которому Франко обращался в “Откровенном письме к Галицкой украинской молодежи” и чей подъем он и его одно думцы готовили трудом всей своей жизни. На судьбу этого поколения выпало приложить усилия к реализации задачи, которое формулировал в своем обращении И.Франко: “сделать с огромной этичной массы украинского народа украинскую нацию, сплошной культурный организм, способный к самостоятельной культурной и политической жизни, откуда бы она не шла, и при том возможный на присваивание себе в широкой мере и в очень быстром темпе общечеловеческих культурных достижений, без чего сегодня ни одна нация, хоть и как сильное государство, не может отстоятся”.

Вершиной усилий по реализации этой задачи в течение описанного периода стало утверждение Украинской независимого государства. Непродолжительный час ее существования, которое завершился трагической для дальнейшей судьбы украинского народа поражением, был причинен наконец-то неразделимость украинского национального движения. Начинать строительство государства приходилось еще к завершению процесса формирования нации. Обдумывая тогдашнюю ситуацию, один с лидеров украинского национально-освободительного движения В.Винниченко отмечал: “ мы с тех времен были богами, которые брались с ничего творить целый новый мир”. Но трагический финал бесшабашных усилий этого нового поколения украинской идеи отнюдь не преуменьшает масштабность духовного подвига, что и определяет меру их взноса в общую добычу в украинскою культуру, в том числе философской мысли.