Украинское морально-этическое наследие и гуманистические ценности
1. Специфика исторического становления морального сознания украинского народа.
2. Этическая направленность философии Г.Сковороды.
3. Этическое учение Т.Шевченко. Этика И.Франко, Л.Украинки М.Драгоманова, М.Грушевского.
4. Моральная ценность деятельности по созданию независимой Украины на началах общечеловеческой культуры.
Этика — область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности. Предметом этики является мораль как совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках.
Понятия “этика”, “мораль”, “нравственность” этимологически и содержательно схожи, тождественны. Древнегреческое слово “ethika” (от ethos) служит аналогом латинскому понятию “moralis” и русскому самобытному термину “нравственность”. Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать относительно самостоятельные смысловые оттенки. Со времен Аристотеля понятием “этика” стали обозначать ту область философских знаний, которая изучает человеческие добродетели. Все этический учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявление ее общего, сущностного значения, выраженного в системе норм, законов, ценностей, принципов, категорий. В этом смысле, этика в теоретической форме выступает как выражение высших моральных ценностей. Мораль и нравственность, соответственно, определяют значения этического знания в единичном и особенном. Это сфера психологического, чувственно-эмоционального восприятия этических норм, область свободы нравственного выбора, практических поступков людей.
Теоретическое, рациональное обоснование морали менее всего служит задаче приращения научного знания. Этику лишь условно можно называть наукой о морали. Да это и не нужно. Она формирует идеальные представления онравственно должном. Мораль говорит не о том, что было, есть и будет. Основываясь на обобщении практики поведения людей, она говорит <о том, что должно быть. Мораль замкнута на человека. Она — атрибут его существования, показатель его социальность. Мораль по природе своей субъективна. Целью этики, по словам Аристотеля, являются не знания вообще, а содержание и оценка поступков. Не случайно он называл этику практической философией.
Отношения людей в обществе бесконечно многообразны и в то же время конкретны. Они всегда строятся по поводу чего-то. Мораль, в отличие от конкретных, предметно обусловленных действий, всеобща. Она — универсальная общественная форма отношений людей, которая существует изначально и является условием возможности этих отношений. Иначе, мораль проявляет себя как общественное начало в человеке. Она связывает людей воедино до всех их прочих связей. Это единственно возможное условие взаимного сосуществования людей, то пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое,
По природе своей этика призвана решать практические нравственные проблемы. Ее задачей является не только теоретическое описание и объяснение морали, но прежде всего обоснование нравственных идеалов, образцовых моделей человеческих отношений и способов их реализации. Формализованные значения этих идеалов в виде системы нравственных норм, заповедей, традиций, сословных и профессиональных моральных кодексов служат условием и инструментом нравственного воспитания, нормативный моральной регуляции отношений людей в обществе, оценки их поступков.
Этическое знание, выраженное в системе моральных норм и ценностей, существует не само по себе, а только в связи с человеком, его сознанием и деятельностью. Этика наделяет человека статусом творца и носителя нравственности, определяет его как изначальную ценность и конечную цель функционирования моральной системы. Уже самые ранние этические учения рассматривают человека в качестве единственного и высшего критерия определения практически заданной общественной природы морали. Именно мораль служит универсальным способом и средством самопознания и самосовершенствования личности. Она обеспечивает высшую общественную и личную целесообразность, поддержание гармонии человека и общества, устойчивости всех звеньев общественного бытия.
Мораль — идеальное явление. Она вплетена в живую ткань духовного бытия человечества и каждого отдельного человека. Нравственные представления, переживания, мотивы, ценности, все идеально выраженные состояния морали составляют структуру и пространство морального сознания. Его за данность человеку, обществу позволяет определять мораль как одну из основных форм общественного сознания. Наряду с другими — наукой, политикой, правом, религией, искусством, философией — она определяет целостность исторических процессов, их преемственность, развитие духовной культуры человечества, служит необходимым условием воспроизводства общественной жизни.
Взаимосвязь морали с другими формами общественного сознания неоднозначна. С позиции социального содержания морали ее роль в общественно-исторической практике определена функционально. Вместе с иными формами сознания она способствует выбору мировоззренческих ориентаций людей, поиску и закреплению в сознании жизненных духовных ценностей. Нравственные начала служат условием становления личностных качеств человека, его воспитания. Мораль выступает особым способом нормативной регуляции
общественных отношений. В этих значениях мораль представлена в системе нравственных кодексов, моральных заповедях, научных и литературных произведениях, в обычаях и традициях людей. Мораль здесь вписана в рамки границ идеального бытия общественной системы как особенная его форма.
Однако духовная за данность морали несводима к иным традиционно понимаемым формам общественного сознания. Это связано с рядом ее специфических признаков.
Во-первых, все известные формы духовной жизни возникают во времени как результат исторического развития. Политические, правовые, научно-познавательные, религиозные, художественные отношения формируются с необходимостью на основе объективных причинных факторов— усложнения структуры потребностей, разделения труда, необходимости упорядочивания социальных связей, творческого отражения действительности и самовыражения личности. Мораль по своей сущности как бы предназначена человеку в качестве единственно возможного универсального способа личностной и общественной самоорганизации и развития.
Во-вторых, все виды духовной деятельности взаимосвязаны, но каждый из них имеет четко выраженные параметры своей социальной значимости. Политика не тождественна науке или религии. Формы общественного сознания заданы и институционально. Существуют государства, научные учреждения, религиозные организации и т. п., олицетворяющие собой определенные сферы духовно-практической деятельности людей. Моральное сознание не имеет таких границ и своих институтов. Оно органично входит в систему духовной культуры человечества, составляет ее ядро, олицетворяет наиболее существенное в идеальном бытии. Высшие побудительные мотивы общественного развития всегда содержат в себе нравственное значение, так как целью его является достижение общественного, группового или индивидуального блага. По природе своих общечеловеческих ценностных ориентаций мораль определяет перспективы исторического процесса.
В-третьих, каждая из форм общественного сознания имеет свое четко выраженное рационально-аксиоматическое значение. Все знают” что такое политика, ее направления, средства и формы деятельности, способы организации и т.п. То же можно сказать и по поводу нрава, искусства, религии, науки. Мораль — исключение. Никому и никогда, еще не удавалось дать содержательно полное определение любви, счастья, справедливости и иных нравственных ценностей. Эти значения определяются в исключительно субъективной форме. Пределы моральной истины ничем не ограничены в значениях самих моральных ценностей.
Мораль —-- уникальное социально-культурное и историческое явление, не имеющее аналогов ни в одной из сфер человеческой духовной деятельности. Любой элемент общественного сознания со стороны его идеальной формы, предметно - деятельностного воплощения, социальных носителей опосредован моралью и подчинен ей. В системе взаимодействия морали с другими формами общественного сознания нравственные ценности доминируют. Наиболее полно эта тенденция прослеживается в области политических, правовых и религиозных отношений, которые, включая в себя мораль, выполняют роль наиболее важных социальных регуляторов жизни людей, служат необходимым фактором организации и упорядочения общественных отношений.
Главное направление развития академической философии в Украине конца XIX - начала XX ст. определили тенденции, присущие тогдашней европейской философской мысли. Характерной Ее особенностью есть кризис порожден просветительской традицией рационалистической философии, что достойное завершение и выражение отобразилось в философских системах речників немецкой классической философии. Понимается неспособность присуща классической философии старания создать всеобъемлющие системы, превратить философию на “науку наук”, что прибирала на себя роль диктатора относительно специальных областей научного знания.
История нашей отечественной философии богата материалистическими традициями. Ее характеризуют демократическая и гуманистическая направленность, освободительные и революционные устремления, оригинальность мысли.