На пути реформ ЖКХ во всех странах встречаются трудности и противоречия экономического и морально-психологического характера. Наиболее болезненным для населения оказался повсеместный рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. На первом этапе во многих государствах уровень тарифов все еще регулировался. Тем не менее, расходы на их оплату росли очень быстро, опережая общий индекс потребительских цен и, хуже того, - увеличение доходов населения. В последние годы ситуация несколько изменилась: рост тарифов замедлился, а в динамике реальных доходов наметились положительные тенденции. Однако дореформенный уровень их достигнут далеко не везде и разрыв между тарифами и платежеспособностью населения сохраняется.
Положение на рынке коммунальных услуг в странах ЦВЕ, имея некоторые общие черты, в то же время заметно различается. Например, в Венгрии тарифы на энергию, газ и другие виды топлива за 1991-2001 гг. повысились в 14 раз, в Польше - в 18.5 раз, в дальнейшем рост был не такой большой и в целом придерживался уровня среднегодовой инфляции. К 2008 году, по сравнению с 2001 годом указанные выше тарифы увеличились в Польше – в 2,5 раза, в Венгрии в 2,8 раз (25; 43).
В Словакии тарифы на коммунальные услуги росли не такими высокими темпами, как в других странах региона. В стране до сих пор существуют крупные дотации государства предприятиям коммунальных услуг, благодаря чему удается сдерживать рост тарифов (25; 44).
Польша стала одной из первых среди посткоммунистических стран, начавших кардинальную реформу жилищно-коммунального хозяйства. За последние 15 лет ЖКХ страны успело приобрести признаки стабильности. У поляков давно нет таких проблем, как, например, массовые неплатежи. Здесь давно отработана система субсидий, тарифов, кредитов и льгот (25; 46).
Наряду с сохранением в Польше понятий муниципального, служебного и приватизированного жилья, в сфере обслуживания и содержания жилого фонда сегодня наиболее развито то, чего так добиваются сделать и в родном Отечестве - ТСЖ. Товарищество оплачивает все услуги (отопление, водоснабжение, электроэнергия и т.д.), а с неплательщиками разбирается уже самостоятельно — максимальный срок неуплаты составляет, как правило, 3 месяца. Само же товарищество не связано ни с какими жэками-дезами и напрямую заключает договора с местными фирмами на оказание услуг по вывозке мусора, обслуживанию лифта или ремонту водопроводных кранов. При всем этом тарифы на услуги не могут быть произвольно завышены — они утверждаются органами государственной власти, однако даже в стоящих рядом жилых домах могут отличаться друг от друга. При определении тарифа учитывается довольно широкий список критериев: конструкция здания, материал оконных и дверных проемов, крыша, возраст здания и многое другое (25; 46).
За качество жизни приходится платить — у среднестатистической польской семьи на оплату жилищных расходов может уходить до 50 процентов всех доходов. (Средняя зарплата по стране 700-800 евро, бюджет Семьи соответственно 1200—1800 евро). Вместе с тем, если говорить о платежеспособности населения, то уровень оплаты услуг ЖКХ достиг уже почти 90 процентов (у нас он колеблется в районе 60%), хотя должники тоже не исчезли, несмотря ни на какие ухищрения властей (25; 17).
В отношении злостных не плательщиков в стране с 1994 года действует довольно жесткий закон об "эксмиссии", что переводится на русский язык – как принудительное выселение. В период с 1994 по 1998 год была произведена "эксмиссия" 6656 семей. Еще почти в пяти тысячах случаев при выселении предоставлялась иная, более дешевая жилплощадь. Но в 2003 году Конституционный трибунал Польши признал противоречащими основному закону страны некоторые положения о принудительном выселении лиц, не оплачивающих квартплату и коммунальные услуги. (25; 45).
По решению Трибунала, в том же году запрещено выселять беременных женщин, детей, инвалидов и их опекунов. Остальные нерадивые неплательщики по-прежнему подлежат выселению из занимаемого жилья. При этом Трибунал постановил, что прежние случаи выселения не подлежат пересмотру.
Еще одной немаловажной проблемой ЖКХ Польши остается наличие огромного количества панельных многоэтажных домов, которые постепенно приходят в негодность. Первые панельные дома начали появляться в Варшаве еще в 1958 году, а в начале 60-х годов в Польше была принята программа их массового строительства, предполагала сдачу в эксплуатацию до 220 тысяч квартир в год. На сегодняшний день в построенных еще во времена Польской Народной Республики многоэтажных домах проживает каждый третий поляк.
Как раз среди жителей панельных домов и развита вторая по популярности в Польше форма обслуживания и содержания жилого фонда – жилищные кооперативы, которые при всех бесспорных плюсах объединяет одна общая беда – недостаток средств на капитальный ремонт зданий. Поскольку государственных программ дофинансирования ремонтов многоэтажных домов в Польше практически не существует, панельные дома на окраинах местных городов, несмотря ни на что, будут еще долго напоминать о былых временах.
Реформы в сфере ЖКУ заметно усложнили материальное положение граждан. В большинстве стран темпы роста тарифов на основные виды коммунальных услуг были галопирующими. И хотя в последние годы ситуация стала выправляться, резкий спад уровня жизни еще не преодолен. У определенной категории граждан периодически возникают сложности с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Ее доля в текущих расходах домохозяйств везде увеличилась. В итоге в семейных бюджетах ЖКУ занимают теперь второе место после продовольствия, изменив, таким образом, всю структуру расходов на личное потребление. В общей сумме затрат на ЖКУ преобладающая часть приходится на коммунальные услуги, которые составляют в Польше 2/3, Венгрии и Словакии - 4/5 всех расходов на ЖКУ (45: 48). К группе населения, у которой питание и содержание жилища - основные расходные статьи семейных бюджетов, относятся пенсионеры, семьи с детьми и семьи, где есть безработные. Чтобы облегчить их положение, во всех странах введены программы, предусматривающие помощь в оплате ЖКУ, выделяются так называемые целевые дотации для нуждающихся. Они предоставляются домохозяйствам, имеющим право на льготы на основе конкретных предварительных критериев. Типичной формой таких дотаций является пособие на жилье. Оно обычно выплачивается ежемесячно, а его сумма зависит от дохода семьи, ее состава, жилой площади и величины жилищных расходов. Например, в Польше соответствующий закон, принятый в 1994 г., дает муниципалитетам право распределять жилищные пособия, право на которые имеют все граждане. Чаще всего в них нуждаются жильцы кооперативных квартир. Одна из форм помощи в Польше состоит в строительстве социального жилья. Для этого создан Национальный жилищный фонд, осуществляющий финансирование ассоциаций, строящих и эксплуатирующих жилищный фонд, предназначенный для малообеспеченных граждан. Подобные ассоциации не являются коммерческими (то есть получающими прибыль) организациями. Аналогичные системы помощи существуют и в других странах ЦВЕ (25; 26).
Однако меры по социальной защите населения не могут полностью компенсировать снижение качества жизни людей. Во-первых, далеко не всегда рост тарифов сопровождается адекватным повышением качества коммунальных услуг, а просто отражает инфляционные процессы. Во-вторых, во многих странах индекс цен (тарифов) на ЖКУ до сих пор растет быстрее реальных доходов населения. В таких ситуациях государство не всегда имеет возможность оказывать полноценную помощь. Особенно сложное положение в странах, где экономические реформы идут медленно и трудно. Вместе с тем нельзя не отметить положительные сдвиги в развитии жилищного сектора в регионе, в частности повышение качества строящегося жилья: увеличение площади квартир и доли многокомнатных жилищ. Но осилить их покупку пока могут далеко не все желающие; разрыв в доходах населения везде весьма высок. По мнению международных экспертов, решению данной задачи могли бы помочь целевые дотации, выделяемые для облегчения оплаты жилищно-коммунальных услуг (25; 49).
Перейдем к описанию того положительного опыта предоставления коммунальных (муниципальных) услуг, который на наш взгляд присутствует в Венгрии, Польше и Словакии.
В первую очередь, отметим, как ранее для Франции и Финляндии, огромную роль объединений собственников жилья в вопросах связанных с коммунальными услугами. Кроме того сохранялись: сдвиги в структуре источников финансирования жилищного строительства в пользу частного сектора; приватизация, реституция жилищ; изменения в механизмах содержания жилфонда и оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также в механизмах социальной защиты населения по предоставлению и содержанию жилищ, в чем мы видим схожесть с Российской Федерацией.
Положительным итогом нам кажется также приватизация. Под приватизацией во Венгрии, Словакии и Польши понимают передачу частным лицам не только собственность, но и контроль над государственными и муниципальными предприятиями и активами, то есть приватизацию без передачи имущественных прав. В этом плане нам представляется важным внедрение в России именно этих принципов приватизации.
Интересным, также, нам кажется опыт Словакии по сохранению крупных дотаций предприятиям ЖКХ.
Для конкретизации анализа приведем некоторые цифры (25; 28).
Во Польше, в 2008 году, по сравнению с 2000 тарифы на энергию, газ и другие виды топлива повысились в 2,5 раза, в Венгрии за этот же период тарифы выросли в 2,8 раза, в Словакии в 1,8 раза.
В Польше в 2000 году оплата коммунальных услуг составляла примерно 14% дохода средней семьи из четырех человек, в Венгрии – 13%, в Словакии 9 %. В 2008 году эти показатели составляли 19, 21 и 13 % соответственно. В целом увеличение для Венгрии и Польщи, как мы видим довольно существенно. В Словакии за счет систем дотаций государства этот рост в целом незначителен и соответствует тенденциям, например, Финляндии.