Председатель правления Народной партии "Свободная Россия", председатель исполкома и член Политического консультативного совета "Гражданского союза", член Правления Международного движения Демократических Реформ.
"...Наш кандидат - Василий С.Липицкий,
Ученый доктор, чуть за сорок лет".
(Из предвыборной песни-листовки. Песня состояла из нескольких куплетов, помещенных ниже в тексте. Желающие могут составить законченный текст из помещенных нами фрагментов.)
Василий Семенович Липицкий, укранец, родился в Москве 19 июня 1947 г. в семье профессора, военного историка. О детских и юношеских годах Василия Семеновича известно мало - в интервью он старательно избегает говорить не только о своем детстве, но и вообще о себе. Однажды корреспондент "Подмосковных известий", притупив бдительность о то обстоятельство, что Василий Семенович был одним из немногих политиков, сидевших на Съезде народных депутатов вместе с журналистами, и потому "легко шедшим на общение", домогался у Липицкого ответа на вопрос, что тот пожелал бы увидеть на своем новогоднем столе (дело было накануне Нового года). Василий Семенович ответил достойно. "Честно говоря, - сказал он, - гораздо более важны сейчас такие нематериальные ценности, как гражданский мир, стабильность, уверенность в завтрашнем дне - то, без чего трудно представить себе Новый год". В том же интервью на вопрос о собственных "природных качествах" Липицкий шутливо заявил: "Мне сложно диагностировать самого себя. Обычно для этого собирают консилиум, который для полноты картины требует вскрытия".
В 1964 г. Василий окончил школу и поступил (что почти естественно) на исторический факультет МГУ им.Ломоносова, но не сразу, а поработав в 1964-65 годах старшим архивно-техническим сотрудником Центрального государственного архива Древних актов.
В армию Липицкий не попал, стал студентом и студенческие годы активно занимался работой в комсомоле, опыт которой позволил ему уже после окончания университета (диплом о высшем образовании он получил в 1970 г.) до 1973 г. работать инструктором Центра штабов студенческих строительных отрядов при ЦК ВЛКСМ (опыт своей работы он обобщил в кандидатской диссертации по философии "Производственный труд как фактор формирования советского специалиста (по материалам "третьего семестра" студенческой молодежи)"), и принимать участие в работе парткомиссии Центра штабов. По словам очевидцев, любимым вопросом Липицкого к неофитам был вопрос о том, в чем разница между американскими профсоюзами АФТ и КПП. Гордость Василия Семеновича вызывало то, что никто на сей вопрос так и не смог ответить. В предвыборной песне-листовке об этом обстоятельстве жизни Липицкого говорилось таким образом:
Он с юности стремился к созиданью,
И опыт дал студенческий отряд:
В глухих местах России коровники пустые
Его руками сложены стоят.
Коровники эти как бы отошли в область воспоминаний, когда Василий Семенович на целые 10 лет стал сотрудником научно-исследовательской лаборатории коммунистического воспитания молодежи МГУ, где он работает сначала старшим научным сотрудником, а затем и заведующим отделом. Наступает 1983 г., и Василий Липицкий, к тому времени уже отец двоих детей (дочь родилась в 1971 г., а сын - в 1979, а предвыборная песнь сообщала, что он
Жену-врача лелеет, двоих детей имеет,
Бывает он и нежен, и суров),
переходит на работу в Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС - сначала исполняющий обязанности старшего научного сотрудника, через некотрое время он уже заместитель руководителя редакции, позже - заведующий сектором. Там же, в ИМЛ, Липицкий защищает вторую, уже докторскую диссертацию, становится доктором философских наук. "Предвыборная песнь" уверяла, что в институте он кроме прочего
...Работы создал многие - борьба за экологию
Его трудов излюбленный предмет.
(Перу Липицкого принадлежит несколько книг по проблемам взаимоотношения личности и экологии, по проблеме труда и стимулирования производства, а также ряд статей).
В некоторых посвященных Василию Семеновичу статьях априори высказывалось мнение, что диссертация была плоха и, естественно, напичкана цитатами, позволявшими либо пересказывать марксистские догмы, либо (как это имело место в диссертации "прораба перестрйки" Ю.Афанасьева) "критиковать немарскистские направления" в философии ли, в историографии ли, или где-нибудь еще. У нас, впрочем, создается впечатление, что диссертацию Липицкого мало кто читал, и уж верно этого не сделали берущие на себя смелость о ней писать. В одном можно согласиться с иными авторами: ИМЛ, где диссертация защищалась, был в те годы одним из самых элитарных партийных учреждений, благодаря чему Липицкий, если и не принадлежал к тогдашней элите, то по крайней мере был к ней достаточно близок. Впрочем, "предвыборная песнь", допуская некоторый анахронизм, убеждала, что все вышесказанное пустяк, что на "связь" Липицкого и ИМЛ не стоит обращать внимания, что
Он в Институт марксизма-ленинизма
Пришел с началом бурных перемен.
Пусть то страшить не будет - порядочные люди
Выходят в мир из самых разных стен.
(Заметим к слову, что и сама песнь, вышедшая из недр ИМЛ, как будто бы пытается усомниться в "порядочности" этого заведения.)
Прошло несколько относительно спокойных лет в Институте марксизма-ленинизма, и вдруг все увидели, что
В стране гуляет ветер перестройки,
Россия перед выбором стоит.
Выбор предполагал полемику, и именно полемика в прессе впервые сделала заметным Василия Липицкого, одним из первых в газете "Правда" давшего (по меткому замечанию одного из журналистов) "отлуп" Ларисе Попковой (больше известной под своей настоящей фамилией Пияшева, бывшей одно время сподвижницей Гавриила Попова, сторонницей "обвальной" приватизации) за ее статью в журнале "Новый мир", где чуть ли не впервые в советской печати упомянуто было о достоинствах рыночной экономики. "Отлуп" "отлупом", но активная политическая жизнь Липицкого началась лишь в следующем, 1989 г., когда он выдвинул свою кандидатуру на выборах в народные депутаты РСФСР, обойдя нескольких конкурентов, но не одолев одного - от Демроссии. Россия, делавшая выбор,
Кого из кандидатов избрать ей депутатом,
Чтоб был народ одет, обут и сыт,
не остановила его на Липицком. Но волна политической эйфории несла его.
Проблемы нашего района
Не по наслышке [орфография подлинника] знает кандидат.
Он жил здесь много лет, увидел тьму и свет
И понимает - нет пути назад.
В члены КПСС Липицкий был принят в 1976 г., а в 1989 он вступил в Московский партийный клуб "Коммунисты за перестройку", и в составе этого клуба участвовал в создании Демократической платформы КПСС. В июне-сентябре 1990 г. Василий Липицкий оказался делегатом сразу двух партийных съездов - Учредительного съезда компартии РСФСР, на котором он был даже избран членом Центрального Комитета, и XXVIII Съезда КПСС. КПСС тогда многие предрекали раскол, и действительно большая часть лидеров Демократической платформы съезд покинула. Но Липицкий остался. Не покладая рук он создает внутри КПСС Демократическое движение коммунистов и выступает в печати с подробными объяснениями своей позиции и позиции своих стронников. "Цель Демократического движения коммунистов, - писал он в январе 1991 г., - преобразование КПСС из государственной структуры в современную левую политическую партию, разделяющую принципы Декларации Социалистического Интернационала: демократический социализм, свободу, равенство, справедливость и солидарность". Приверженность идеям Социнтерна Липицкий объяснял тем, что в СССР творческое развитие социалистической мысли было на многие годы приостановлено, в то время как в партиях Социнтерна "активно шел процесс теоретического анализа действительности с позиций социалистического прогресса", а итоги этого анализа "созвучны формирующемуся новому политическому мышлению КПСС, Программному заявлению XVIII Съезда".
Дававший негативную оценку рыночным идеям Попковой-Пияшевой, Липицкий видел теперь главную задачу коммунистов в том, чтобы "содействовать коллективам в их адаптации к условиям рынка", чтобы спешно переориентировать систему политпросвещения "от заучивания цитат классиков на прикладные вопросы рыночной экономики...".
Можно сказать, что Липицкий одним из первых в КПСС, если не понял, то по крайней мере открыто заявил о трудностях, сопутствующих тогдашней новинке - выборам, и свою задачу определял так: "Мы должны находится там, где собираются люди, широко открывать двери туда, где собираемся сами, - только так окажется возможным заслужить доверие избирателей".
Одним из первых заговорил он и о потребности в "тактическом блоке реформаторского крыла КПСС с либерально-демократическими партиями и объединениями во имя дальнейшей демократизации общества и выполнения программы экономической реформы". И сразу оговаривался: "Вести блоковую политику, свободную от идеологических шор и стереотипов, может вести лишь партия обновленная, в том числе и организационно". Тогда Липицкий видел это обновление в складывании нового партии "снизу", из действий рядовых коммунистов, наделенных широкими правами: от формирования бюджета партии "снизу-вверх" и свободы самоопределения путем объединения вокруг идейно-политических платформ до возможности свободного объединения в первичной организации по любому (производственному, профессиональному, территориальному и т.д.) признаку. "Вопрос стоит только так, - писал Липицкий, - измениться ей (КПСС) или исчезнуть как реальной политической силе". Он призывал к компромиссам, укоряя в неспособности к таковым "хлопнувших дверью" лидеров Демплатформы. Он считал компартию "влиятельным фактором нашей общественной жизни" и держался за нее, предполагая сформировать внутри нее такую демократическую платформу, на основе которой можно было бы обеспечить "прогрессивность" решений грядущего партийного съезда.