Смекни!
smekni.com

Ян Амос Коменский (стр. 4 из 6)

· от простейших начал переходить к общему

· распределять занятия по врмени и порядку

· учиться по книгам, предназначенным именно для данного класса

Легкость обучения и учения достигается в том случае, если:

· обучение начнется рано;

· разум будет подготовлен для этого;

· будет идти от более легкого к более трудному;

· от общего к частному;

· никто не будет перегружен чрезмерным количеством учебных предметов;

· учеников не будут принуждать заучивать то, что ими хорошо понытно и осмысленно;

· все будет преподаваться для приложения к жизни;

· все будет преподаватся по одному и тому же методу.

Основательность обучения и учения будет достигнута, если:

· будут заниматься полезными вещами;

· всему будет положено прочное основание;

· последующее будет опираться на это основание;

· все, что имеет взаимную связь, постоянно будет соединяться;

· все будет закрепляться постоянными упражнениями.

Быстрота в обучении будет достигнута, если:

· во главе одной школы или одного класса будет стоять один учитель;

· один предмет будет изучаться по одному автору;

· одна работа будет задаваться всему классу;

· по одному и тому же методу будут преподаваться все науки и языки и т.д.

Эти требования, предъявленные Коменским к обучению, и положения, выработанные к их осуществлению, представляют собой сердцевину дидактического учения Коменского. Большинство этих требований и правил не только прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое и практическое значение для нашей дидактики и школы.

Величайшей заслугой Коменского является раскрытие природы процесса обучения, в частности основных качественных сторон. характеризующих обучение как процесс с дидактической точки зрения. Коменский, рассматривая обучение как специфический прцесс отражения действительности, считал, что процесс обучения и его закономерности базируются на закономерностях процесса познания - на гносеологических началах материалистического эмпиризма и на принципе природосообразности.

В учении Коменского отностиельно природы и закономерностей обучения важным являются его взгляды по вопросу о ступенях обучения. Коменский впервые в истории дидактической мысли не только ввел понятие о ступенях обучения, но и дал анализ этих ступеней и разработал определенную теорию. Он писал: “В каждом обучении имеются три точно определенные ступени: начало, продолжение и конец.” Все эти компоненты последовательно связаны друг с другом и обусловливают друг друга.

Что подразумевает Коменский под каждой из этих ступеней?

Коменский разрабатывает вопрос о природе процесса обучения и его закономерностях с гносеологических позиций. Исходя из того положения материалистического эмпиризма, что не может быть ничего такого в сознании человека, чего бы раньше не было в ощущениях, он считает, что ключом к обучению, его началом является чувственное восприятие, чувственное обучение. Прежде предмет, а затем или параллельно слово - таково исхожное дидактическое положение Коменского. Это положение является универсальным, золотым правилом обучения. Чувственное восприятие и есть первая ступень обучения.

За этой ступенью следуют словесные пояснения учителя, сравнения, обобщения, абстракции. На этой ступени разрабатывается и расширяется понятие того, что путем ощущения, посредством органов чувств отразилось в сознинии учащихся. Эту вторую ступень Коменский называет ступенью продолжения или пояснения.

Но на данной ступени процесс обучения не заканчивается. Знание будет полным и действительным, когда оно в результате длительных упражнений и использования на практике становится прочным, когда учащийся в любой момент может восстановить его в памяти, изложить и использовать в дальнейшем. Эту третью ступень Коменский называет ступенью упражнений. Упражнениям Он придает настолько важное значение, что отводит им 2/3 урока.

Относительно общей природы процесса обучения Коменский пишет: “Эти занятия должны вестись по одному и тому же методу. Это достигается:

1) посредством постоянного паралелизма предметов, понятий и слов;

2) посредством знания, понимания, применения;

3) посредством примеров, правил, упражнений.

Упражнения или практика происходят посредством самостоятельного наблюдения, самостоятельной речи, самостоятельных действий.

Коменский не только глубоко обосновал требование связи теоретического обучения с практикой, но и определилструктурные части проецесса обучения, его ступени:

1) чувственное восприятие;

2) пояснение;

3) упражнение.

На первой ступени обучения служат внешние чувства ( зрение, слух, обаняние, осязание) - “для все более и более отчетливого наблюдения вещей ); на второй - разум - “для все более и более глубокого проникновения в вещи”; на третьей ступени - память - для все лучшего и лучшего усвоения; язык - для того, чтобы понятное уметь высказывать все лучше и лучше. Руки - чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно”.

Все эти три ступени обучения Коменский рассматривал дифференцированно в соответствии с возрастом учащихся и формированием самого обучения. Первая ступень - у малых детей, вторая ступень - у взрослых, но еще не обученных к искусству, третья ступень - люди, которые уже знают способ действия. Коменский видел закономерность ступеней процесса обучения в связи с возрастом учащихся.

Общепедагогические основы обучения

В основу своего педагогического, и в частности, дидактического учения Ян Коменский вложил три важнейших принципа:

1) воспитывающий характер обучения;

2) связь обучения с жизнью, с действительностью;

3) соответсвие обучения возрасту учащихся.

В процессе воспитывающего обучения формируются моральные качества человека. По мнению Коменского “никто не может сделаться образованным буз воспитания или культивирования, т.е. буз прилежного обучения и попечения”. Итак, дидактика Коменского оприрается на идею воспитывающего обучения.

1. Коменский выдвинул принцип соединения обучения с воспитанием и превый в истории педагогики определил основные положения этого принципа.

2. Идея воспитывабщего обучения у Коменского проникнута духом народности и гуманности, выражает требования не только богатых, но и третьего сословия.

3. Взгляды Коменского на воспитывающее обучение используются и современной дидактикой.

С идеей воспитывающего обучения тесно связано требование связи обучения с жизнью. Коменский дал прогрессивные для того времени и хорошо разработвнные рекомендации по этому требованию. Вот несколько основных положений Коменского:

1. “Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе”

2. “Школы, движимые и исполненные потребностями природы, должны учить: 1) теории, 2) практике, 3) употреблению всех хороших и полезных вещей”.

3. “Если что-либо нужно сообщить юношеству даже и ради настоящей жизни, все это должно быть таково, чтобы, не мешая той вечной жизни, и в настоящей жизи приносило бы единственную пользу”.

4. “Кому нужны эти пустяки? Какой смысл изучать то, знание чего не принесет пользы, а незнание не принесет вреда и от чего в дальнейшем возрасте придется отучиваться или что придется среди занятий забывать? Нам есть чем заполнить ту короткую жизнь, даже если ни одной ее капли не тратить на пустяки. Итак пусть будет задачей школы занимать юношество только серьезным”.

5. “Нужно преподавать только то, что приносит самую основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни”.

6. “Какое бы занятие не начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, докозать превосходство этого предмета, его пользу, приятность и только то, что можно”.

7. “При усвоении всякого предмета точас нужно обдумать, какую это принесет пользу, чтобы ничего не изучать напрасно”.

8. “В школе следует приучать всех учеников применять к делу свои знания и мудрость, держась в отношении к вещам, которые находятся у них под руками, в отношении к ближним, с которыми они вместе живут, и в отношении к богу, под оком которого они ходят, так, чтобы с пользой продолжать в течение всей жизни начатое в школе направление”.

9. “Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели и, наконец, блаженства”.

Наряду с этими и сдругими указаниями Коменский дает такие наставления и поучения методического характера о связи общения с жизнью, которые и поныне сохранили свою справедливость. Приведем несколько наиболее типичных из этих высказываний:

1. “Полезно давать детям для игры деревянные или оловянные лошадки, коров, овечек, колясочки, горшочки, столы, стулья, кружки, кастрюльки; они будут служить не только джля игры, но и для содействия понимания вещей. Ведь это и означает учить маленьких детей жизни, т.е. постепенно открывать им глаза на эти маленькие вещи, чтоьбы они не оставались слепыми в больших”.

2. “Так как жизнь придется проводить в общении с людьми и в деятельности, то нужно научить детей не бояться человеческого лица и переносить всякий честный труд, чтобы они не стали нелюдимыми или мизантропами, тунеядцами, бесполезными бременем земли. Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни”.

3. “Ученики должны ознакомиться со всеми более общими ремесленными приемами отчасти с той только целью, чтобы не оставаться невеждами ни в чем, касающимися человеческих дел, отчасти даже и для того, чтобы впоследствии легче обнаруживалась их природная наклонность, к чему кто чувствует преимущественное призвание.”