Смекни!
smekni.com

Автобиографическое начало в творчестве Гоголя 2 (стр. 13 из 14)

Гоголь видел достоинство театра в том, что этот вид искусства способен объединить одним чувством сразу множество народу. Он писал в своем письме: "Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем ни схожая между собой, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом". Подобную этому мысль Гоголь высказывал в "Театральном разъезде после представления новой комедии": "А вон стонут балконы и перила театров: все потряслось снизу доверху, превратясь в одно чувство, в один миг, в одного человека, и все люди встретились, как братья, — в одном душевном движенье". В "Театральном разъезде" Гоголь говорил также о смысле искусства: "А вон, среди сих же рядов потрясенной толпы, пришел удрученный горем и невыносимой тяжестью жизни, готовый поднять отчаянно на себя руку, — и брызнули вдруг свежительные слезы из его очей, — и вышел он примиренный с жизнью и просит вновь у неба горя и страданий".

Тем не менее, письмо "О театре" встретило отрицательную оценку о. Матфея Константиновского. Христианская церковь не считала влияние театра на общество хорошим. Отцы и учители Церкви, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, а также русские святители — митрополит Московский Филарет, Феофан, Затворник Вышинский, позднее Св. Праведный Иоанн Кронштадтский обличали театральные зрелища. Гоголю были известны "Толкования на Святого Матфея Евангелиста" Иоанна Златоуста, где он писал о вреде театра.

Поэтому, скорее всего, о. Матфей и не считал нужным отыскивать смысл в таком виде искусства.

В письме к о. Матфею от 9 мая 1847 года Гоголь объяснял цель своей статьи: "Статью о театре я писал не с тем, чтобы приохотить общество к театру, а с тем, чтобы отвадить его от развратной стороны театра. ‹...› Я только думал, что нельзя отнять совершенно от общества увеселений, но надобно так распорядиться с ними, чтобы у человека возрождалось само собою желание после увеселения идти к Богу — поблагодарить Его ‹...›. Вот была основная мысль той статьи, которую я сумел хорошо написать". И, далее, в том же письме: "Письмо о театре я писал, имея ввиду публику, пристрастившуюся к балетам и операм" (Гоголь, т. 9, c. 381).

Однако со временем отношение Гоголя к этой проблеме изменилось. В 1842 году он писал М. С. Щепкину: "Помните хорошенько, что уж от меня больше ничего не дождетесь. Я не могу и не буду писать ничего для театра".

Заключение

В настоящей работе предполагалось показать, как отразилось в творчестве Гоголя автобиографическое начало. Материалом для раскрытия этой темы послужила переписка Гоголя, воспоминания о нем современников и биографические труды, а также те фрагменты его произведений, где он прямо говорил о себе.

В работе рассматриваются три произведения Гоголя: “Портрет”, “Мертвые души” и “Выбранные места из переписки с друзьями”. В первой главе, посвященной “Портрету”, сравниваются две редакции повести. В работе мы приводим воспоминания современников Гоголя о его пребывании в Риме и увлечении живописью. Особенно большое значение для понимания отношения Гоголя к искусству имеет книга Н. Г. Машковцева “Гоголь в кругу художников”, материалы которой приводятся в работе, а также воспоминания А. О. Смирновой о нем. В повести "Портрет" выразилось глубокое убеждение автора в том, что искусство может служить разным целям, и главной задачей художника должно быть прославление Бога искусством. Об этом аспекте повести писал Н. Котляревский в своей статье “Художественное, философское и автобиографическое значение повести Гоголя “Портрет”, о которой говорится в работе. Так, в “Портрете” отразились также собственные художественные задачи и духовные устремления Гоголя.

Во второй главе работы говорится о поэме Гоголя “Мертвые души”. В этой главе мы приводим основные положения работы Б. Н. Скворцова “Личные источники “Мертвых душ”, написанной на сходную тему. В поэме можно найти много автобиографических подробностей. Некоторые детали “Мертвых душ” связаны с эпизодами из жизни, это можно увидеть, сравнивая текст поэмы с воспоминаниями о Гоголе современников. Огромное значение для раскрытия темы в поэме “Мертвые души” имеют “Четыре письма по поводу “Мертвых душ” из “Выбранных мест из переписки с друзьями”, в которых автор писал об одном из “лирических отступлений”, объясняя его, а также вообще о замысле поэмы. Понять многое из того, что хотел выразить автор в поэме, помогает и “Авторская исповедь”. В настоящей работе уделяется внимание тому, как отразились в произведении воспоминания Гоголя о пребывании в Нежинской гимназии.

Третья глава работы посвящена “Выбранным местам из переписки с друзьями”. Эта книга представляет собой во многом автобиографическое произведение, так как в основе ее лежат письма к разным лицам. В работе мы сравниваем главы “Выбранных мест из переписки с друзьями” с письмами Гоголя, на которые он опирался, составляя книгу.

Творчество Гоголя было неразрывно связано с его духовной жизнью. Особенно это проявляется при сравнении мыслей, высказанных им в его произведениях, с его выписками из творений святых отцов и учителей Церкви.

Однако мы сознаем, что тема до конца не исчерпана. В других произведениях Гоголя тоже можно найти автобиографические мотивы, о которых не говорится в настоящей работе.

Библиографический список

1. Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 9 т. — М.: Русская книга, 1994.

2. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений в 14 т. Л.: — Акад. наук СССР, 1937. – 1952.

3. Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем // Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952. — С. 87 – 209.

4. Анненков П. В. Н. В. Гоголь в Риме летом 1841 года // Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952. — С. 203 – 316.

5. Арнольди Л. И. Мое знакомство с Гоголем // Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952. — С. 472 – 499.

6. Барабаш Ю. Гоголь. Загадка “Прощальной повести”. Выбранные места из переписки с друзьями. М.: Художественная литература, 1993.

7. Белинский В. Г. Из статей и писем // Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952. — С. 340 – 389.

8. Белый А. Мастерство Гоголя. — М. — Л., 1934.

9. Берг Н. В. Воспоминания о Гоголе // Гоголь в воспоминаниях современников. — М., 1952. — С. 499 – 511.

10. Библиографическая хроника // Финский вестник — 1847. — С. 33 – 37.

11. Бодянский О. М. Из дневников // Гоголь в воспоминаниях современников. — М., 1952. — С. 428-434.

12. Буслаев Ф. И. Из “Моих воспоминаний” // Гоголь в воспоминаниях современников. — М., 1952. — С. 223 – 225.

13. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинников свидетельств современников / Подг. текста и примеч. Э. Л. Безногова. — М.: Московский рабочий, 1990.

14. Воропаев В. А. Духом схимник сокрушенный… / Прометей. — 1990. — С. 262 – 272.

15. Воронский А. Избранные статьи о литературе. — М., 1982.

16. В лета моей юности. Н. В. Гоголь на Полтавщине. / Сост. и текст Н. А. Высоколовой. — М.: Планета, 1991.

17. Галахов А. Д. Из сороковых годов // Гоголь в воспоминаниях современников. — М., 1952. — С. 403-407.

18. Герцен А. И. Из дневников, мемуаров и статей // Гоголь в воспоминаниях современников. — М., 1952. — С. 389-396.

19. Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. — М. — Л., 1966.

20. Гиппиус В. В. Н. В. Гоголь в письмах и воспоминаниях. — М., 1931.

21. Н. В. Гоголь. Материалы и исследования. / Под ред. В. В.Гиппиус. М. —Л.: Акад. наук СССР, 1936.

22. Горленко В. П. Рассказ Якима Нимченко о Гоголе // Гоголь в воспоминаниях современников. — М., 1952. — С. 81 – 83.

23. Грот Я. К. Воспоминания о Гоголе // Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952. — С. 414 – 416.

24. Чуковский Г. А. Реализм Гоголя. — М. — Л., 1951.

25. Гусева Е. Н. Воспоминания Г. П. Галагана о Гоголе. Памятники культуры. Новые открытия. — М., 1984. — С. 64 – 69.

26. Данилевский Г. П. Знакомство с Гоголем // Гоголь в воспоминаниях современников. — М., 1952. — С. 434 – 469.

27. Жуковский В. А. Собр. Соч.: В 6 т // Под ред. П. А. Ефремова, — СПб., 1878.

28. Золотоусский И. П. Гоголь. — Жизнь замечательных людей. — М.: Молодая гвардия, 1984.

29. Иваницкий И. И. Гоголь — адъюнкт-профессор // Гоголь в воспоминаниях современников. — М., 1952. — С. 83 – 87.

30. Св. Иоанн Златоуст. Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа-Константина града Златоустого избранные творения. Толкование на св. Матфея Евангелиста. Книга 1. — М.: Изд. отд. Московского Патриархата, 1993.

31. Иордан Ф. Н. Из “Записок” // Гоголь в воспоминаниях современников. — М., 1952. — С. 220 – 223.

32. ‹Исаак Сирин›. Иже во святых отца нашего Исаака Сирина слова подвижнические. М.; изд. Донского монастыря и изд. Правило веры. 1993. – Репринт. 1911.

33. Котляревский Н. Художественное, философское и автобиографическое значение повести "Портрет" // Н. В. Гоголь. Его жизнь и сочинения / Под ред. В. Покровского — М., 1915. — С. 225 – 228.

34. Кулиш П. А. Опыт биографии Н.В. Гоголя. — СПб., 1954.

35. Лонгинов М. Н. Воспоминание о Гоголе // Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952, — С. 70 – 75.

36. Макогоненко Г. П. Гоголь и Пушкин. — М., 1985.

37. Манн Ю. В. В поисках живой души. — М.: Книга, 1987.

38. Манн Ю. В. Смелость изображения. — М.: Детская литература, 1975.

39. Матвеев П. Гоголь в Оптиной пустыни // Русская старина. — 1903, № 2. — С. 301 – 307.

40. Машинский С. Гоголь. — М., 1951.

41. Машинский С. Художественный мир Гоголя. — М., 1979.

42. Машковцев Н. Г. Гоголь в кругу художников. — М.: Искусство, 1955.

43. Мундт Н. Л. Попытка Гоголя // Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952. — С. 65 – 70.

44. Николаев Д. Сатира Гоголя. М.: Художественная литература, 1984.

45. Оболенский Д. А. О первом издании посмертных сочинений Гоголя // Гоголь в воспоминаниях современников. — М., 1952. — С. 544 – 557.

46. Панаев Н. П. Из “Литературных воспоминаний” // Гоголь в воспоминаниях современников. — М., 1952. — С. 209 – 218.