«Личность и государство» в произведение Замятина «Мы». Роман Замятина «Мы» написан в 1921 году, в сложное для нашей страны время. Россия прощается со «старым миром» и строит «новую жизнь». Роман впервые публикуется в нашей стране в 1988 году в журнале «Знамя». Замятин в своей антиутопии «Мы» рисует будущее мрачными красками. Описывая общество, где поклонение всему техническому и математическому доведено до абсурда, он стремится предупредить людей о том, что технический прогресс без соответствующих нравственных законов может принести страшный вред. В его Едином Государстве, несмотря на высокий уровень развития науки и техники, искажены общечеловеческие понятия о добре и зле, отрицается творческое начало в человеке,
ценность человеческой личности автор показывает нам государство, представляющее собой огромный слаженный механизм, который работает в точном соответствии в
расписанием, запрограммированным скрижиталью. Автор показывает читателям не государство, в которое состоит из личностей, а государство, где человек лишь только
часть государства. Люди в этом обществе – это мелкие винтики, на которых держится вся конструкция Единого Государства. Все эти «винтики» лишены человеческого «Я», и это автор подчеркивает тем, что не дает героям своего романа имена. Вместо имен он дал
им «нумера». В этом романе, по-моему, одна из главных проблем это обезличивание, обездушивание, омашинивание людей. В романе личность ничего не значит. «Я» просто
не существует. «Я» превратилось в «Мы», здесь каждый человек «не один», а «один из». Сравнить «Я» и «Мы» можно на примере весов. Две чаши весов: на одной
грамм – «Я», на другой тонна – «Мы», Единое Государство. Грамм не может уравновесить тонну, из этого следует, что тонне – права, грамму – обязанности. Четкое расписание до мельчайших подробностей, при котором забывалось и не ощущалось собственное «Я». Главная черта Единого Государства это отсутствие собственной свободы, собственного «Я». Был создан механизм, состоящий из тысяч винтиков «Я». «Мы идем – одно миллионно-головое тело, и в каждом из нас – та смиренная радость, какою, вероятно, живут молекулы, атомы, фагоциты. «Мы»- от Бога, а «Я»- от дьявола». Замятин показал ужасную ситуацию, когда отношение к человеку как к «одному из» вызывает обесценивание человеческой жизни. Нужно вспомнить эпизод, в котором гибнут люди при испытании «Интеграла». Отношение строителей «Интеграла» к погибшем людям: чего беречь кого-то одного, когда он такой же, как все, и легко заменяется другим. Обезличивание людей привело к тому, что все жители Единого Государства похожи друг на друга. Похожи на столько, что они думают одинаково.
Замятин изображает в своем романе государство, в котором решены все проблемы. Здесь все сыты, одеты, у каждого есть свое жилье, все имеют работу. Покорены и подчинены человеку все природные стихии. К тому же государство освободило человека от необходимости принимать решения, делать выбор, тем самым сняв с него тяжелейшую ношу человеческого существования. Но людям пришлось заплатить за «стопроцентное счастье». За это «счастье» им пришлось оплатить утратой личности, отказом от отцовства и материнства, потерей культуры, изгнанием за пределы города, за стену живой природы, а главное – несвободой. Тотальная тирания стремится подавить и раздавить личность, но, с другой стороны, обезличивание, стремление к уравнительности в потреблении, боязнь принимать на себя ответственность за выбор, ненависть к ярким проявлениям человеческой индивидуальности, нетерпимость к инакомыслию, конформизм создают питательную почву для проявления всякого рода Благодетелей. В этом тоталитарном
государстве не привыкли считаться с мнением каждого, здесь правит Благодетель. Счастье здесь считают «приятно-полезной формулой». Блаженство и зависть для жителей Единого Государства – «числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем». Тотальные слежки, пытки, казни – необходимые атрибуты Единого Государства. Можно провести параллель с тем, что происходило в России. После революции семнадцатого