Смекни!
smekni.com

Защита авторских и смежных прав (стр. 2 из 7)

5. право публикатора на произведение науки , литературы и искусства – исключительное право на обнародование, право на указание своего имени на экземплярах.

Исполнителям в отношении их исполнений или постановок принадлежат исключительные смежные права: ичные неимущественные - право на имя, право на защиту исполнения или постановки;имущвенные - право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки Обладатель смежных прав вправе использовать результат своей деятельности по своему усмотрению любым законным способом. Он может разрешить или запретить другим использование такого результата, однако отсутствие запрета не считается согласием. Смежные права возникают в силу факта создания результата интеллектуальной деятельности. Исполнитель имеет исключительное право использовать и разрешать использовать исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания. В таком случае договор производителя фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания с исполнителем должен устанавливать объем переданных прав. При этом следует учитывать, что прямо не переданные по договору права исполнителя считаются непереданными. Ржиссер-постановщик спектакля приравнивается к исполнителю.[3]

Права исполнителя, как и права вещательных организаций, действуют в течение 50 лет после первого исполнения, постановки или передачи в эфир. Исключение составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно.

Наряду с обладателями таких прав, ими могут воспользоваться и их правопреемники, в том числе наследники.[4]

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Принятые с 1992 по 2004 год законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации.[5]

Таким образом, критерием разграничения авторских и смежных прав служит характер деятельности соответствующих субъектов. Деятельность автора является творческой, так как она направлена на создание нового произведения, а деятельность исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вешания характеризуется оригинальностью, выраженной в уникальности способов и приёмов, мастерства тех или иных субъектов, с помощью которых авторские произведения становятся доступными для массового восприятия публикой.[6]

Объекты авторского права и (или) смежных прав не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов.

В связи с этим к одной из важных задач в деятельности судов общей юрисдикции относится защита интеллектуальной собственности, составной частью которой являются авторское право и смежные права. Особую роль в этом играет правоприменительная практика, которая является реальным механизмом защиты этих прав.[7]

Речь об этом пойдёт в следующей главе.


2. Защита авторских и смежных прав

2.1 Понятие защиты и его общая характеристика

В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией понятием «защита авторских и смежных прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав.[8]

Базой защиты исключительных прав как прав гражданских являются методы частного права. Использование методов публичного права - уголовного или административного – является дополнительным. Попытка их конструирования как самостоятельных обусловлена специальными интересами. Зашита методами гражданского права направлена прежде всего на восстановление нарушенного права или на компенсацию, позволяющую произвести такое восстановление, в то время как борьба с нарушениями методами публичного права в основном направлен на профилактику и предотвращение нарушений в будущем.[9]

Вместе с тем широкое использование результатов творческой деятельности сопровождается негативными последствиями, которые в настоящее время являются острой проблемой в связи с высоким уровнем незаконного использования этих результатов. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности, в сети Интернет и сети сотовой связи.[10]

В отношении имущественных прав об их охране заботится, как правило, правообладатель. Особый случай – охрана неимущественных прав. Автор произведения вправе в том же порядке, в котором назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, право на имя и право на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо будет осуществлять свои полномочия пожизненно. Здесь можно заметить, что речь идёт именно об охране права, а не о правопреемстве, так как продолжительность права на охрану связывается с продолжительностью жизни назначенного лица, а не сроком действия авторского права. Если автор не воспользуется такой возможностью, то права на имя и на защиту его репутации после его смерти будут осуществляться его наследниками или специально уполномоченным органом РФ, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.[11]

Однако, к сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. Многолетний опыт показывает, что авторские дела в судах составляют весьма незначительный процент среди других гражданских дел, хотя в последние годы он неуклонно растёт. Конечно, многие дела так и не доходят до суда, а разрешаются ещё в процессе досудебного регулирования. Причинами этого являются и низкий уровень правопорядка, и неосведомлённость авторов о своих правах, и фактическое отсутствие квалифицированных специалистов и т.д. [12]

Установленные законом авторские и смежные нарушаются и нуждаются в защите. В целях активации борьбы с интеллектуальным пиратством Правительством РФ создана Комиссия по защите интеллектуальной собственности.

Обычно нарушители, в качестве которых выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливают и распространяют экземпляры, т.е. копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях. Указанные копии именуются контрафактными экземплярами. К их числу относятся не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, т.е. без согласия правообладателей, импортируемые в Россию из страны, в которой они либо никогда не охранялись, либо уже перестали охраняться.[13]

Итак, ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» разъясняет, что на произведения науки, литературы, искусства авторское право возникает в силу факта его создания. Поэтому для возникновения и осуществления такого права не требуется его регистрации или другого специального оформления произведения. Автор или иное лицо, являющееся владельцем авторских прав, имеет право обратиться в суд за защитой авторских прав вне зависимости от того, связано ли нарушение с неисполнением обязательств по авторскому договору или является незаконным использованием авторских прав. Правом на обращение в суд обладают граждане, достигшее 18 лет, и юридические лица, которым авторские права принадлежат на законном основании. Гражданин имеет право представительства в суде. Для обращения в суд необходимо соблюсти надлежащую форму искового заявление, которое обязательно должно быть составлено в письменном виде и содержать все особенности спора, о котором будет идти речь в судебном заседании. Важное значение имеет указание требования истца к ответчику, а также показания свидетелей, если это необходимо, и просьба их вызова в суд с точным указанием этих лиц и их адресов. При подаче искового заявления истцу также необходимо представить копии искового заявления по числу ответчиков.[14]

Право на защиту нарушенных прав утрачивается, если обладатели авторских или смежных прав приобрели их с нарушением установленного законом порядка либо осуществляют их исключительно с намерением причинить вред другому лицу или допускают злоупотребление ими в иной форме. Так, например, суд может отказать в защите авторских прав тем из соавторов или наследников, которые не дают своего согласия на переиздание произведения, руководствуясь при этом исключительно желанием причинить вред другим соавторам или наследникам.[15]

Для защиты исключительных прав используются различные методы и способы, которые могут рассматриваться в рамках двух форм защиты – юрисдикционной и неюрисдикционной.