Смекни!
smekni.com

Вишневый сад (стр. 1 из 2)

Комедия в 4-х действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, ее приемная дочь, 24 года.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Дуняша, горничная.
Фирс, лакей, старик 87 лет.
Яша, молодой лакей.
Прохожий.
Начальник станции.
Почтовый чиновник.
Гости, прислуга.
Действие происходит в имении Л. А. Раневской.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Комната, которая до сих пор называется детской. Одна из дверей ведет в
комнату Ани. Рассвет. Скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.
Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой в руках.
Лопахин беседует с Дуняшей о поезде, который пришел с опозданием. Лопахин огорчается, что приехал специально, чтобы встретить Раневскую на станции, но проспал, заснул сидя. Они прислушиваются, кажется уже едут.
Пауза
Любовь Андреевна жила за границей.
Лопахин рассуждает, какая она стала? Он вспоминает, что она была добрая, пожалела его, когда отец разбил ему нос в кровь.
Он рассуждает о себе, который и от мужиков откололся и благородным не стал, только вот разбогател.
Дуняша волнуется по поводу приезда господ.
Входит конторщик Епиходов с букетом и роняет его. Затем он поднимает букет и говорит, что садовник прислал цветы для столовой.
Епиходов жалуется Лопахину на свои сапоги, которые скрипят. Вообще, по его словам, с ним случаются одни несчастья, но он привык, не ропщет.
Дуняша признается Лопахину, что Епиходов сделал ей предложение. Она его не понимает, хотя и жалеет. Его прозвали “двадцать два несчастья”.
Лопахин и Дуняша слышат подъезжающие экипажи и очень волнуются.
Слышно, как подъезжают два экипажа, суматоха, через сцену проходит опирающийся на палочку Фирс, одетый по старинному, в ливрею. Входят Раневская, Аня, Шарлотта Ивановна, Гаев, Симеонов-Пищик, прислуга.
Аня спрашивает мать, помнит ли она, какая это комната? Та отвечает со слезами на глазах, что детская. Раневская сентиментально вспоминает детство, как спала в этой комнате. Она узнает всех. Варю называет монашкой. Гаев возмущается беспорядками, при которых возможно опоздание поезда на два часа.
Дуняша радуется приезду господ.
Дуняша бестолково и торопливо рассказывает Ане про Епиходова, его предложение, а та не слушает. Аня очень утомлена дорогой, т.к. четыре ночи не спала, ее томило беспокойство. Теперь она дома. Дуняша сообщает, что здесь Петр Сергеич, живет в бане, чтобы никого не стеснять.
Варя отсылает Дуняшу варить кофе для Раневской, а сама беседует с Аней. Та жалуется на тяжелую дорогу, особенно в Париж, тогда еще была зима и холодно. Шарлотта Ивановна досаждала всю дорогу. Но Варя говорит, что одну семнадцатилетнюю девушку нельзя было отпускать в такую даль. Аня рассказывает, что нашла мать в Париже среди чужих людей, без денег. К тому времени мать уже продала свою дачу в Ментоне, денег у нее уже не было. Но Раневская как будто не понимает своего истинного положения. Она требует самых дорогих и изысканных блюд, дает лакеям на чай по рублю. А между тем едва хватило денег доехать в Россию. А теперь предстоят торги. Имение будут продавать в августе.
Варя слушает Аню со слезами. Заглядывает Лопахин. Варя его прогоняет. Аня спрашивает, не сделал ли Лопахин Варе предложение, та отрицательно качает головой. Аня удивлена, ведь всем известно, что Лопахин влюблен в Варю. Та отвечает, что ничего из этой любви не выйдет.
Аня хвастается, что в Париже она летала на воздушном шаре.
Входит Дуняша с кофейником. А Варя начинает мечтать вслух о том, что вот бы выдать Аню замуж за богатого человека, а самой пойти по святым местам. Потом она спохватывается, что уже поздно, и Ане пора спать.
Аня с грустью вспоминает, что шесть лет назад умер отец, через месяц после этого в реке утонул брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик, а мать бежала отсюда без оглядки от горя. А вот теперь Петя Трофимов, бывший учитель Гриши, здесь и может напомнить Раневской былое.
Входит ворчащий Фирс. Он говорит, что барыня будет “кофий” со сливками, а Дуняша забыла подать сливки. Та убегает. Входят Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик.
Гаев и Раневская вспоминают правила игры в бильярде.
Аня прощается со всеми и идет спать.
Варя старается выпроводить Лопахина и Пищика, говоря, что уже поздно и “пора честь знать”.
Раневская очень возбуждена и радуется, что дома, что видит старика Фирса. Лопахин жалеет, что ему скоро уезжать в Харьков, а хотелось поговорить. Он говорит Раневской, что любит ее больше, чем родную.
Раневская в восторге целует старый шкаф и стол. Гаев говорит,- что умерла их старая нянька. Раневская вспоминает, что ей об этом писали. Пищик говорит, что его дочь передавала всем привет. Гаев вспоминает умерших слуг. Лопахин торопливо старается сказать, что на 22 августа назначены торги по имению, но он успокаивает Раневскую, что выход есть, пусть она не волнуется. Имение расположено близко от города, его можно разбить на дачные участки и отдать в аренду дачникам, она сможет получать доход двадцать пять тысяч рублей в год. Гаев отвечает, что это полнейшая чепуха. Раневская тоже говорит, что не совсем понимает Лопахина.
Лопахин объясняет, что если брать с дачников по двадцать пять рублей за десятину, то уже к осени не останется ни одного свободного клочка земли. Он говорит, что благодаря удобному местоположению имения, прекрасной природе, с имения можно иметь хороший доход, если конечно кое-что убрать> почистить. Вырубить старый вишневый сад, который уже ни на что не годится. Раневская возмущена таким предложением. Она говорит, что если и есть в губернии что-нибудь стоящее, так это вишневый сад. Лопахин возражает, что замечательного только то, что сад очень большой, и если вишня уродится, то ее некуда девать, никто не покупает. Гаев говорит, что в “Энциклопедическом словаре” упоминается этот сад.
Лопахин объясняет, что если не предпринимать никаких мер, то 22-го августа и имение, и сад пойдут с молотка. “Решайтесь! Другого выхода нет!” Фирс говорит, что раньше вишню сушили, мочили, варенье варили. А сушеную вишню возили возами в Харьков и денег за это выручали много. Лопахин продолжает... теперь появились дачники, скоро их станет еще больше, займутся хозяйством и тогда “ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным”.
Гаев опять говорит, что это чепуха.
Варя подает матери телеграммы, но та рвет, не читая, говоря, что это из Парижа, а с Парижем покончено. Гаев начинает вспоминать, что этому шкафу сто лет. Можно его юбилей отпраздновать. Пищик удивлен долголетием шкафа.
Гаев обращается к шкафу, как к живому: “Дорогой, многоуважаемый . шкаф...” Он говорит торжественную речь шкафу со слезами на глазах. Гаев собирается идти спать. Фирс что-то бормочет.
Появляется Шарлотта Ивановна, Лопахин хочет поцеловать ее руку, но та не дает. Лопахин замечает, что ему нынче не везет.
Лопахин прощается, говорит, что через три недели вернется. Он напоминает Раневской, чтобы она подумала о его предложении по имению, если надумает, пусть даст ему знать, т.к. надо будет тогда занять денег тысяч пятьдесят.
Пищик хвалит Лопахина за ум и деловитость и просит у Раневской двести сорок рублей, но у той нет. Пищик не унывает, говорит, что выход всегда найдется.

Варя, Раневская, Гаев любуются садом. Раневская говорит, что с вишневым садом у нее ассоциируется детство, счастье, чистота. Ей кажется, что в глубине сада идет вся в белом ее мать-покойница. Варя пугается. Входит Петя Трофимов. Раневская глядит на него недоуменно, Варя напоминает, что это учитель Гриши. Раневская плачет. Она вспоминает своего погибшего мальчика. Все удивлены, как Петя подурнел. Он сказал, что его нынче в вагоне одна баба назвала “облезлый барин”. Он с грустью говорит, что его участь быть вечным студентом.
Пищик опять просит двести сорок рублей, но у Раневской нет и она просит, чтобы Гаев дал. Варя сокрушается, что мать не изменилась. Если ей дать волю, она все раздаст.
Гаев мечтает, как бы получить наследство или выдать Аню за богатого человека, или попытать счастья у богатой тетки в Ярославле. Варя плачет. Гаев ее успокаивает.
Гаев говорит, что тетка не любит Раневскую за то, что вышла замуж за недворянина. Брат говорит, что она (Раневская) добрая, хорошая, славная, он ее любит, но она порочна. Варя испуганно говорит, что Аня стоит в дверях и слышит слова дяди о матери.
Гаев смущенно целует Аню, говоря, что она ангел. Аня замечает, что дяде надо молчать, а не говорить что попало о сестре. “Для чего ты это говорил?”
Гаев сознается, что сказал глупость. Затем он строит прожекты о заеме, чтобы заплатить проценты по векселям. Гаев успокаивает, что Лопахин даст Раневской денег, не посмеет отказать, а Аня поедет к бабушке в Ярославль. Так и начнут действовать с трех сторон — “и дело в шляпе”.
Он клянется, что имение не будет продано. Аня успокоенная хвалит дядю. Я теперь покойна!., счастлива!”
Появляется Фирс и ругает Гаева, что тот все еще не лег спать. Гаев хвастается, что он немало пережил в жизни, его мужики любят. “Мужика надо знать!” Гаев уходит спать. Варя жалуется Ане, что слуги называют ее скупой, что она кормит их одним горохом... Потом Варя заметила, что Аня ее не слушает, а заснула сидя. Варя отводит ее спать.
Входит Трофимов, но Варя его выпроваживает. Трофимов восхищенно называет Аню “Солнышко мое! Весна моя!”
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Поле, давно заброшенная часовня, развалины колодца, могильные
плиты и скамья. Вдали усадьба Гаева и вишневый сад, еще дальше
виднеется город. Закат солнца.
Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье.
Рядом стоит Епиходов и играет на гитаре.
Шарлотта задумчиво говорит, что у нее нет паспорта и она не знает, сколько ей лет. В детстве она ездила с родителями-циркачами, выступала, а когда они умерли, ее взяла немецкая госпожа и стала учить. Шарлотта выросла и пошла в гувернантки. А кто она, откуда — знать не знает.
Епиходов играет и поет, как приятно играть на мандолине. Дуняша говорит, что у него гитара, а не мандолина. Епиходов отвечает, что “для безумца, который влюблен, это мандолина”.
Дуняша считает, что счастье побывать за границей, Яша утвердительно кивает. Епиходов говорит, что ему хочется иногда застрелиться, и он носит с собой пистолет.
Шарлотта замечает, что Епиходова должны любить женщины.
Епиходов опять начинает жаловаться на свою судьбу.
Дуняша отсылает Епиходова за своей тальмой, а Яша говорит, что “двадцать два несчастья” глупый человек. Дуняша боится, что Епиходов застрелится. Дуняша говорит, что она в господском доме изнежилась, стала чувствительная, как барышня.
Кто-то подходит. Дуняша отсылает Яшу, чтобы чего про них не подумали. Входят Раневская, Гаев и Лопахин.
Лопахин опять спрашивает об участках для дач, согласна ли Раневская отдать их.
Раневская возмущенно спрашивает, кто здесь курил такие отвратительные сигары.
Гаев хочет идти домой, но сестра его не отпускает. Она смотрит в свой кошелек и огорчается, что так бездумно тратит деньги, а Варе приходится на всем экономить. Потом она роняет портмоне и золото рассыпается, Яша кидается его собирать.
Раневская жалеет, что ездила в ресторан, только потратила деньги на дрянную еду.
Лопахин опять возвращается к разговору об имении, что его хочет купить Дериганов.
Гаев отвечает, что ярославская тетушка обещала прислать денег, но когда и сколько — неизвестно.
Лопахин возмущен легкомыслием и неделовитостью Раневской и Гаева. Он говорит, что каждый день учит их, что надо делать, а они ждут чуда. Раневская отвечает, что дачи и дачники — это так пошло. Гаев с ней соглашается. Лопахин в отчаянии хочет уйти, но Раневская просит его остаться.
Раневская говорит, что это ей наказание за грехи. Она всегда сорила деньгами, вышла замуж за человека, который только пил и делал долги. Она полюбила другого, но утонул ее сын. Это ее первое наказание. В ужасе она бежала за границу, а этот человек последовал за ней. Она купила дачу возле Ментоны и т.к. этот человек заболел, она три года ни днем, ни ночью не знала покоя. Он измучал ее, высосал ее душу. Она продала дачу, уехала в Париж, а он обобрал ее и сошелся с другой. Раневская пробовала отравиться... Ей теперь очень стыдно. Она безумно захотела вернуться на родину. Она просит Бога простить ее, не наказывать больше. Говорит, что получила из Парижа телеграмму, где этот человек просит прощения, умоляет ее вернуться.
Лопахин говорит, что смотрел вчера очень смешную пьесу в театре. Раневская отвечает, что ему не пьесы надо смотреть, а почаще на себя в зеркало. Как все серо живут, как много говорят ненужного. Лопахин оправдывается, что его отец был темным мужиком, ничему не учил сына, только бил, отсюда его тупость. Раневская говорит, что Лопахину надо жениться, тот соглашается. Она добавляет, что на Варе, она хорошая девушка. Лопахин согласен.