Оглавление
Введение.......................................................................................................... 2
1. Сущность авторского права....................................................................... 3
1.1 Понятие авторского права........................................................................ 4
1.2 Объект авторского права.......................................................................... 6
1.3 Субъекты авторского права..................................................................... 8
2. Защита авторского права........................................................................... 9
2.1 Права авторов: содержание и осуществление......................................... 9
2.2 Основные способы защиты авторских прав.......................................... 13
2.3 Органы защиты авторских прав............................................................ 16
Заключение.................................................................................................... 20
Список использованной литературы........................................................... 21
Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания.
В последние время в правовой жизни российского общества в авторском праве произошли многие изменения. Закончилось установление авторского права как системы определенных норм, которые предусматривают высокий уровень охраны прав авторов, Именно этим объясняется актуальность данной темы.
В данной работе я попытался дать не только общее представление об авторском праве, но и попытался осветить его насущные проблемы и способы защиты авторского права.
Целью данной курсовой работы работы является:
– раскрыть сущность авторского права;
– выявить основные проблемы в осуществлении защиты авторского права.
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
– дать понятие авторскому праву;
– выявить объект и субъект авторского права;
– раскрыть основные методы защиты авторского права.
Объект исследования – это объекты авторского права.
Предметом исследования – труды ведущих ученых – юристов российского и зарубежного законодательства.
Тема данной курсовой работы носит исследовательский характер и предусматривает всестороннюю характеристику объекта исследования.
Истоки авторского права можно найти ещё в XV столетии, но коренные зачатки права открыты в XIX столетия.
Вначале право автора на его произведение представлялось исключением, основанным на привилегии, защищавшей от перепечатки.
После авторское право стали разрабатывать судебная практика и юриспруденция, затем это право сделалось предметом российского законодательства и, наконец, в сегодняшнее время является общим, всеми сознаваемым гражданским правом. Когда оно было еще привилегией, сознание не проникало еще в сущность этого права. А вот доказательством служит и то, что привилегия относилась большей частью к типографщику, а не к автору сочинения, так что защитой пользовалось издательское, а не авторское право. А также, когда наука раньше еще существовала, сомнения и пререкания о том, к какой категории гражданских прав следует отнести его, где найти ему место в общей системе гражданского права. Как мы знаем, авторское право невозможно смешать с правом собственности. Право собственности в гражданском праве всегда связано с материальной вещью.[1]
Право по сути существует, не имея нужды выражать себя в привилегии над вещью. Оно тоже может относиться, например, к произнесенной речи, к публичному чтению. Например, книга может сгореть, копии или черновики книги могут все исчезнуть, а право все существует то же, какое до этого было. Предмет права здесь имеет духовное и эмоциональное свойство. Ещё философ Кант один из первых обратил внимание на это свойство авторского права, и за ним вслед стали исследовать его другие мыслители и филосовы.
Первый закон о защите авторского права был издан во Франции в 1793 году. В 1864 году вступило в силу новое положение о литературной и артистической собственности.
Мы выяснили, что в Англии авторское право, независимо от привилегии, признано естественным правом и защищается судами. Дальнейшее развитие законодательства авторского права привело к изданию законодательных актов в 1814, 1832, 1835, 1842 и 1862 годах.
Авторское право – один из основных институтов гражданского права. Как мы уже говорили, регулируемые авторским правом имущественные и личные неимущественные отношения, которые связаны с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Также авторское право как отдельный институт гражданского права, который решает определенные задачи, включающие охрану имущественных, личных неимущественных прав и интересов самих авторов, а также обеспечивает правовыми средствами для более лучших условий для создания научных и художественных произведений для широкого использования их обществом.[2]
Мы узнали, что авторское право объективном смысле представляет некую совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений литературы и науки, искусства. А также в субъективном смысле авторское право – это личные неимущественные и имущественные права, которые относятся к лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.
В юридической литературе термин «авторское право» иногда употребляется в широком, а также – в узком смысле.
Как мы выяснили, в широком смысле под авторским правом понимается не только само авторское право, но и примыкающие к нему смежные права, которые строятся по типу авторского права и появились сравнительно не так давно. В узком значении авторское право не включает в свой состав смежные права.
Когда Россия входила в состав СССР, в ней действовало неплохо разработанное законодательство об авторском праве. Наиболее важными из них были это: Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., Гражданский кодекс РСФСР 1964 г., где авторскому праву был посвящен особый раздел IV, авторские договоры, а также правительственные и ведомственные нормативные акты о ставках авторского вознаграждения и порядке его исчисления.
А вот после того как 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России, все эти акты – как общесоюзного, так и республиканского уровня – также сохранили свое действие. Это было подтверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 12 декабря 1991 г. «О ратификации соглашения», «О создании Содружества Независимых Государств».[3]
Положение в области авторского права существенно изменилась с августа 1992 г., когда в Российской Федерации стали использоваться Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. Основы 1991 г. стали основным нормативным актом в области авторского права.
В соответствии с ними:
– было введено исключительное право на использование произведений;
– это право признано передаваемым;
– значительно сужены случаи свободного использования произведений;
– также утратили силу типовые авторские договоры;
– утратили силу ограничения, касающиеся размеров авторского вознаграждения;
– были значительно увеличены сроки действия авторского права;
– была провозглашена охрана смежных прав.
Далее с введением в действие Основ 1991 г. большое количество норм, которые относятся к авторскому праву, почти совсем утратили силу, хотя и не были официально отменены.
Следующий этап в развитии российского авторского права начался с 3 августа 1993 г. – это вступление в силу Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве).
Как мы знаем, закон об авторском праве развил многие положения, содержавшиеся в Основах 1991 г., и уже более 10 лет поддерживает гражданско-правовой оборот авторских произведений и объектов смежных прав.
Наряду с этим законом об авторском праве приняты и конечно находят практическое применение и другие законы.[4]
Согласно гражданскому кодексу Российской Федерации, авторское право действует на произведения литературы, науки и конечно искусства. Данным правом охраняются лишь те произведения, которые имеют определенные признаки, которые отличаются от других результатов творческой деятельности.
А вот уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность лица за нарушение авторских.
Чтобы определить непосредственный объект данного преступления надо провести анализ признаков объекта авторского права.
Объектом авторского права, как мы знаем, являются произведение науки, литературы и искусства независимо от назначения и достоинства произведения, а также от его формы выражения.[5]
Ниже приведен, перечень произведений, являющихся объектами авторских прав:
– литературные произведения (включая программы для компьютера;
– музыкально-драматические и драматические произведения, сценарные произведения;
– пантомимы и хореографические произведения;
– музыкальные произведения, написанные с текстом, а также без текста;
– аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы и другие кино – и телепроизведения);
– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
– произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
– произведения градостроительства, архитектуры и садово-паркового искусства;
– фотографические произведения;
– геологические, географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
– иные произведения.
Есть отдельная категория, которая представляет произведения, не являющиеся объектами авторского права – это официальные документы