ЭРИК XIV (шв. Eric XIV) - герой исторических драм шведского драматурга Ю.А. Стриндберга «Густав Васа» и «Эрик XIV» (обе - 1899). Исторический 3.XIV (1533-1568) - сын основателя шведской королевской династии Басов, Густава Васы, правил с 1560 г., был женат на простолюдинке Карин Монсдоттер. В интерпретации Стриндберга Э.- «характер без характера», шведский Гамлет, как определил его автор в «Письмах к Интимному театру». Для Стриндберга Э. прежде всего человек, загубленный фатальной необходимостью править; он пленник своей королевской участи, к которой в отличие, скажем, от своего отца, знаменитого Густава Васы, не призван. Это условие определяет трагическую доминанту образа. Герой непрерывно сопоставляет себя с отцом, который, будучи не слишком высокого роста, видится сыну гигантом, по сравнению с которым сам Э. ничтожен. Недальновидный и непоследовательный, капризный правитель, он по-своему обаятелен. Э. подкупает наивностью, органической детскостью, способностью верить в чудо. Все его живое, трепетное существо противится автоматичному, безличному закону; придворные интриги, игры во власть - не для него. Он гораздо комфортнее чувствует себя в окружении игрушек своих детей… Нуждаясь в других людях, он их боится. Несчастная природа Э., с его одинаковой способностью на добрый и дурной поступок, отталкивает от него и тех, кто ему искренне предан. Он словно призван быть один. Изначальная душевная надломленность, крайне тонкая, даже изысканно-деликатная натура делают этого героя беззащитным. И он сам никого не может защитить. Никому не доверяющий, подозрительный, Э. может показаться безумным, но тем безумием, в котором не просто «есть своя система», но каковое приближает его к ответам на самые сущностные вопросы бытия. «Мы не веруем больше в богов»,- дерзко выкрикивает он, но когда на самом деле утрачивает веру, наступает неизбежный конец. Жизнь без веры, без обязательных «чудес» - жалкий маскарад, участие в котором просто нелепо. Э. исчезает из пьесы «Эрик XIV» (в «Густаве Васе» он, скорее, герой второстепенный), поверженный братьями-соперниками в борьбе за корону. Именно исчезает, потому что финал пьесы (Э. заточен в крепость) проходит без него. Среди выдающихся создателей образа Э. на сцене - шведские актеры Ульф Альме (1950), Тойво Павло (1956, 1961). На русской сцене - М.Чехов в знаменитой постановке Е.Б.Вахтангова (1921).