Смекни!
smekni.com

Сочинения на свободную тему - Краткая история русской поэзии. устная народная поэзия

Наша-то коляда Ни мала, ни велика; Она в двери не лезет И в окно нам шлет: Не ломай, не гибай - Весь пирог подавай. Великорусская частушка Знакомство с устным народным творчеством начинается [обычно с календарно-обрядовой лирики, с тех поэтических форм, [которые были связаны с древнейшей земледельческой деятельностью человека. Древний земледелец считал, что его существование полностью зависит от таинственных и могущественных сил, доброе расположение которых или враждебность могут обеспечить человека благополучием или погубить его вовсе. Значит, следовало эти силы задобрить, заручиться их приятным расположением. Достигнуть этого можно было, по убеждению древних, магическими заклинаниями. Так возникли зимние колядки и подблюдные песни. Колядовали обычно в сочельник, в канун нового года. Многолюдные ватаги ходили по деревне и пели под окнами: Пришла коляда Накануне Рождества. Дайте коровку, Масляну головку! Если хозяин был щедр, колядующие славили его, желая богатства и благополучия. А дай Бог тому, Кто в этом дому. Ему рожь густа. Рожь ужиниста... Если же угощение оказывалось.скудным, песня высмеивала прижимистого хозяина, сулила ему всякие беды. Не дадите пирожка - Мы коровку из рожка, Не дадите вы кишочки - Мы свининку за височки, Не дадите вы блинка - Мы хозяину пинка. А бывало и пострашнее: На новый год Осиновый гроб, Кол да могилу, Ободрану кобылу. Общий тон колядок был комедийно-балагурный, «карнавальный». Эта поэзия праздничной улицы с ее необычной подвижностью, богатой импровизацией, бьющей через край стихией веселого и дерзкого народного юмора. Исполнялись колядки обычно хором, но, бывало, и в одиночку. Другим видом песен были подблюдные, они сопровождали святочные гадания: молодежь собиралась в какой-нибудь избе на посиделки, девушки снимали с себя украшения - кольца, серьги или брошь - и складывали в блюдо, все это закрывалось платком. Одна из девушек вынимала поочередно лежащие предметы; остальные пели песни, содержание которых обозначило судьбу той, чье украшение вынималось. Диапазон предсказаний был достаточно широк, в них выражались идеалы, отношение к жизни данной группы людей. Идет смерть по улице, Несет блин на блюдце. Кому кольцо вынется - Тому сбудется, Скоро сбудется - Не минуется. В подобные пророчества верили, поэтому общий тон подблюдных песен величавый, нет ни тени шутки и смеха. После зимних календарно-обрядовых песен шла очередь ве-сенне-летних. Песни эти сопровождали масленичные, семицкий и купальские обряды. Масленица - это остаток древней земледельческой религии умирающего и воскресающего божества. Масленица выступала в песнях то как обобщенный символ, выражающий размах народного веселья: Масленица годовая, Она гостика дорогая, Она пешею к нам не ходит, Все на комонях разъезжает. Чтобы, коники были вороные, Чтобы слуги были молодые... то как писаная красавица, идеал девичьей красоты: Дорогая наша гостья Масленица, Авдотья Изотъевна, Дуня белая, Дуня румяная. Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двуполтинная. Масленичные песнопения тоже были импровизированными. Вначале они выражали призыв весны, позже стали показывать человеческое восприятие весны. Веселитеся, подружки, К нам весна скоро придет. Весна придет, солнце взойдет, Сгонит снежки, С гор белый мороз. Позже из обрядовой поэзии развился богатейший фольклор, в котором воспевались трудовые процессы, высмеивались людские пороки - так возникла частушка. Обрядовая поэзия служит неисчерпаемым кладезем народного юмора, поэтического восприятия мира. К нему обращались А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский, Н. Некрасов... Новый интерес к фольклору возник в наши дни, когда стали образовываться многочисленные ансамбли народной песни, повысился интерес к истокам поэтического творчества народа, его богатейшему прошлому.