СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО И ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ
1.1 Понятие чести, достоинства и деловой репутации
1.2 Право на честь, достоинство и деловую репутацию
1.3 Правовые основания ответственности обязанных лиц при защите чести, достоинства и деловой репутации
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА, ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ГРАЖДАН
2.1 Способы и механизмы защиты чести, достоинства и деловой репутации в Российской Федерации
2.2 Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию
2.3 Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования. В современных условиях защита прав человека всё более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Сейчас, когда существует политическое и идеологическое многообразие, свобода слова и свобода массовой информации, когда лучшим способом политической борьбы является заказной черный пиар, особое значение приобретает защита чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан.
Понятие чести и достоинства человека интересовали ученых еще с ранних времен. Правда тогда честь и достоинство рассматривались лишь как моральные, этические категории. Возможность же правовой защиты чести и достоинства гражданина предусматривалась значительно позже. Следует отметить, что когда в России лишь стали ставить вопрос о компенсации за униженную честь и достоинство, репутацию, то в Европе это было уже обычным явлением.
Следует также иметь в виду, что хотя по поводу защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина написано множество работ, проблемных и неразрешенных вопросов здесь хватает, и это связано, прежде всего, с действующим законодательством, которое, к сожалению, не разрешает многих вопросов по поводу защиты чести, достоинства, деловой репутации.
В современном мире права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью. Исполнение данных прав невозможно без уважения чести и достоинства человека.
К сожалению, дела о защите чести и достоинства граждан в нашем нестабильном российском обществе имеют тенденцию к увеличению. Между тем защита чести, достоинства и деловой репутации граждан является важным моментом на пути построения правового государства.
Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет будущего, если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловую репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества. Очень важно при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека неотъемлемы друг от друга: правовое государство — гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека — своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности.
Согласно Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.
Степень научной разработанности темы. Наиболее обстоятельные разработки в данном направлении осуществили Агарков М.М., Александров Н.Г., Александров А.Н., Анисимов А.Л., Бабенко А.В., Белявский А.В., Блюмкин В.А., Братусь С.Н., Векличева Е.К., Витрянский В.В., Власов А.А., Джабаева А.С., Егоров К.Ф., Зайцева Е.Р., Иванов В.Д., Иоффе О.С., Ковалев Е.А., Красавчикова Л.О., Курач С.А., Макроусов Н.Н., Малеин Н.С., Малеина М.Н., Малиновский А.А., Мицкевич А.В., Михно Е.А., Мозолин В.П., Никулина И.В., Певницкий С.Г., Петрухин И.Л., Пешкова О.А., Потапенко С.В., Рафиева Л.К., Романовская З.В., Трубников П.Я., Толстой Ю.К., Фоков А.П., Чечеткина З.В., Чуксина В.В., Шершеневич Г.Ф. и другие.
В своей совокупности работы названных ученых представляют солидную теоретико-методологическую базу для разработки проблем защиты чести, достоинства и деловой репутации.
Целями дипломного исследования являются рассмотрения способов защиты чести, достоинства и деловой репутации, соотношений понятий и выявление особенностей реализации права на защиту.
Исходя из названных целей, определены следующие основные задачи дипломного исследования:
1) определить понятие чести, достоинства и деловой репутации граждан;
2) рассмотреть особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации в суде;
3) проанализировать судебную практику по делам данной категории;
4) выработать и сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации;
5) рассмотреть проблемы соотношения понятий и реализации способов.
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в области обеспечения защиты нематериальных благ физических и юридических лиц.
В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют нормы Гражданского кодекса РФ и федеральных законов, предусматривающих защиту чести, достоинства и деловой репутации, материалы судебной практики применительно к защите чести, достоинства и деловой репутации.
Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Раскрытие данной темы, думаю, невозможно без уяснения значений таких понятий как «честь», «достоинство» и «деловая репутация».
Для начала рассмотрим, что же вкладывается в понятие «честь», тем более что в литературе встречаются различные по форме и смыслу определения.
Понятия и представления о чести складывались и формировались в процессе нравственной практики того или иного общества, поэтому содержание понятия «честь» является социальным. При этом общественная оценка личности не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица, поскольку вся его деятельность проходит под контролем общества и именно оно формирует оценку нравственных качеств каждого конкретного человека[1].
Сергеев А.П. считает, что честь – объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности [2]. Малеина М.Н. также придерживается подобной точки зрения и полагает, что честь – это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина [3].
Согласно другого определения, честь – это понятие морального сознания и категории этики, которое включает в себя момент осознания индивидом своего общественного значения и его оценки со стороны общества [4].
Проанализировав понятия чести, сформулированные отечественными философами, Х.П. Маннова указывает, что категория чести в этике выражает, прежде всего, высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, выражающуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека, и вместе с тем в высокой самооценке личности [5].
Имеются и другие определения чести, однако в целом они сходны с приведёнными.
Если обобщить приведённые суждения, то можно увидеть противопоставление двух подходов – честь как категория оценки другими людьми, обществом и как собственная самооценка. Кроме того, некоторые авторы объединяют эти подходы и получают некий третий подход. Например, Власов А.А. считает, что объединение этих двух подходов возможно исходя из того, что честь – это и общественная оценка личности и, в то же время, осмысление самой личностью такой оценки, то есть самооценка. Исходя из сказанного, понятие чести имеет как бы два аспекта – внешний или, как его иначе называют, объективный и внутренний или субъективный [6].
Представляется, однако, что наиболее правильным является подход, при котором под честью понимают морально-политическую оценку поведения, действий и личных качеств личности со стороны общества. Самооценка же, считаю, подпадает под такую категорию как «достоинство».
Следует заметить, что некоторые авторы (например, Сергеев А.П.[7]) понятие «честь» относят не только к личности, индивиду, но и к юридическим лицам[8]. Думаю, следует считать это грубой ошибкой, так как применение категории чести к юридическим лицам невозможно. Когда мы говорим об организациях, то следует иметь ввиду лишь «репутацию», «престиж», «деловую репутацию».
В органическом единстве с честью находится категория достоинства. Идея человеческого достоинства как высшей ценности была выдвинута гуманистами конца средневековья.
Под личным достоинством принято понимать совокупность индивидуальных ценностей конкретного человека, заключающихся в его духовных, нравственных качествах, ценных с точки зрения потребностей общества[9].
Сергеев А.П. также считает, что под достоинством понимается самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения[10].