Смекни!
smekni.com

Тургенев и. с. - учитель и ученик

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев, помимо прочих тем, поднимает и тему, если можно так выразиться, ложного ученичества. С первых страниц произведения мы знакомимся с двумя “добрыми приятелями”, как называет себя с Базаровым Аркадий Кирсанов. На первый взгляд действительно “приятели”: вместе учатся, вместе отдыхают, имеют общие взгляды. Аркадий принимает как догму все, что говорит Базаров, считает себя безусловным последователем своего старшего товарища и учителя. Но постепенно становится ясным все различие между этими людьми, они и сами осознают это, и их жизненные пути скоро расходятся.
Сын лекаря, внук дьячка, Базаров наделен глубоко народными чертами. Ясный ум, практическая сметка, глубокое знание жизни, неутомимое трудолюбие, энергия, огромная воля, независимость в суждениях и поступках, мужественное и честное отношение к жизни и к смерти - вот важнейшие особенности характера Базарова. Он - человек дела, не терпит красивых слов, считая их пустозвонством. “Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”.
Базаров - нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Действительно, Базаров отрицает весь существующий строй России, религию, обветшалую нравственность, дворянскую культуру, народные предрассудки. Автор вокруг своего героя создает атмосферу вражды и непонимания: дворянам с Базаровым не по пути, но и народ считает его за “шута горохового”.
В романе есть и другие персонажи, разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его “последователями”. Ситников и Кукшина просто карикатурны, фигура Аркадия Кирсанова сложнее. В отличие от разночинца Базарова - это молодой человек из дворянской семьи. И сразу же автор дает понять, что Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож на него. Так, восторгаясь в разговоре с отцом природой, сын вдруг “бросил косвенный взгляд назад и умолк”. Аркадий находится под обаянием личности старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может быть, великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд поэзии, нежных чувств, любит “говорить красиво”. Нигилистические убеждения не становятся его натурой. Постепенно между приятелями назревает конфликт, Аркадий все чаще не согласен с другом, но сначала не решается прямо говорить об этом, чаще отмалчивается.
Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего приятеля, подчеркивает различия между ними. “Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может... а мы драться хотим...” В сущности, Аркадий действительно “мякенький, либеральный барич”. Ему чужды мощное базаровское всеотрицание, мечты о коренных переменах в общественной жизни. Сперва Аркадия коробит от нередких циничных высказываний своего подчеркнуто прямолинейного товарища, потом он понимает, что разница между ними значительно более глубока. Мировоззрение Базарова слишком дерзко для Аркадия. Аркадий Кирсанов добрый, хороший юноша, все дело в масштабе личности. Это совершенно ординарный характер, по молодости попавший под влияние чрезвычайно сильной натуры, но осознавший чуждость революционных воззрений Базарова. Появляется Катерина Одинцова, и вот уже Аркадий нашел нового “учителя”, родственного по взглядам, с которым не надо насиловать свою натуру, бросать косые взгляды назад - не заметил ли “учитель” промашки. Аркадий находит тихое, домашнее счастье, в котором отказано Базарову. У Тургенева неординарные личности несчастливы именно в силу своей неординарности: они “выпадают” из обычного мира, слишком велики для него. В удел главному герою достается трагическое положение “учителя” без “учеников”, это не значит, что его идеи бесперспективны, он просто опередил свое время.