(По роману “Герой нашего времени” )
Это портрет, составленный
из пороков всего нашего поколения,
в полном их развитии.
М. Лермонтов
Роман “Герой нашего времени” - самое зрелое и крупное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, вдумчивого писателя-философа. Главный герой романа - Григорий Александрович Печорин - достойное продолжение пушкинского Онегина и следующий за ним в галерее “лишних людей”.
Печорин - молодой аристократ, активно вмешивающийся в окружающую жизнь. С первых же страниц романа перед нами предстает герой, неравнодушный, любознательный, желающий взять от жизни как можно больше. Вначале мы не понимаем мотивов его поступков, нас удивляет необычная эксцентрическая натура молодого человека. Печорин крадет понравившуюся ему девушку, не думая о тех действиях, которые могут последовать за этим поступком. Он искренне верит, что влюблен в “деву гор”, что эта любовь станет спасительным мостиком, по которому герой сможет перейти в новую для него, полную смысла, жизнь: “Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою...” Но вскоре Григорий Александрович понимает тщетность надежд: “Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни”,- признается он Максиму Максимычу.
Постепенно в борьбе с обществом Печорин теряет свою активность, становится равнодушным, холодным созерцателем. Если в главе “Тамань” Григорий Александрович активен, даже любопытен, то глава “Мери” являет нам уже инфантильного человека, плывущего по течению, только отъезд Веры (женщины, которую он глубоко и искренне любит) на короткое время возрождает в нем желание кардинально изменить свою жизнь. Мы видим отчаяние и слезы героя: “При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!.. Лошадь пала... Я остался в степи один, потеряв последнюю надежду... Я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал...” Мы радуемся, что “человек” в Печорине не умер, он еще способен глубоко и искренне любить. Но порыв кончается очень быстро. Перед нами опять сдержанный, холодный, тайно страдающий человек.
При встрече с Печориным рассказчика поражают глаза героя: “они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти... взгляд его - непродолжительный и тяжелый, оставлял после неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен”. Что же произошло с героем, почему он из активного, талантливого и пытливого человека становится подобием личности? В своем журнале-дневнике Печорин объясняет причину своего перерождения: “Я был готов любить весь мир - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли... Я сделался нравственным калекой...”
Какое горькое признание! Что остается нашему герою?
Он путешествует в надежде хоть как-то скоротать век или найти свой безвременный конец. На вопрос Максима Максимыча: “А когда вернетесь?” - Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! Да и зачем?.. Горький итог жизни.
Роман "Герой нашего времени", выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: "Отчего же этот характер... не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?"Таким предисловием Лермонтов сам указал на реалистический подход к Главной проблеме своего творчеств - проблеме личности и общества. В романе содержатся тенденции к осуждению как общества, так и героя. Признавая вину общества в том, что оно породило Печорина, автор тем не менее не считает, что герой прав. Центральная задача романа - раскрыть глубину образа Печорина. Уже из самой композиции романа нам становится видна бесцельность его жизни, мелочность и непоследовательность его действий. Повести в романе расположены не в хронологическом порядке, между ними нет видимой сюжетной связи. Это как бы отрывки жизни. Но в то же время, они призваны показать разные черты печоринского характера. В "Беле"...В повести "Тамань" Лермонтов применил метод реалистической романтики - красота и свобода вольной жизни контрастируют с обыденностью положения проезжего офицеpa. "Максим Максимыч" - это как бы конец круга: Печорин оказался в исходной точке, все им исчерпано и испробовано. Глубина внутреннего мира, и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы его действии наиболее ярко раскрываются в "Княжне Мери".У этих повестей' есть и еще одна немаловажная функция: показать отчужденность Печорина от людей. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни, в какой бы обстановке он ни оказался. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что ни ищет, там нет. Его, подобно лермонтовскому "Парусу", влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но он направляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной. Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми- это проявление разрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованной энергии. Но "чудный мир тревог и битв", который он ищет, не лежит в будничной жизни, его там нет. Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним "насыщенную гордость". Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но, как я уже говорила, его дела мелки, а цели случайны и незначительны. Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в "Княжне Мери", в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключено единство личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба - потребность его могучей натуры. Среди многих проблем романа есть и такая, как отношения между человеком "естественным" и "цивилизованным". Контраст Печорина и горцев помогает нам понять некоторые черты его характера. Горцы (Бела, Казбич) - натуры цельные, как бы монолитные и этим они привлекают Печорина. В отличие от них, он раздираем страстями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на "детей природы".В повести "Фаталист" также проявляется двойственность и противоречивость Печорина, но в другом аспекте - аспекте соотношения в нем западного и восточного человека. В споре с Вуличем относительно предопределения, он выступает как носитель критического мышления Запада. Печорин сразу задает Вуличу такой вопрос "Если точно есть предопределение, то зачемже нам дана воля и рассудок?" Слепой вере Вулича он противопоставляет волевой акт, бросившись на казака - убийцу. Но Печорин - человек русский, хотя и европеизированный. Несмотря на свой критицизм, он говорит Вуличу, что тот скоро умрет, что на его лице есть "странный отпечаток неизбежной судьбы". Но "Фаталист" все же отражает действенное мировосприятие Печорина, который хочет восставать против судьбы, играть с жизнью и смертью. В этой повести звучит горечь тоски по великому действию, которая завершает решение все той же задачи раскрытия образа героя. Печорин являет собой продолжение традиции, изображения "лишних людей". Понятие "лишних" людей предполагает невозможность их включения в реальную общественную практику, их "социальную ненужность". Тип лишнего человека отражает особенности взаимоотношений передовой дворянской интеллигенции с обществом. Но Печорин отличается от других "лишних" людей совмещением психологических переживаний. В "Думе" Лермонтов написал точные строки: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом". Эти слова в полной мере раскрывают нам внутренний мир Печорина. Он герой своего времени, но нам не просто любопытно заглянуть в душу героя: проблема личности, поиски смысла жизни, своего места на земле - это вопросы Вечности. Поэтому роман "Герой нашего времени" актуален и сейчас.
“Герой нашего времени” - произведение, созданное в последекабристскую эпоху. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В романе получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В нем, как и в стихотворении “Дума”, внимание Лермонтова сосредоточено на современной ему эпохе.
В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, о безысходности положения в то время лучших молодых людей из дворянства. Принадлежность к высшему кругу обусловила их разобщенность с народом, полный отрыв от жизни простых людей. Неумение сблизиться с ними сначала привело Печорина к одиночеству, а затем породило в нем индивидуализм и эгоизм. Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности найти для них применение своим силам в условиях России 30-х годов, Лермонтов в то же время показал пагубность замыкания “в гордом одиночестве” (Белинский). В тех общественно-политических условиях богатые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на любовные похождения. В дневнике записывает: “Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силу необъятную...”
Печорин - натура богато одаренная. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам. Но где бы он ни появился, он приносит людям одно горе: покидают свой дом контрабандисты, убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...”
Раздумья Печорина о самом себе, его убежденность в том, что ему “было назначение высокое”, позволяют предположить, что он мечтал о судьбе человека, способного сыграть великую роль в жизни народов. В своем герое автор стремился воплотить собственные высокие порывы и серьезные духовные искания. Еще Белинский проницательно заметил, что Печорин внутренне близок самому поэту. Вступая в жизнь, Печорин мечтал прожить ее, как Александр Великий или лорд Байрон. Он категорически отрицал для себя возможность прожить жизнь титулярным советником, мечтал о славе и о счастье.
Одна из основных черт его характера - противоречивость: у него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. “У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”, - записывает он. Печорин сам признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Этот разлад он считает нравственной “болезнью”.
Подчеркивая раздвоенность героя, Лермонтов как бы еще раз говорит, что Печорин - жертва не только непосредственно окружающей его среды, но и того общественного строя, в котором люди незаурядной одаренности морально задыхаются.
Однако, несмотря на осуждение автором печоринского эгоизма, все-таки главной чертой героя является его незаурядность. Это сильная, яркая, деятельная и в то же время трагическая личность.
Не случайно Белинский говорил о том, что “...в самих пороках Печорина, поблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него”.
Никто до Лермонтова в русской литературе не давал такого глубокого анализа человеческой психики. Здесь до мельчайших подробностей “разработан и очерчен”, по выражению Чернышевского, характер Печорина, всесторонне раскрыты человеческие страсти. Созданный Лермонтовым образ героя своего времени является глубоким типическим обобщением. Автор отражал стремление самой передовой части русского общества избавиться “от болезни” и заставлял задуматься над способами и средствами изменения жизни.
Трагическая судьба Печорина исторически обусловлена. Лермонтовский герой лишен славного жребия декабристов. Он гибнет от тоски, от отсутствия сферы, где бы нашли реализацию его активность и великие возможности. Печорин - логическое звено в ряду “странных людей” в русской литературе, яркими примерами которых являются Чацкий Грибоедова и Онегин Пушкина.
“Печорин, - писал Белинский, - это Онегин нашего времени”. Как и пушкинский Онегин, Печорин - явление чисто русское, порожденное обстоятельствами русской жизни. Отличают Печорина от Онегина прежде всего его личные качества, возводящие его в ранг необыкновенного человека, исключительной личности. В то же время Печорин, как и Онегин, воспринимается в едином ряду общеевропейской плеяды “сыновей века”.
Роман "Герой нашего времени" стал продолжением темы "лишних людей". Эта тема стала центральной в романе в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в "Евгении Онегине" ("Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной") Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. В романе Лермонтова "Герой нашего времени" показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин - офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам "жалкостью действий", пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает. Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: "Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...". Каковы причины этой раздвоенности? "Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни..." - признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин - эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл "страдающим эгоистом" и "эгоистом поневоле". То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он испытывает постоянную раздвоенность духа. В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка развеяться. Его преследует скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть "на страдания, радости других только в отношении к себе" - как на "пищу", поддерживающую его душевные силы, именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования. И все же Печорин - натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник - не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Белы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость - маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным активным, в его груди дремлют "жизни силы", он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы "Демон". И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом "честные контрабандисты", погибает молодой офицер Вулич. Белинский видел в характере Печорина "переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем".
Лермонтова всегда волновал вопрос создания образа дворянского героя 30-х годов, эпохи "мрачного десятилетия", когда преследовалась любая свободная мысль и подавлялось всякое живое чувство. Печальные раздумья поэта о судьбе передовых людей последекабристской общественной жизни появляются во многих лирических стихотворениях:
Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно.
“Герой нашего времени” -роман, воплотивший сокровенный замысел Лермонтова. Своеобразно построение романа. Лермонтов сознательно нарушил хронологическую последовательность, чтобы внимание читателя сместилось от событий к внутреннему миру героев, к миру чувств и переживаний.
Печорину в романе уделено главное внимание. Лермонтов вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам.
Обреченность развилась в Печорине еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была "нервическая слабость". Бесстрашный Печорин пугался стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боялся простуды. Эта противоречивость характеризует "болезнь" целого поколения. В Печорине как бы живут два человека, борются рассудочность и чувство, ум и сердце. Герой утверждает: "Я давно уж живу не сердцем, а головою". Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсги и поступки с строгим любопытством, но без участия".
Григорий Печорин живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он презирает даже самого себя: "Авось, где-нибудь умру на дороге. Что ж, умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно.
Какой безысходностью веет от этих слов, какой ощущается трагизм от напрасно потраченной жизни. И далее Печорин говорит совершенно определенно: "Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно, зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, - лучший свет жизни".
В первые годы молодости героя были пылкие надежды, увлечения. Жила вера в возможность совершения жизненного подвига. Мысль рисовала высокие идеалы, необъятные силы побуждали к действию для достижения этих идеалов. И Печорин выступил на борьбу. Выступил, но боя не выдержал. Очень скоро осталась "одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений.. "
В условиях окружающей его жизни Печорин не увидел цели, не нашел себе применения Старое ему было чуждо, а новое неведомо. Такой разлад с действительностью приводит героя к апатии, и он с юных лет старится, в бездействии увядает. Утратив смысл в жизни, Печорин ожесточился, стал черствым, эгоистичным. Людям, с которыми приходится ему сталкиваться, он приносит только несчастья. По словам Белинского, "бешено гоняется он за жизнью", но это все сводится к мелким и ничтожным целям: узнать тайну контрабандистов, заставить княжну Мери и Бэлу полюбить себя, победить Грушницкого. Так, в руках судьбы Печорин превращается в орудие зла: контрабандисты убегают в другое место, оставив на произвол судьбы старуху и бедного слепого мальчика; погибает отец Бэлы и сама Бэла; становится на путь преступления Азамат; убивает неповинных людей Казбич; гибнет Грушницкий; "разбито" сердце княжны Мери; обижен Максим Максимыч.
Несмотря на то, что Печорин - сильная, волевая, одаренная натура, он, по его собственному справедливому определению, - "нравственный калека". Его характер и все его поведение отличается крайней противоречивостью. Это отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина "не смеялись, когда он смеялся". Походка "была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера" . С одной стороны, у Печорина "крепкое сложение", а с другой - "нервическая слабость". Печорину около 30 лет, а "в его улыбке что-то детское".
Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: "В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один...”
Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе, обнаруживая, по определению Лермонтова, "болезнь" поколения того времени. "Целая моя жизнь, -указывает сам Печорин, - была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку". В чем же они проявляются?
Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, который живет "из любопытства", с другой - в нем огромная жажда жизни, деятельности. Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Печорин говорит: "Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия".
Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, "есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, - говорит он да-• лее, - подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?"
Но Печорин не такой уж бессердечный эгоист. Он способен на эмоциональные порывы. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса... и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск... "При возможности потерять ее навеки, - пишет он, - Вера стала для меня дороже всего на свете, - дороже жизни, чести, счастья!" Оставшись без коня в степи, он "упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал".
Эта противоречивость и не дает Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя, как "нравственного калеку", у которого "высохла, испарилась, умерла" лучшая половина души.
Самое страшное противоречие: "необъятные силы души" - и мелкие, недостойные Печорина поступки. Он стремится "любить весь мир” - и приносит людям одно лишь зло и несчастье. Наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни - и полная безнадежность, осознание своей обреченности.
Страдания Печорина усиливаются тем, что, по его признанию, в его душе живут два человека, один совершает поступки, а другой судит его. Трагизм страдающего эгоиста в том, что его ум, его силы не находят достойного применения. Равнодушие Печорина ко всему и ко всем, к "радостям и бедствиям- человеческим" не столько его вина, сколько тяжелый крест. Он иногда сам себя презирает за свои "мелкие слабости, дурные страсти", за то зло, которое он невольно причиняет всем, кто встречается на его пути. Но "ненасытная жадность", заставляющая смотреть "на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую душевные силы", стала уже сущностью его натуры. Печорин ощущает в себе эту жадность независимо от собственной воли. Успевший ко всему привыкнуть, разучившийся по-настоящему чувствовать, герой лермонтовского времени вызывает острое сожаление тем, что жизнь его "становится пустее день ото дня”.
Кто же виноват в том, что Печорин превратился в "умную ненужность", в "лишнего человека"? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: "Во мне душа испорчена светом", то есть тем светским обществом, по чьим законам он жил и от которого уйти не смог.
"Трагедия Печорина, - писал Белинский, - прежде всего в противоречии между высокостию натуры и жалкостию действий".
Печорин - личность, которую отличает упорство воли. Психологический портрет героя полностью раскрывается в романе, отражая социально-политические условия, формирующие "героя времени". Лермонтова мало интересует бытовая, внешняя сторона жизни людей, а волнует их внутренний мир, психология поступков персонажей романа.
"Герой нашего времени" явился предшественником психологических романов Достоевского, а Печорин стал закономерным звеном в ряду "лишних людей", "младшим братом Онегина". Можно по-разному относиться к герою романа, осуждать его или жалеть истерзанную обществом человеческую душу, но нельзя не восторгаться мастерством великого русского писателя, подарившего нам этот образ, психологический портрет героя своего времени.