«Красота спасет мир…» - говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию, божественную истину. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям, прежде всего, быть добрым.
Кто же из персонажей романа Достоевского поступал действительно красиво?
Главный герой произведения – Родион Раскольников совершил много хороших дел. Он отзывчивый, добрый по натуре человек, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, даже если это ставит под угрозу его дальнейшее существование. Так, рискуя жизнью, Раскольников спасает из огня детей. Свои последние деньги герой отдает Мармеладовым, увидев их бедственное положение. Раскольников пытается защитить пьяную девочку с К-го бульвара от пристающих к ней мужчин. Родион переживает за сестру, Дуню, стремится помешать ее браку с Лужиным, чтобы уберечь от унижения. Герой любит и жалеет мать, Пульхерию Александровну, старается не беспокоить ее своими проблемами. Я думаю, все это красиво и благородно. Хорошо и стремление героя помогать каждому, кто нуждается, восстанавливать правду и справедливость. Но беда Раскольникова в том, что он для выполнения столь глобальных целей выбрал совсем неподходящее средство.
Герой решает установить социальную справедливость насильственным путём и объясняет это как «кровь по совести». Больное воображение измученного голодом и нищетой Раскольникова создает ужасную теорию, согласно которой все люди делятся на два разряда: «право имеющие» и «твари дрожащие». Гордый и самолюбивый герой причисляет себя к первым и хочет проверить это на практике. Из гуманных, как ему кажется, соображений Раскольников решается на преступление – хочет убить старуху-процентщицу, которая, по его мнению, мешает жить многим бедным людям, отбирая у них последние ценные вещи. Родион считает себя героем, он идет на низкое, черное дело, но ведь цель его светла, значит, она оправдывает злодейство.
Однако вся красота поступка Раскольникова оказывается ложной. Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует студента, а его занимает вопрос: «... вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею...» Родион мечтает властвовать над людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста. Уязвимая гордость Раскольникова мучает его, и тогда он
решается на убийство, чтобы бросить вызов окружающим и доказать себе, что он "право имеет". Рассматривая с христианской точки зрения поступок героя, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, глубоко грешный. Имеется в виду даже не то, что он убийца, а его гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный.
В отличие от Раскольникова, истинно красивые поступки совершает Соня. Она жертвует собой ради близких людей, потому что любит их. Да, Соня - блудница, но у нее не было возможности быстро заработать деньги честным путем, а семья умирала от голода. Эта женщина губит себя, но душа ее остается чистой, потому что она верит в Бога и всем старается делать добро, любя и сострадая по-христиански.
Я думаю, самый красивый поступок Сони – спасение Раскольникова. После убийства процентщицы Родион тяжело заболевает, так как очень страдает душой. "Я не старуху убил, я себя убил", - признался он Соне Мармеладовой. Отчуждение от людей мешает Раскольникову жить. Человеческая натура его не принимает этого. Оказывается, он не может жить без общения. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и отчаяннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как и об убийстве Лизаветы. Он уже старается не размышлять, потому что если начнет, то непременно должен будет решить вопрос, куда же родных отнести по своей теории - к какому разряду людей. По его логике они должны быть в "низшей" категории, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. По своей теории герой должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Ему невыносима мысль о том, что его идея сходна с мыслями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, и понимает, что не имеет на это права. "Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?" Здесь человеческая натура его наиболее остро столкнулась с нечеловеческой теорией.
Душа героя болела, пока он не нашел в мире человека, способного понять и помочь. Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство раскаяния. Жалость охватывает его при мысли, что он "пришел мучить" подругу; ведь человек никогда не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно героя поражает смирение, с которым эта женщина принимает от него страшную душевную боль: "… Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: "Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения... Ему стало ужасно тяжело". В сущности, отношение Сони к Родиону - это отношение Бога к человеку, то есть милосердие. Героиня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает его. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру, надежду, любовь.
Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь свою греховную суть и воскреснуть. В действиях Сони Мармеладовой выражена вся красота человеческого поступка.