ГЕЦ ФОН БЕРЛИХИНГЕН (нем. Goto von Berlichingen) - герой драмы И.-В.Гете «Гец фон Берлихинген, рыцарь с железной рукой» (1771-1773). Историческим прототипом Г. стал живший в XV-XVI в. рыцарь Гец фон Берлихинген. Он оставил подробное описание своей жизни, материалами которого и воспользовался Гете, ознакомившийся с ними еще в годы своего студенчества в Страсбурге. Исторический Г. принимал участие в распрях между императорским швабским союзом и баварскими пфальцграфами (1504-1505). В битве при Лансгуте он лишился правой руки. В 1519 г. исторический Г. оборонял крепость Мекмюль от войск швабского союза (в пьесе Г. обороняет свой собственный замок от посланного императором карательного отряда), был пленен и провел в тюрьме четыре года. После заступничества своего друга фон Зикингена был отпущен с клятвой «более не враждовать». Однако вскоре после этого началась крестьянская война, и крестьяне вынудили Г. стать их предводителем. Г. согласился, потому что считал, что его руководство могло бы предотвратить множество бедствий. Через месяц Г. был захвачен швабским союзом и провел два года в тюрьме. Он вторично поклялся не враждовать и с тех пор прожил в своем поместье 40 лет, принимал участие в походе против турок и умер в возрасте 78 лет. Гете создавал образ своего Г., во многом находясь под впечатлением шекспировских исторических хроник, стараясь следовать его «совершенно верному жизни реализму» и «неприкрашенному языку страстей». По мнению Эк-кермана, Гете, как и Шекспир, вместо единства времени и места достигает в этой драме «единства впечатления». Г. - персонаж, несущий в себе сугубо национальные черты немецкого рыцаря. В сцене суда над Г., в сценах с крестьянскими предводителями Гете достигает истинно шекспировского накала страстей. Однако литературная природа Г. двойственна. Он не только и даже не столько «шекспировский» герой, он один из первых героев «бури и натиска». Г. намного более цельная личность, имеющая свои твердые внутренние основания - рыцарскую честь и совесть. В отличие от героев Шекспира страсти в пьесе бушуют скорее вокруг Г., а не в нем самом. Г., во всем следующий своим представлениям о рыцарстве, вступает в конфликт с людьми, уже переставшими различать благородство и низость. Гете противопоставляет Г. его бывшего друга Вейс-лингена, предавшего его ради темной страсти и влечения к власти. Вейслинген завидует Г., ненавидит его и преследует именно за то, что тот сумел не нарушить законов чести. Г. вступает в конфликт и с предводителями крестьянского восстания из-за их низости, стремления к грабежам и убийствам. Конец пьесы не столько трагичен, сколько печален - захваченный в плен, приговоренный к казни, но в последний момент помилованный, Г. умирает от невыносимой усталости, от бесплодной борьбы с забывшими о чести и благородстве людьми. Во многом образ Г. близок Дон Кихоту - то же противостояние, «несмотря ни на что», низости и цинизму окружающих. Но в отличие от Дон Кихота Г. не пародия рыцарства, он сражается не с ветряными мельницами, а с реальным злом. И, несмотря на смерть, он побеждает, душевный взор его видит «золотые ворота» рая. Литературная критика XIX-XX вв. видела в Г. прежде всего образ, через который Гете впервые ввел в литературу «исторически правдивое» изображение социально-общественных процессов и катаклизмов. Сам же Гете говорил: «То, что я напал на Геца фон Берлихингена, - большая моя удача. Он ведь был плоть от плоти моей, а значит, я многое мог из него сделать». Видимо, образ Г. оказал немалое влияние на творчество Вальтера Скотта, который в 1798 г. перевел пьесу Гете на английский язык. В русской литературе образ Г. соотносится с Князем Серебряным А.К.Толстого.
Лит.: Эккерман И.-П. Разговоры с Гете. М., 1986; Miller R. The drama of Goethe. H., 1966.