В мировоззренческом плане М.А.Шолохов был человеком исключительно сдержанным и не торопился раскрываться перед людьми. Он предпочитал выражать себя не в обнаженном публицистическом слове, но в слове художественном, которое и было его стихией. В ответ на просьбу литературоведа Е. Ф. Никитиной написать свою автобиографию Шолохов ответил: "Моя автобиография - в моих книгах".
Тем с большим основанием Шолохов мог сказать: "Мое исповедание веры - в моих книгах", что он, собственно, и доказал эпопеей "Тихий Дон".
Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, котор'ым предстоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг.
"Тихий Дон" вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие - с 1912 по 1922 год. Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений. Спокойно несет свои воды величавый тихий Дон, переливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Страстное, всепоглощающее чувство вступает в противоречие с нравственными устоями казачьей старины. То есть уже в начале романа мы видим заявку на самобытные, яркие характеры, сложные и тонкие отношения героев, их непростые судьбы. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубоко выразились характерные, типические черты казачества, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь.
Природа постоянно присутствует в действии романа как равноправный участник событий. Тихий Дон становится мрачным и бурным, камыши могут быть местом для детских игр или убежищем для воинов, степь далеко не всегда спокойна, она страшна во время пожара, который легко перекидывается на благостный покой зажиточных хуторов.
Центральное место в шолоховской эпопее занимает жизненный путь Григория, эволюция его характера. На наших глазах этот норовистый, своевольный парень, веселый и простой, формируется как личность. Во время первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. На этой войне он честно исполнил свой долг, ибо был абсолютно уверен в том, кто его враг. Но Октябрьская революция и гражданская война разрушили все его привычные представления о казачьей чести. Он, как и все люди той бурной и сложной эпохи, должен был сделать свой выбор - с кем ему по пути? С белыми, которые защищают старый устоявшийся правопорядок, стремясь восстановить монархию, или с красными, которые, наоборот, хотят разрушить старый уклад до основания, чтобы на руинах его строить новую жизнь.
Григорий служит то у белых, то у красных. Как настоящий казак, который с молоком матери впитал традиции этого сословия, герой встает на защиту страны, так как, по его мнению, большевики не только посягают на святыню, но и отрывают его от земли. Эти мысли волновали не только Григория, но и других казаков, которые с болью смотрели на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются на непосильной работе бабы в то время, когда они ведут бессмысленную бойню, начатую большевиками. Но затем Григорию приходится стать свидетелем зверской расправы белых с подтелковским отрядом, которая вызывает у него горечь.
Однако помнит Григорий и другое- как тот же Подтелков хладнокровно уничтожал белых офицеров. И там, и здесь ненависть, зверства, жестокость, насилие Это противно, омерзительно для души нормального, хорошего, честного человека, который хочет трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину. Но в том извращенном, смутном мире такое простое человеческое счастье недосягаемо. И герой вынужден жить в стане ненависти и смерти. Он ожесточается, впадает в отчаяние, понимая, что помимо своей воли сеет вокруг себя смерть. Он насильственно отторгнут от всего того, что дорого его сердцу: дома, семьи, любящих людей.
Вместо цельной трудовой жизни на пашне и в поле он должен убивать людей за идеи, которых он не может понять и принять. Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он остро осознает, что "неправильный у жизни ход", но изменить его не в состоянии. Григорий понимает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его отец. Но в то же время он не может согласиться с точкой зрения пролетария, который предлагает ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего.
Григорий не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблюдательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и реальными делами: хромовые сапоги красного командира и обмотки рядового "Ванька". Если всего через гад в глаза бросается имущественное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство окончательно исчезнет. Эти иронические рассуждения Мелехова поражают точностью предвидения, когда из советских чиновников сформировался новый господствующий класс - партийная номенклатура. Но с другой стороны, Мелехову во время службы в белой армии больно и унизительно слышать презрительные слова полковника о народе
Перелистывая страницы романа-эпопеи, вчитываясь, врастая в непривычный уклад казачьей жизни, начинаешь понимать, что описания природы все же второстепенны и только лишний раз подчеркивают стилистическое мастерство автора. Главное - человек. Человек, который стремится трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину в "родимой степи под низким донским небом".
Иначе ложился роман "Поднятая целина". Он был трагической попыткой воспеть невоспеваемое, идеализировать действительность. В нем наглядно проявилось противоречие между большим художественным талантом и сковывающей его идеологической схемой, которая отразилась и в композиции романа. Вспомним его начало. Почти одновременно в Гремячий Лог въезжают казачий есаул Половцев, враг советской власти, который пытается вовлечь хуторян в контрреволюционное восстание, и слесарь Давыдов с благородной и гуманной миссией - создать в Гремячем Логу крепкий колхоз. Контрастность целей идейных противников подчеркивает то, что коварный враг Половцев скачет в хутор ночью, трусливо скрывая свое лицо. Ясным, солнечным днем приезжает в Гремячий Лог коммунист Давыдов. Эта зримая деталь должна была наглядно продемонстрировать низость целей одного героя и благородство другого.
Природа постоянно присутствует в действии и этого романа, как равноправный участник событий. И в то же время остается как бы фоном, аранжировкой, декорацией, когда в игру вступают главные действующие лица - люди.
В "Поднятой целине" много живописных картин народной жизни, поэтических описаний донской природы, неповторимого юмора. Но несмотря на это, общий колорит эпохи, изображенной в романе, вызывает отнюдь не оптимистическое ощущение. И не только потому, что страницы романа, образно говоря, залиты кровью: за 8 месяцев, в течение которых происходит действие, погибает 11 человек, - а потому, что большой художественный талант Шолохова постоянно вступал в противоречие с узостью идеологической схемы. Автор даже избегает разговора о конкретных результатах деятельности колхоза.
Например, здесь нет ни слова об урожае, то есть автор как бы стыдится в полный голос трубить о "победе" колхозного строя. Поэтому представление о торжестве политики партии в деревне создавалось во многом благодаря названию Жизнь крестьянства сравнивалась и необработанной, нераспаханной целиной, таящей в себе могучие силы и возможности. Такие силы, безусловно, были в обществе. И сейчас они пробиваются наружу, чтобы понять и переосмыслить трагедию переломного времени, круто изменившую сложившийся жизненный уклад.
Закончить сочинение хочется обращением к рассказу, который правильнее назвать эпопеей, ибо что такое "Судьба человека", как не изображение судьбы народа в переломный момент? Андрей Соколов представительствует от всего народа Его исповедь составляет сюжетный центр произведения.
На страницах рассказа сталкиваются две жизненные позиции. Первую можно выразить словами Соколова' "Одному-то и курить, и помирать тошно". Вторую - словами Крыжнева: "Своя рубашка к телу ближе". Происходит столкновение идеи национального единства и идеи, которая это единство разрушает
Неосознанное чувство собственного достоинства заставляет героя поступить так и именно так- "...хотя я и с голоду помирал, но давиться ихней подачкой не собираюсь, у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и в скотину они меня не превратили, как ни старались".
История Соколова становится обвинением войне, "искалечившей, исказнившей человека". Здесь сразу же вспоминается портрет главного героя рассказа, нарисованный Шолоховым в начале произведения: "большие темные руки", "глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской". Перед нами метафора, усиленная гиперболой. Глаза - отражение души, и мы понимаем, что у Соколова внутри все словно перегорело.
Здесь нельзя не вспомнить слова М. Лотмана: "История проходит через дом человека, через его частную жизнь, судьбу. Не титулы, ордена или царская милость, а "самостояние Человека" превращает его в историческую личность".
Природа и человек тесно связаны между собой, и особенно ярко эта связь показана в романе Шолохова «Тихий Дон». Шолохов начинает роман с показа мирной жизни на Дону задолго до трагических событий: войны и революции. Радостный быт, труд,
мысли, надежды казаков изображает писатель. Крестьянский труд (пахота, покос, уборка урожая), полная гармония его героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира; мир крестьянской жизни вписан писателем в живой поток бытия природы. Большая беда является в казачью степь поначалу «пыльным комком», «муравьем», как выглядит издалека скачущий всадник. Весть о войне бросает хутор в провал, поглощает степь с населяющими ее людьми. «Через четыре дня составы увозили казаков с полками и батареями к русско – австрийской границе». Их «эшелоны, эшелоны, эшелоны несчетно!» По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Русь серошинельную кровь. Дороги войны приведут однополчан с хутора татарского к «длинной стежке трупов». После этого помутнеют души казаков. В неудачных боях «обезумевшие люди врастали в землю, лежали, не поднимая головы, не двигаясь, опоенные ужасом смерти. Изменилось и течение времени. Раньше
оно сплетало дни с ночами, теперь «время заплетало дни, как ветер конскую гриву». В татарском внезапно наступила оттепель среди зимы. В чужой деревне «каждое окно сулило расправу, каждая распахнутая дверь вызывала при взгляде на нее чувство
одиночества». Ясным, летним днем, сдерживая страх, туда «въехали хищниками»,–так в голубую зимнюю ночь появляются около жилья волки. Лето сравнивается с зимой, день – с ночью, жертвы страха – с хищниками.
Война разлагает души людей, убивает в них человеческое. «Я, Петро, уморился душой, – говорит Григорий Мелехов брату, – будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».
Все чаще вспоминают казаки в тяжелые минуты родные степи, в песнях изливают тоску по Дону, по родной земле. И на Дону жизнь разладилась: плач жен и матерей по погибшим на войне, солнце «по–вдовьему обескровленное». «Хуже бирюков стал
народ. Злоба кругом»,– говорит в начале войны Григорий. Гражданская война разделяет на враждующие станы единый народ, нарушает связи между поколениями. Люди становятся вылинявшими, скучными: «Тупое застыло в серых, голубых, зеленоватых и иных глазах, и крепко напоминали они хожалые, давнишнего чекана медные монеты». В своем последнем бою Петро Мелехов, потеряв коней и скатившись в яр, готовится защищаться. Но кто–то окликает его по имени: «Кто меня из красных знает? Это же свои! Отбили!» Но это Михаил Кошевой. Обещанием их отпустить он выманивает казаков из яра, затем следует жестокая расправа с обманутыми. Кошевой перешагнул через человечность, выстрелив в хуторянина. Человек и природа обезображены войной. Картины, эпизоды боев увидены множеством людских глаз, тех, кто скачет, несется в атаку, рубит, колет, падает в предсмертной муке, – все сливается в пестрое полотнище человеческих и конских тел, лиц, движений, жестов, взорванной земли, летящих пуль. Душевная усталость людей соотнесена со страдающей природой – стоптанными хлебами, взрытой снарядами землей, залитым отблеском пожара небом. Земля превратилась из цветущей и плодоносящей в «изрытую» солдатскими сапогами и осколками снарядов, политую вместо дождя кровью убитых воинов: «Земля ахнула, великое разрушение и мерзостная пустота…»
Герои «Тихого Дона» связаны с землей, трудятся и хотят трудиться. Но, в силу сложившихся исторических обстоятельств, они оторваны от земли. И уже природа наделяется чертами страшной человеческой жизни. Трижды – в связи с мнимой гибелью
Григория, смерть Петра и его вдовы Дарьи – трупный запах назван васильковым. Лед на Дону, «трупно синея, вздувался». Дарья, готовясь проститься с жизнью, впервые обращает внимание на красоту окружающего мира: «Гляну на Дон, а по нем зыбь, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно; гляну…– красота–то какая! А я ее и не примечала…» Григорий после гибели Аксиньи похоронит ее «при ярком утреннем свете», «твердо веря, что расстаются они ненадолго», чувствуя на голове и на лице своем солнечные лучи. «Словно пробудившись от тяжкого сна, он
поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Тесная связь природы и человека мастерски показывается писателем на протяжении всего произведения. Человеческое состояние отражается природой, все человеческие чувства присущи и окружающему миру природы, а трагедия человечества –
война– одинаково страшна и для человека, и для природы.