Смекни!
smekni.com

Литературный герой ТИТ АНДРОНИК

ТИТ АНДРОНИК (англ. Titus Andronicus) - герой трагедии У. Шекспира «Тит Андроник» (1593). Т.А., в отличие от героев других «римских трагедий» Шекспира, не имеет прямого исторического прототипа. Скорее всего драматург взял это имя из исторических хроник Восточной Римской империи. Имя Андроник носили несколько византийских императоров. В 533 г. константинопольский император Юстиниан начал войну с готами за Рим. Войну успешно вел полководец Велизарий, который затем был отозван, а на его место был назначен Narses (евнух), который окончательно разбил Тотиллу в 552 г. (Т.А. тоже был правителем Греции и пришел оттуда, чтобы спасти Рим). Оба полководца были жестоко наказаны неблагодарными императорами, подобно шекспировскому персонажу. Т.А. вошел в историю литературы как герой самой ранней и самой неудачной из всех драм Шекспира. До сих пор многие шекспироведы оспаривают принадлежность этой пьесы перу драматурга, считая, что даже незрелость молодого Шекспира не может объяснить такое нагромождение ужасов (на протяжении пьесы совершается четырнадцать убийств), «дурной вкус» и «примитивную фантазию». Т.С.Элиот охарактеризовал «Т.А.» как «одну из глупейших и наименее вдохновенных пьес, которые когда-либо были написаны». Т.А. у Шекспира символизирует собой распадающийся и гибнущий Рим «железного века», в котором сплелись невообразимая жестокость, неблагодарность, коварство и месть. Т.А.- носитель патриотического начала. Его жизненный идеал - служение Риму, которому он принес в жертву все свои силы и кровь многочисленных сыновей. Он желает гражданского мира и потому отказывается от власти в пользу Сатурнина. Но патриархальным добродетелям Т.А. противостоит честолюбие Сатурнина, мстительность королевы готов Таморы и приверженность «злу ради зла» мавра Арона. В образе Т.А. Шекспир применяет характерный для его дальнейшего творчества прием, когда герой впадает в состояние «сумасшест- вия-прозрения» (напр., Лир). Во второй сцене третьего акта почти обезумевший от свалившихся на него несчастий, Т.А. укоряет своего брата Марка за убийство мухи. Однако прозрение Т.А. вытесняет новый прилив жажды мести, в круговерти которой гибнет он сам и его враги, а Рим захватывают готы, предводительствуемые младшим сыном Т.А. Люцием. Современные критики «метадраматического» направления склонны считать многочисленные ужасы, нарисованные Шекспиром в этой пьесе, своего рода аллегориями, символизирующими протест молодого драматурга против традиции «кровавой трагедии», основанной Марло и Кидом. Некоторые исследователи усматривают в Т.А. «зародышевый» образ для всего творчества Шекспира. В нем прослеживаются мотивационные, сюжетные и композиционные черты Лира, Кориалана, Тимона Афинского, Гамлета и даже Макбета.

Лит.: Asimov I. «Titus Andronicus»// Asimov Isaac. Asimov’s guide to Shakespeare. Vol.1. Garden City, 1970; Calderwood J.L. «Titus Andronicus»// Calderwood J.L. Shakespearean Metadrama. 1971; Miola R.S. Titus Andronicus: Rome and Family// Miola R.S. Shakespeare’s Rome. London, 1983.