СИД - 1) (исп. Cid; араб.: альсеид - господин) - герой испанской героической поэмы «Песнь о моем Сиде», сохранившейся в единственном списке, составленном в 1307 г. Однако сложилась она, видимо, около 1140 г., т.е. меньше чем через полвека после смерти Сида - реально существующего Родриго (Руя) Диаса де Бивар - известного испанского военачальника эпохи Реконкисты, жившего с 1040 по 1099 г. Это обусловливает большую степень исторической достоверности поэмы. С.- главный положительный герой «Песни». Оклеветанный завистниками и изгнанный королем Альфонсом VI из Кастилии, он вынужден взяться за оружие и идти в поход против мавров. С. отвоевывает у неверных Валенсию и другие земли благодаря воинскому таланту и житейской мудрости (последнее отличает его от Роланда, каким тот изображен в «Песне о Роланде»). Герой также захватывает богатую военную добычу, что позволяет ему примириться с королем. В «Песни» подчеркивается непререкаемый авторитет С. среди родичей и вассалов, который основывается не только на его мудрости, но и на справедливости, отеческой заботе о семье и войске. С. наделен чертами идеального эпического властителя (что сближает его с образом Карла Великого). С. совершенно чужда героическая неистовость, эпическая безмерность. Он уравновешен, рассудочен и дальновиден, несмотря на то что в поход против мавров выступает движимый обидой на несправедливость Альфонса VI. В поэме дается разносторонняя характеристика С. Прежде всего герой предстает как славный воин и верный вассал, который освобождает испанскую землю от мавров и не забывает отсылать часть военной добычи своему сюзерену - королю Кастилии. Сказитель подчеркивает также благородство и великодушие С. Эти черты характера герой проявляет по отношению к маврам, которым он позволяет мирно жить и трудиться на отвоеванных землях. За это мавры его любят и благословляют. Более того, С. поддерживает дружеские отношения с «врагом» - правителем Молины мавром Абенгальбоном. Поэма подчеркивает присущее С. чувство собственного достоинства, силу душевных чувств и сдержанность в их проявлении. Характерен в этом смысле эпизод суда над инфантами Карионскими. После того как инфанты бросили в лесу своих жен (дочерей С.) и обрекли тем самым на смерть, чтобы завладеть их состоянием, С. требует созвать кортесы и осудить этот поступок. Сам С. не удостаивает обидчиков поединком. Он отбирает у них свой подарок - боевые мечи Ко-ладу и Тисону, подчеркивая тем самым, что люди, поднявшие руку на беззащитных женщин, недостойны называться мужчинами. Попранная честь С. и его дочерей восстанавливается в ходе судебного поединка воинов С. с инфантами. В отличие от Роланда С. изображается также и в буднично-прозаической сфере. Много внимания сказитель уделяет привязанности С. к жене и дочерям. В отношениях с ними проявляется эмоциональная сторона его характера. Так, сцену прощания С. с женой Хименой перед походом на Валенсию принято сравнивать по накалу чувств со сценой прощания Гектора и Андромахи. Сказитель подчеркивает «демократичность» образа С., вводя эпизод с бургосскими ростовщиками, которым он оставляет в залог сундуки, набитые песком и камнями. Так С. проявляет обычно не свойственную эпическому герою хитрость. Позднее, однако, он щедро расплачивается с ростовщиками. С. также становится героем ряда других эпических поэм в Испании. Он является прототипом испанских романсеро и героя трагедии П.Корнеля «Сид» (1636).
Лит.: Менендес Пидаль Р. Песнь о Моем Сиде; Поэзия и история в «Песни о Моем Сиде» // Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. М., 1961; Смирнов А.А. Испанский героический эпос и сказания о Сиде // Песнь о Сиде: Староиспанский героический эпос. М.; Л., 1959.
2) СИД (фр. Le Cid) - герой трагедии П. Корнеля «Сид» (1636; второй вариант - 1660). В тексте - Дон Родриго. Исторический прототип - Родриго (Руй) Диас де Бивар, легендарный испанский полководец времен Реконкисты (XI в.), прозванный Сидом (то есть господином, повелителем). Литературные прообразы героя Корнеля многочисленны. Это прежде всего Сид народных испанских романсеро; ближайший драматургический прообраз - Родриго, герой трагикомедии Гильена де Кастро «Молодые годы Сида». Сюжет трагедии (история превращения Родриго, юного отпрыска воинственного испанского рода, в могучего, одаренного мистической властью над покоренными маврами Сида) имеет реальные исторические основания. Структура образа героя чрезвычайно многослойна. В нем различимы черты мифологического героя, а судьба его (как она представлена в трагедии) обладает всеми атрибутами «героической судьбы», как трактует последнюю миф. Можно сказать, что «внутри» сюжета корнелевской пьесы живет древняя модель ар-хетипического сюжета с традиционными мотивами формирования героя: местью за отца, инициацией, испытаниями и даже ритуальным «поединком за невесту». В трагедии присутствует тема ритуальной смерти и воскрешения героя: главный персонаж в известном смысле «умирает» как Родриго и «возрождается» Си-дом. При этом фольклорно-мифологический пласт занимает в семантическом пространстве образа подчиненное место. Гораздо более очевидны в облике Родриго черты современного Корнелю кавалера, следующего галантной этике века абсолютизма: «…предать любовь свою // Не лучше, чем сробеть пред недругом в бою». Средневековая история о юноше, отомстившем отцу любимой за поруганную честь дома, а затем прославившемся в качестве защитника Отечества, превратилась под пером Корнеля в трагическое повествование о герое, способном встать вровень с испытывающей его судьбой, противопоставив ей решение, плод совместного напряжения ума и сердца, а также о цене, которую платит личность за осуществление своего призвания. В названии пьесы дана своеобразная экспозиция героя, сопровождающая юного Родриго на всем протяжении рассказа некоей «формулой узнавания». Так, юный возлюбленный Хи-мены для читателя и зрителя уже заранее несет на себе отсвет славы легендарного воителя, хотя в трагедии героя никто Сидом не называет. Прозвище великого полководца, вынесенное в название пьесы, оказывается кодом ее прочтения. Перед нами не частная история, но складывающаяся на наших глаза формула героизма. Образом Родриго-Сида Корнель стремится ответить на вопрос: что есть герой, результатом каких внутриличностных процессов является тот человеческий тип, который несет на своих плечах миссию общественного служения, жертвуя жизнью сердца, преодолевая дисгармонию духа. Решая вопрос о мести отцу любимой, Родриго не просто находится перед известной дилеммой «чувства и долга», но выбирает для себя жизненную программу, тип существования. В знаменитой сцене Стансов в Родриго происходит своеобразный любовный 371 катарсис: страсть к Химене как бы очищается от своей чувственно-эгоистической оболочки, ибо герой теряет право обладать предметом своих желаний. И на развалинах любви первоначальной возникает чувство, чуждое грубо-конкретных претензий, проникнутое ощущением трагической невозможности его удовлетворения. Родриго «посвящает» свое чувство родовому долгу, как бы подтверждая идеальную зависимость любви и общественных отношений, в конечном счете складывающихся из близости людзй. Приняв решение мстить отцу любимой, Родриго становится Сидом прежде, чем совершает свои военные подвиги. Диалектика этого решения в том, что с «рождением» Сида как бы отмирает юношеская часть его существа, делавшая его «рыцарем Химены». Он становится теперь «рыцарем Отечества». Целостность героического существования, обретенная в служении долгу, дается герою ценой отказа от полноты личностного бытия. Родриго - истинный трагический герой: он и «жрец», и «жертва» одновременно. Ведь Сид - это формула победы, безусловной власти, социального превосходства, но Сид - это и символ чуждости (прозвище ему дали враги-мавры), знак потери. Образ Родриго-Сида занимает во французской культуре особое место. Существует поговорка: «Прекрасен, как Сид», выражающая национальное отношение к герою Корнеля, ставшему мерилом достоинств представителей сильного пола. Первым исполнителем роли С. в зимний сезон 1636/37 г. в театре «Маре» стал великий Мондори. Самые знаменитые исполнители роли: Тальма, Муне-Сюлли, Ж.-Л.Барро, Жерар Филип (1951). В России Сида с успехом сыграл В.А.Каратыгин (1822).
Лит.: Сигал Н.А. Пьер Корнель. М., 1957; Nadale О. Le sentiment de 1′amour dans l’oeuvre de Pierre Coraeille. Paris, 1948; Doubrovsky S. Comeille et la dialectique du heros. Paris, 1983.