Смекни!
smekni.com

Прочее - чувство родины - Основное в моём творчестве

Посвящаювсем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне,

что я не все вспомнил, не обо всем догадался.

А. И. Солженицын


А. И. Солженицын много испытал на своем жизненном пути, много пережил и выстрадал. Несмотря на то, что ему, ка-залось, написано было на роду превратиться в правоверного марксиста - ведь родом он из крестьян, в церковь не ходил, вступил в комсомол и стал старостой класса - Солженицын уже к началу войны вступил на путь преодоления комсомольской утопии. Этот путь, ведущий к вратам Истины, был полон терний и преград. В феврале 1945 года осужден по ОСО к восьми годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953года сослан навечно, в Казахстан. В 1956 году ссылка с него была снята. По-сле 1965 года Солженицына уже в СССР не печатали, подвер-гался резким нападкам властей и газет, в 1974 году, после появ-ления 1-го тома "Архипелага ГУЛАГа", обвинен в измене ро-дине и выслан за границу. С 1976 года живет в штате Вермонт, США.

Обобщающую работу об Архипелаге ГУЛАГе автор задумал и стал писать весной 1958 года. Объем ее представлялся меньшим, чем сейчас, но уже был принят принцип последовательных глав о тюремной системе, следствии, судах, этапах, ла-герях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных изменениях за аре-стантские годы. Некоторые главы были тогда же написаны, од-нако работа прервалась, так как материала - событий, случаев, лиц - на основе лишь личного опыта автора и его друзей явно недоставало.

В 1962 году был напечатан "Один день Ивана Денисовича". Герой рассказа - Иван Денисович Шухов - необыкновенный человек. Все умеющий, крепкий правилами и цепкий умом, Шухов выживает в отвратительном лагерном быту благодаря своему чрезвычайному трудолюбию и долготерпению. Иван Денисович - крестьянин, его мечта - простой и мирный, любимый или крестьянский труд. Если в лагере в совокупности со всеми тамошними трудностями всех "добивает работа и одиночество", то Шухову, напротив, удается спастись именно работой, любой работой, которую Шухов выполняет с достоинством и присущим ему крестьянским долготерпением. В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, в обществе придурков и шакалов, "шестерок и блатарей", которые исповедуют лагерный закон "подохни ты сегодня, а я - завтра", нелегко сохранить душу и человеческое тепло. В таких условиях люди теряют всяческое уважение к окружающим и к себе тоже. Они перестают видеть разницу между добром и злом, между подлостью и преданностью, и вообще перестают быть людьми. Но у Ивана Де-нисовича было свое верное средство вернуть человеческие мыс-ли и доброе расположение духа - работа.

А работали зэки на недостроенной ТЭЦ. "Она стоит на бугре, а за ней зона кончается". Откуда это радостное, упоенное строительство ТЭЦ? То ли в том, что работа здесь превращается во внутреннее, хотя бы временное, освобождение - "за ней зона кончается...", то ли в том, что герою рассказа предстоит пере-жить иллюзию освобождения (зона кончается за ней!). И когда зэки входили в азарт работы, у Шухова "как вымело все из головы" так, что он "не о чем не вспоминал, не заботился, а толь-ко думал" как ладно дело закончить. Вдохновенно и отрешенно работает каменщик, и когда "мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор и на то место бросает и запоминает, где прошел нижний шов...", кажется, что строит он стену свою, за которой будет храниться неподвластная лагерю святыня его души. Страна с тоталитарным режимом все делала посредством революционного насилия, чтобы поработить свой народ с помощью колючей проволоки. В ход пускались и более изощренные и надежные методы, например, с помощью группового взаимного порабощения людей заставляли ненавидеть друг друга, шпионить: "на то придумана бригада... такое устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг друга". Но человеческий дух выстоял и там, за колючей проволокой, несмотря на все методы и способы, придуманные, чтобы сломить его, искоренить совсем и превратить человека в бесстрастный и послуш-ный "винтик". Но Иван Денисович сумел сократить живую свою душу и увидел за бугром свет надежды на воскресение. Такое чувство остается по прочтении рассказа "Один день Ива-на Денисовича".

Тяжела и жестока была жизнь советских зэков, но, возвращаясь к лагерной теме в "Архипелаге ГУЛАГе", А. И. Солженицын не преследует цели воссоздать быт и порядки сталин-ских лагерей, его цель - подробная картина механизма самопре-вращения революционной власти во власть тюремную, внешней военной победы - во внутреннее поражение.

После напечатания "Одного дня Ивана Денисовича" автор был захлестнут письмами бывших заключенных с предложе-ниями встретиться, рассказать. В течение 1963 и 1964 годов, и через эти письма, и путем многих встреч, был почерпнут обиль-ный материал 227 свидетелей. Их показания автор располагал по своему прежнему, теперь расширенному и умноженному плану. Осенью 1964 года был составлен окончательный план произведения - в 7-ми частях и все новые пополняющие материалы ложились в эту конструкцию. В августе 1973 года при трагических обстоятельствах неосновной, неокончательный вариант "Архипелага" попал в руки госбезопасности - и это подтолкнуло немедленную публикацию книги на Западе, а вскоре автор был выслан из СССР.

"Свои одиннадцать лет, проведенные там, усвоив не как позор, не как проклятый сон, но, почти полюбив тот уродли-вый мир, а теперь еще, по счастливому обороту, став доверен-ным многих поздних рассказов и писем, - может быть сумею я донести что-нибудь из косточек и мяса? - еще впрочем, живого мяса, еще впрочем, живого тритона".