Смекни!
smekni.com

Грибоедов а. с. - Характер конфликта и особенности сценического действия в комедии а. с. грибоедова

Чацкий - представитель передовой части дворянства.

Его столкновения со средой, со своим же классом - конфликт с фамусовским обществом,

борьба за свое понимание жизни . Идеал жизни Фамусова:


...не то на серебре,

на золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал - то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!


Представления о жизни, идеи Чацкого противоположныидеалам Фамусова, они во многом отражают взгляды Грибоедова и идеологию декабристов. Это такие идеи, как протест Чацкого против крепостничества. В монологе 'А судьи кто?'- идеи служения отечеству: 'Кто служит делу, а не лицемерам'. Идея национальной самобытности России слышна

в словах Чацкого: 'Ни звука русского, ни русского лица'.


На протяжении всей комедии происходит столкновение этих противоположных сторон.

Комедия построена в традициях классицизма, соблюдается принцип единства места и

времени. Отступлением от этих традиций является отсутствие единства действия, так

как нет единой любовной интриги в сюжете комедии. Главное место занимает идейный

конфликт. Необычно построение характеров персонажей, они строятся по принципам,

выходящим за рамки традиционного амплуа. Отступлением является также отсутствие

счастливого финала - Чацкого постигает разочарование в любимой, он вынужден уехать

из Москвы, но все же он одерживает победу над фамусовским обществом.


По ходу развития событий линии идейного конфликта и любовной интриги идут

параллельно. Без любовной интриги действие не было бы полным, не был бы понятен дух

московских гостиных. Да и появление Чацкогов доме Фамусова не нашло бы объяснения, ведь он приехал к Софье, и только к ней, а не к тем знакомым, о которых он говорит с сожалением: 'Опять увидеть их мне суждено судьбой'.


Завязкой действия послужил обморок Софьи, при падении Молчалина с лошади - Чацкий многое понимает:


Так можно только ощущать,

Когда лишаешься единственного друга.


Кульминация - объявление Софьей Чацкого сумасшедшим.

Софья наказывает его за остроты, за обидные слова о Молчалине. Софья так отзывается о

Чацком: 'Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол!'. И далее:


Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, . Угодно ль на себе примерить?


Развязка наступает в IV действии - Чацкий узнает о том, что его считают сумасшедшим и раскрывается отношение Софьи к Молчалину и Молчалина к Лизе: 'И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека'.


И, может быть, если бы Чацкий не стал свидетелем этой сцены, то отношения Софьи и

Молчалина остались бы прежними, Софья бы смогла простить, или Фамусов поторопился бы со свадьбой Софьи со Скалозубом. 'Но теперь нельзя: наутро, благодаря сцене с

Чацким, вся Москва узнает...' (Гончаров).


Чацкий с жаром восклицает: 'Слепец! я в ком искал награду всех тудов! Он

порывает с Софьей, со всем фамусовскимобществом, уезжает из Москвы '...искать по

свету, 'где оскорбленному есть чувству уголок!'.


Но Чацкий не побежден, он 'сломленколичеством старой силы, нанеся ей в свою

очередь смертельный удар количеством силы свежей'. Очень важную роль в комедии

играют монологи: при помощи драматических монологов раскрывается характер героя;

эпические монологи повествуют о действиях, не показанных зрителю, но связанных с

происходящим на сцене; лирические монологи отражают точку зрения автора. Для монологов 'Горя от ума' характерны диалогические формы.