Неполное, неточное, ошибочное или предубежденное установление (оценка) психического отношения субъекта к своим действиям и их последствиям является не только наиболее распространенным, но и самым грубым, а при определенных условиях и уголовно наказуемым нарушением принципа субъективного вменения (ст.299, 303, 305 УК РФ).
Субъективная сторона преступления, включающая в себя вину, мотив, цель преступления и психическое состояние преступника во время совершения преступления, является неотъемлемой частью любого состава преступления. Она имеет важное значение не только для обоснования уголовной ответственности и квалификации деяния, но и для назначения наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания, определения вида исправительного учреждения, а также для выработки стратегии и тактики ресоциализации осужденного и его исправления.
На статистическом уровне анализа различных элементов субъективной стороны решаются многие криминологические вопросы личности преступника, мотивации преступного поведения, его причинности и предупреждения. Значение принципа ответственности за вину в уголовном правосудии состоит в том, что он обеспечивает практически правильное применение уголовного закона к конкретным случаям совершения преступления, нацеливая деятельность судебных и следственных органов в исследовании фактических обстоятельств каждого дела на выяснение наиболее глубокой сущности содеянного - того действительного отношения лица к интересам общества, которое было проявлено в умышленном или неосторожном совершении лицом общественно опасного деяния [33, с. 61].
Согласно ст. 14 УК РФ преступным признается лишь такое общественно – опасное деяние, которое совершается виновно. Без вины нет преступления, и лицо, какие бы социально опасные последствия от его действий не наступили, не подлежит уголовной ответственности и наказанию. Значение вины многоаспектно. Анализ научной литературы и действующего законодательства по проблемам вины показывает многофункциональное значение данной категории.
Так, в УК РФ законодатель под виной понимает не только институт уголовного права – глава 5, но и отождествляет ее с субъективным умением (этот вывод можно сделать из ч. 2 ст. 5 УК РФ). Кроме того, он рассматривает вину как непременное условие уголовной ответственности за совершение общественно опасного деяния (ч. 1 ст. 5 УК), выделяет как принцип уголовного права (название ст. 5) и называет ее одним из основных признаков в понятии преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ).
Еще более обширное функциональное назначение вины дастся в науке уголовного права.
Вина, по общему признанию, относится к субъективной стороне преступления, но соотношение этих категорий в уголовно-правовой литературе – предмет продолжительной дискуссии. Некоторые ученые рассматривают вину как синоним субъективной стороны преступления, высказывается и противоположная позиция.
Вина есть совокупность юридически значимых признаков, необходимых и достаточных для официального признания того, что данное деяние совершено – умышлено и неосторожно - именно данным лицом. Субъективная сторона, являясь более емким понятием, не исчерпывается содержанием вины, субъективная сторона якобы включает наряду с виной и другие психические моменты (мотив, цель, эмоции). Данная точка зрения получила распространение и в учебной литературе.
Ответ на этот вопрос можно получить лишь после раскрытия содержания вины и ее компонентов.
Субъективная сторона преступления есть совокупность признаков, необходимых и достаточных для юридически значимой характеристики психического отношения субъекта к своему преступлению и его последствиям то есть для официального признания того, что данное деяние было умышленно или неосторожно совершено именно данным лицом. Сравним предложенные определения.
Субъективная сторона включает только психологическую характеристику преступления, только умысел или неосторожность, а в особых случаях – еще мотив и цель. Особенно важно, что наличие этих признаков может предполагаться заранее. Так, о любом прошлом, нынешнем или будущем хищении можно с абсолютной уверенностью сказать, что оно совершено умышлено, потому что похитить можно только с прямым умыслом.
Констатация вины требует выявления не только психологических, но и всех иных, в том числе объективных факторов и признаков. Суждение о вине есть итоговое суждение и о преступлении, и о субъекте, его ответственности, и о многом другом.
Границы и условия применения принципа вины определяются во многих нормах Общей и Особенной части УК. Например, глава 5 УК так и именуется "Вина". Тем не менее, ни уголовное законодательство прошлого, ни действующий УК, употребляя этот термин, не дают ее законодательного определения. Понятие вины обычно раскрывается через нормативное описание ее форм и теоретическое обоснование. В некоторых исследованиях акцент сделан на этическое предназначение вины, что вина это моральный, нравственный упрек личности за содеянное им. Достаточно часто в научных работах вина рассматривается как субъективное основание ретроспективной уголовной ответственности, то есть то, что противоположно по своей сути позитивной ответственности. Эта позиция уходит своими корнями еще в дореволюционное право России. Так, например, С. Г. Фельдштейн основное предназначение вины видел в качестве критерия наказания. Этот вывод сторонниками данного понимания вины делается на том основании, что в процессе совершения преступления социально – психологический механизм восприятия действительности личности отражает не только нормативные требования, которые предъявляет общество к поведению (в том числе и преступному), но и те правовые последствия, которые могут наступить для этой личности. В некоторых работах вина представляется как регулятор преступного поведения. Порой она отождествляется с причастностью "...личности к противоправному поведению и его последствиям". Распространенной является трактовка вины как психического отношения к совершаемому преступлению или психическую оценку поведения. Понималась и понимается вина как признак преступления. Данное теоретическое положение нашло отражение в Уголовном Кодексе России 1996 года. И, хотя в ранее действующем Законодательстве признак виновности не указывался, при определении преступления он всегда подразумевался, и его всегда указывали как теоретики, так и практики. В значительной части научных трудов вина трактуется многоаспектно, в них, по сути дела, указываются почти все вышеперечисленные характеристики вины или большинство из них. Имеются и другие определения вины. Некоторые ученые в одном научном исследовании вину рассматривают в одном контексте и понимают под ней одно, а в другой работе она рассматривается и трактуется в ином аспекте.
Неоднозначное понимание вины в уголовном законодательстве и в науке уголовного права сказалось и на понимании ее в следственно – судебной практике. Можно с уверенностью утверждать, что воззрение практического работника на понимание вины в значительной мере определяется тем, какое научное направление в вопросах вины имело место в вузе, на факультете (или даже на кафедре), которые он окончил. Разноречивости в понимании вины способствует и законодатель, потому что не дает этого понятия в уголовном кодексе. И, хотя УК 1996 года сделал существенное продвижение на пути осуществления субъективного вменения при разрешении уголовных дел, что выразилось в изменении понятий умысла, неосторожности, определения случая и т.д., но все-таки понятия вины не дал. Между тем оно необходимо. И не только для смягчения разногласий между различными точками зрения. Оно необходимо, во-первых, для того, чтобы определить природу вины как психического феномена, проявившегося при совершении социально значимого деяния. Во-вторых, необходимо для выяснения того, что образует содержание вины и ее сущность. В–третьих, оно нужно для того, чтобы определить, к чему устанавливается, точнее, имеется виновное отношение – к деянию, его последствиям или преступлению в целом. В–четвертых, это понятие необходимо для уяснения того, является ли вина проявлением только осознанного или бессознательного психического, или же она есть результат взаимодействия того и другого. В–пятых, оно нужно для определения значимости вины в субъективном вменении.
Слово "вина" в русском языке имеет множество значений. Так, под виной понимаются и проступок, и преступление, и их причина, и ответственность за них и т.д. В уголовном праве под виной, прежде всего, принято понимать психическое отношение субъекта к совершаемому деянию. Такое понимание вины сложилось в результате дискуссии по проблемам вины, которая проходила в 50-е годы. В итоге дискуссии была отвергнута так называемая оценочная теория вины, которая рассматривала психическое отношение лица к совершаемому деянию и последствиям не как реально существующее, а лишь как оценку судом всех объективных и субъективных обстоятельств, связанных с преступлением, а также личностью преступника. Дальнейшие исследования понятия вины содействовали отрицанию не только оценочной деятельности суда как признака вины, но и признаков, характеризующих деяние, личность виновного, и других моментов. В определении вины подчеркивалась ее неразрывная связь с деянием, с преступлением путем указания на предмет психического отношения субъекта – деяние и его последствия. Итак, в ходе упомянутой дискуссии и в результате последующих исследований ученых – криминалистов "было сформулировано научно обоснованное материалистическое определение понятия вины, которое соответствовало советскому уголовному законодательству и из которого исходила теория советского уголовного права и судебная практика: вина – это предусмотренное законом и порицаемое советским судом от имени государства психическое, в форме умысла или неосторожности, отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям" [10, с. 69].