Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич - эти герои антисоциальны, их характеры уродливы, но у каждого из них, как мы убедились при более близком знакомстве, осталось хоть что-нибудь положительное.
Манилов.
Этот человек немного напоминает мне самого Чичикова. 'Один бог разве мог сказать, какой характер у М. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе СелифанЕ черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару'. М. считает себя воспитанным, образованным, благородным. Но заглянем к нему в кабинетЕ Мы видим кучки пепла, запыленную книгу, которая уже второй год открыта на 14-й страницеЕ У М. в доме всегда чего-нибудь недостает, только часть мебели обита шелковой тканью, а два кресла обиты рогожей. Слабоволие М. подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик. М. - мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. Он мечтает о том, 'как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мостЕ' Г. подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика, но не лишает его человеческих качеств. М. - семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.
Коробочка.
Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение Коробочки. Хозяйка, 'женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки... '. Очень долго Павлу Ивановичу пришлось уговаривать Настасью Петровну продать ему мертвые души. Сначала она удивилась, когда услышала о предмете покупки, а потом боялась продешевить. Она хочет дождаться купцов да узнать цены. 'Эк ее, дубинноголовая какая! - сказал про себя Чичиков... ' Помещица Коробочка сама занимается хозяйством, да и крестьянские избы в ее деревеньке 'показывали довольство обитателей'.
Ноздрев.
Побывал Павел Иванович и у Ноздрева. Ноздрев, по словам автора, был из таких людей, которые 'всегда говоруны, кутилы, народ видный'. Кроме того, этот помещик врет почти на каждом шагу. Показывая гостю имение, Ноздрев подводит его к границе и говорит: 'Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое'. Ноздрев может пообещать, но не сделать. При игре в карты и даже в шашки жульничает. Только чудо - приезд к Ноздреву капитана-исправника - спасает Чичикова от физической расправы. Таков оказался Ноздрев - бесшабашная натура, игрок, кутила. Для Ноздрева любая купля-продажа - что-то вроде спорта, тут для него нет никаких нравственных преград, как, впрочем, и для всех его жизненных поступков. Поэтому его не могла удивить чичиковская идея - она близка его авантюрной натуре. Не удивительно, что Чичиков менее всего сомневался в успехе деловых переговоров именно с Ноздревым.
Собакевич.
Собакевич показался Чичикову 'весьма похожим на средней величины медведя'. Природа недолго мудрила над его лицом: 'хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: 'живет!' Мебель в доме Собакевича такая же тяжелая, как и хозяин. Он прожорлив, может съесть за один раз целого осетра или бараний бок. Хотя тугодум, но своего не упустит. Достаточно вспомнить сцену торговли, когда Михаил Семенович запрашивает за мертвую душу 'по сту рублей' и уступает в конце концов 'по два с полтиною'. 'Кулак, кулак!' - подумал Чичиков о Собакевиче перед отъездом. Можем ли мы найти у такого типа что-нибудь положительное? Трудно, но постараемся. Он - хозяин, все у него прочно, даже колодец 'обделан в крепкий дуб'. Собакевич заботится о своих крепостных, конечно не из человеколюбия, а из соображения: обидишь мужика - 'тебе же хуже будет'.
Плюшкин.
Наконец наш путешественник приехал к Плюшкину('прореха на человечестве'). Увидев какую-то странную фигуру, Чичиков сначала решил, что это ключница, но это оказался сам хозяин. Чичиков подумал: если бы он встретил Плюшкина на паперти, то '...дал бы ему медный грош... ', хотя этот помещик имел более тысячи душ крестьян. Жадность его чрезмерна. У него накопились огромные запасы, таких запасов хватило бы на несколько жизней, а он, не довольствуясь этим, ходил каждый день по своей деревне и все, что попадалось, тащил к себе и складывал в кучу в углу комнаты. Вот и закончилась поездка нашего героя по имениям помещиков. Плюшкин потерял все человеческие связи: детей он лишился, соседи с ним знаться не хотят, в город он не ездит. Этот герой вызывает не только смех, но и отвращение. Это - апогей, дальше идти некуда. Все доведено до своей противоположности, до абсурда. Бережливость превратилась в скупость. Богатство - в нищету. Хозяин - в ключницу. Плюшкин. Кто это? Человек или неизвестный науке биологический тип? Это предел падения человека. Вот почему автор изобразил Плюшкина последним в галерее уродливых типов помещиков.
В 'Мертвых душах' органично слились в единое целое способности Н. В. Гоголя - психолога, аналитика с блистательными способностями художника.
Гоголь - резкий и гневный обличитель.
Гоголь-обвинитель резок, правдив и великолепен. Но автор хотел не только обличать, но и утверждать, создавать свою положительную программу. Но положительная программа не получилась, ей просто не было места в современной автору российской действительности.
В гоголевском смехе есть и боль, и гнев, и ярость, и протест.