Роман «Евгений Онегин» - замечательное произведение русской литературы. В нем отражается целая эпоха начала XIX века.
Главный герой романа и сам автор в чем-то похожи друг на друга. Но есть и различие. Пушкин – передовой человек, слава и гордость страны.
А каков же его герой? Это «лишний» человек, не нашедший смысла жизни.
Эпиграфом к первой главе являются слова Вяземского: «И жить торопится, и чувствовать спешит». Таким был герой в первой главе. Он получил типичное для дворянской среды воспитание: «…француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя…». Повзрослев, Онегин стал настоящим светским дэнди.
«Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал,
легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно…»
Но надо признать, что образование он получил прекрасное: «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом…». Овладел он и «наукой страсти нежной». Онегин ведет праздный образ жизни. Он посещает модные рестораны, балы, праздники, часто бывает в театре. Но вскоре всё ему надоедает: «Всех пора на смену, балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел».
Чтобы понять образ жизни героя, надо увидеть его кабинет: «Все, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изображает для забав, для роскоши, для неги модной, - всё украшало кабинет…». Мы видим предметы туалета, роскошь, модные украшения. Одетый по последней моде, франт, типичный светский лев, Онегин едет на бал. В романе много лирических отступлений, где раскрывается образ автора. И мы понимаем, что Пушкин во многом отличается от своего героя и глубиной чувства и образом жизни.
Онегин едет с бала, когда трудовой Петербург уже начинает свой день. «Забав и роскоши дитя» безмятежно спит в это время.
Был ли счастлив Евгений? «Нет», - отвечает автор.
«Рано чувства в нем остыли,
Ему наскучил света шум…»
Конечно, Онегин понимает пустоту и никчёмность светской жизни. «Друзья и дружба надоели». Они не могут понять и разделить его помыслы и стремления. Евгений начинает читать, но и книги скоро наскучили.
Пушкину нравится его герой. Он находит сходство между собой и ним: «С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты». Автору нравится его мечтательность, «резкий, охлажденный ум», даже его странность, угрюмство, озлобленность и ироничность по отношению к свету.
Онегин после смерти дяди, получив наследство, уезжает в деревню. Но, воспитанный в свете, он не понимает и не любит сельский образ жизни, её природу и обычаи. И Пушкин замечает различие между Евгением и собой. Он всей душой любил русскую природу и деревню.
Первая глава заканчивается лирическим отступлением, где дается образ поэта. Таков Евгений в первой главе: светский франт, разочарованный в свете, ведущий праздный образ жизни.
В восьмой главе Пушкин прощается со своим героем. Здесь мы видим совсем другого Онегина, чем в первой главе. Он много пережил, путешествовал, искал смысла жизни, хотел заняться литературным трудом.
«Но труд упорный ему был тошен…».
В начале главы дан образ музы Пушкина. Каким же мы видим Онегина? Мы видим его на бале «в толпе избранной»… «Для всех он кажется чужим»…Никто его не понимает и к нему относятся иронично.
Пушкин берёт своего героя под защиту: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем? Но в свете «посредственность одна нам по плечу и не странна…» Онегин на голову выше этой светской толпы, поэтому он здесь чужой.
Почему же Евгений не нашел смысла в жизни? «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел…». Свет и погубил его светское воспитание, убил в нем все лучшие качества. И вот встреча с Татьяной. Как она изменилась» Всё её уважают, она богата и знатна, умна, прекрасна во всём. Евгений удивлён, он не узнаёт её, провинциальную девушку, которую знал ранее.
Да, Татьяна изменилась. Она много пережила, много читала, узнала жизнь не по романам.
« У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она».
Гордая, строгая, серьезная, умная – такой увидел её Онегин. И теперь он понимает, что любит её, он ищет свидания с ней.
Снова мы видим Онегина на бале. Но теперь тем более он ненавидит этот пустой свет. Он видит только Татьяну. Влюбленный Евгений пишет Татьяне письмо. Кажется, они поменялись ролями. Но как его письмо отличается от того первого письма Татьяны! Там Татьяна думала и писала не столько о себе, сколько о нём. А в письме Онегина слишком много местоимений «я». Он думает только о себе, о своей любви, о своей судьбе. Онегин, не получив ответа, уединяется в своем кабинете. Но этот кабинет отличается от того, который описан в первой главе. Мы уже не видим предметов туалета и роскоши. Книги, журналы, альманахи…
И вот снова сцена свидания с Татьяной.
Искренняя, непосредственная Татьяна говорит ему о своей любви, об их первом свидании. И снова она думает не только о себе, но и о нём: «Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?» Татьяне чужд тот образ жизни, который она ведет в Петербурге. Она хотела бы снова быть в своей деревне.
« Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.»
Так заканчивается это свидание. «Евгений как будто громом поражён»… Пушкин расстается со своим героем.
Глава заканчивается лирическим отступлением, где автор беседует с читателем. Таков Онегин в восьмой главе. Чужой для всех, не нашедший смысла в жизни, в любви, в деятельности. Он «лишний» человек.
Но нам тоже жаль расставаться с героем. Ведь у него было много положительных качеств, и он мог бы стать полезным обществу, найти свое место.
Петербург..эдесь начинается и заканчивается роман, и именно этому городу принадлежит главная роль в композиции 'Евгения Онегина'. Почему Петербург? А разве мог этот герой жить в другом городе, далеком от развлечений, балов, театральных представлений? Столичная жизнь никогда не оставляет человека наедине с самим собой, а юному Онегину с его жаждой общения, умением 'лестью забавлять', 'преследовать любовь' подходит только такой порядок.
В начале романа автор описывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по французски, разъезжает по балам и праздникам. И в это общество прекрасно вписывается Онегин. Этот 'молодой повеса' умел 'казаться новым... ловить минуту умиленья, невинных лет предубежденья умом и страстью побеждать'. Однако, вращаясь в свете, этот незаурядный человек не становится точной копией своих товарищей.
Автор описывает детей того века себялюбивыми, сухими, с безнравственной душой, и Онегин похож на своих современников, но назвать его бездушным человеком нельзя. Белинский определяет Евгения как эгоиста поневоле. Столичный образ жизни, всеобщая любовь и признание - все это .не могло не взрастить в герое самолюбие. И как Онегину не любить себя, если:
Бывало он еще в постеле -
Ему записочки несут.
Что? Приглашенья?
В самом деле
Три дома на вечер зовут.
Так начинался каждый его день, а проходил он в праздных гуляньях, посещениях балов, театров. Да и как проходил?
Двойной лорнет, скосясь, наводит
На ложи незнакомых дам
... Все видел.
Лицами, убором
Ужасно недоволен он.
Театр, которым Пушкин восхищается, его герою кажется заурядным, обыденным, наконец, просто скучным. После возвращения домой с неугодного представления Евгений имел обыкновение 'по три часа по крайней мере пред зеркалами проводить'. Завершением вечера обычно была поездка на бал, ничем не отличающийся от предыдущего, где Онегин вновь улыбался записным кокеткам и читал эпиграммы милым дамам. А завтра все начиналось снова:
До утра жизнь его готова
Однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера
Евгению, как когда-то самому автору, такая жизнь определенно нравилась, но быстро наскучила В деревне, 'в тиши уединенья' Онегин пытался освежиться, но вскоре увидел, что перемена мест не меняет некоторых обстоятельств. Разумеется, жизнь в глуши изменила Евгения, но не смогла излечить героя от хандры: бездеятельность и пошлость жизни по-прежнему душат его.
Что же происходит с Онегиным после жизни в уединении? Каким он появляется вновь в Петербурге? С чем приходит к старому обществу?
Евгений повзрослел, он, 'убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов, до 26 годов... ничем заняться не умел'. Мы видим человека, безнадежно уставшего от жизни, не имеющего своего места в мире. Он один 'в толпе избранной стоит безмолвный и туманный'. Теперь он усмирился, не 'корчит чудака'. Здесь очень хорошо просматривается отличие Онегина от 'пустого' света Автор вновь описывает все ту же обыденную жизнь столичных модников, но чувствуется и усиление иронии, насмешки над светом. Пушкин даже рисует точный жизненный путь человека, претендующего на звание 'доброго малого'. Это делается для того, чтобы еще яснее показать контраст между светским обществом, все таким же, как прежде, и Евгением, так скоро переменившимся.
Где теперь тот молодой повеса, шутник, балагур? Его чувство к Татьяне отнюдь не неожиданно. Он уже 'переболел' свободой, и Татьяна кажется ему прекрасной. В его чувстве присутствует досада и суетность, а Татьяна расценивает любовь Онегина как чувство 'мелкое'. Евгений же считает, что он готов не увлекаться, но любить. В нем нет более кокетства, нет желания волочиться за девушками, как нет охоты и до праздных развлечений.
Итак, обстоятельства и внутренние размышления совсем переменили героя: если раньше он сливался со светским обществом, то теперь резко контрастирует с людьми, с которыми когда-то общался и был тем доволен. Автор не зря начинает и заканчивает повествование описанием Петербурга Помещая своего героя на разных этапах жизни в одинаковые обстоятельства, Пушкин четко показывал перемены в Евгении: нет и не будет более весельчака, увлекающегося девушками, теперь свою жизнь, еще очень долгую, ему придется доживать в тоске и безнадежности.