Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полу печальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав... А. С. Пушкин В 1831 году в Болдине был в основном закончен «многолетний труд» А. С. Пушкина - роман в стихах «Евгений Онегин», работа над которым, длительная и настойчивая, как ни над каким другим произведением, падает на самый цветущий период творчества поэта. «Евгений Онегин» является во всех отношениях центральным пушкинским творением. В этом произведении Александр Сергеевич как «поэт действительности» поднимается во весь свой рост. Роман многопланов, недаром В. Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». Поэт отражает окружающий мир с небывало широким, подлинно энциклопедическим охватом и в то же время делает это со свойственным ему лаконизмом, в предельно сжатой форме. С первых же строф романа ощущается привычная обстановка, атмосфера чисто русской действительности. Бывало, он еще в постеле: ^ нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, ТР' дома на вечер зовут: ам будет бал, там детский праздник, Куда ж поскачет мой проказник? кого начнет он? Все равно: Везде поспеть немудрено. Деревенские пейзажи «Евгения Онегина» представляли собой ение в русской литературе дотоле небывалое, Пушкин совершил подлинное эстетическое открытие родной природы, показал Телям> сколько прекрасного и поэтического в том, что их по- ано окружает, что всем так привычно и с детства знакомо. Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Очень важно, что в пушкинском стихотворном романе пред стали перед читателем подлинно живые образы реальных лю дей, заключавшие широкое художественное осмысление тенден ций русского общественного развития. Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, Как dandy лондонский одет - И наконец увидел свет. В свою деревню в ту же пору Помещик новый прискакал... По имени Владимир Ленский, С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. И что еще важнее, автор сделал героиней своего романа женщину, реалистически обрисовал ее черты, наделил незаурядным умом и тонкими чувствами. «Скажи: которая Татьяна?» - Да та, которая грустна И молчалива, как Светлана, Вошла и села у окна. - «Неужто ты влюблен в меньшую?» - А что? - «Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет...» «Евгений Онегин» - общественно-бытовой роман. Субъективное лирическое начало занимает в нем исключительно видное место. Мы все время ощущаем присутствие поэта, который неизменно выражает свое отношение ко всему, о чем он рассказывает и что показывает, дает оценку героям, их поведению, поступкам. В этом - одна из отличительных особенностей «Онегина» по сравнению с последующими русскими классическими романами. С этим прямо связана и его необычная, пер6' ходная от поэмы к роману, стихотворная форма. нравились его (Онегина) черты, м не * ~ , там невольная преданность, jj подражательная странность М резкий, охлажденный ум. а был озлоблен, он угрюм; Сгпрастпей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; обоих сердца жар угас; ожидала злоба... До в то же время субъективное начало ни в какой мере не лялось в пушкинском романе в стихах господствующим. Орга-ически сочетаясь, лирическая и эпическая стихии остаются равноправными по отношению друг к другу; голос автора, который не перестает звучать на протяжении всего произведения, наоборот, способствует реалистической широте и правдивости изображаемых героев и картин. «Евгений Онегин» - роман о современной поэту русской действительности, о его поколении и их судьбах. Авторское, порой почти автобиографическое сквозит в той или иной степени. Но поэт не сливается ни с одним персонажем романа, и как бы близок и даже родственен герой ему ни был, Пушкин не подменяет его собой. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной, Чтобы насмешливый читатель Или какой-нибудь издатель Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет, Как будто нам уж невозможно Писать поэмы о другом, Как только о себе самом. Безусловно, Евгений Онегин близок поэту, ибо в нем воплощены те же черты, которые, по словам автора, являлись «отличительными для молодежи 20-х годов XIX века». Но мы знаем, Чт° Евгений не автопортрет Пушкина. С первых же строк романа авт°Р обрисовывает характер своего героя. Онегин - человек ост-Рои и трезвой мысли, эгоист, скептик, превосходно разбирающий-я в «низком коварстве», лжи и лицемерии существующих пат-гаархально-семейных связей. В отличие от большинства светских олодых людей, Евгений не только пресыщен удовольствиями, но м глубоко не удовлетворен собственным праздным и пустым 'Чествованием. Отсюда и снедающий его «недуг»: разочарован-Сть> «преждевременная старость души», «русская хандра». Пушкин называет Онегина «вторым Чаадаевым». Евгений nrw I ^ukl ляет «свет», уединяясь в своем кабинете, но автором «философе,. I писем» не становится, так как «труд упорный ему был тошен» В столкновении Онегина с Ленским показан крах гер0а дружбе. Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела? е Чуждо притворство. Полюбив, она открывает душу ТаТЬе избраннику, поэтому пишет Онегину письмо, которое °ерДЦчистотой, непосредственностью, искренностью. Героиня |дЫ111йТ на ОТветное чувство, она еще не знает, что любовь ра-[6 сильно, если она безответна. Не засмеяться лъ им, пока Не обагрилась их рука, Не разойтиться ль полюбовно?.. Но дико светская вражда Боится ложного суда. В отношении к Татьяне - неспособность Онегина искренне любить. Евгений, каким он показан в романе, каким вошел в сознание читателей и критики, в историю русской литературы и общественной мысли, являет собой яркий образ «лишнего человека», по выражению Герцена, «умной ненужности», впервые с такой правдой и полнотой художественно открытый Пушкиным.