Отделение от Англии и создание независимого государства – стало Национальной идеей в период до окончания Войны за Независимость, завершившейся подписанием Парижского договора, в котором Великобритания признала свое поражение.
В 1787 г. была принята Конституция США, в которой были четко сформулированы основные принципы разделения властей на три ветви, а в преамбуле перечислены приоритетные цели нации, ее по сути НИ – в настоящем и будущем:
– сплочение народа, укрепление связи между штатами и федеральным правительством;
– защита против вторжения;
– процветание нации;
– гарантия справедливости и мира;
– защита свобод теперь и в будущем.
Десять поправок к Конституции, принятых в 1789 г. гарантировали свободу слова, вероисповедания, прессы и митингов.
Одной из приоритетных являлась также проблема приема иммигрантов-всех желающих обрести новую Родину, особенно в первые годы становления государства и освоения новых земель. Со дня основания США приняли более 50 миллионов человек и продолжают принимать почти 700 тысяч иммигрантов ежегодно.
Американская Национальная идея стала основой общей для нации идеологии – разумного либерализма и основой системы образования.
НИ воспитывает каждого американца, с детских лет, в духе высочайшего патриотизма и побуждает к деятельности на благо народа, в том числе и свое личное. Этому способствует также американский Национальный гимн, в котором есть такие строки:
«….Слава мощи, что создала и сохранила нас нацией.
Так побеждай не медли.
В память долгам Отцам.
Девиз наш:
В Боге-наша вера», – И звездный стяг!
Пусть вечно реют твои волны,
Земля свободы, мужества живи!».
После Второй мировой войны США сыграли решающую роль в восстановлении экономики европейских стран и Японии, в установлении в этих странах демократии, а также обеспечили защиту западного мира от коммунистической экспансии. Это стало основанием для американского народа вновь расширить цели своей Национальной идеи, сформулировав их – как защита демократии и свободного рынка, распространение их по всему миру, а в последние годы – решительная и бескомпромиссная война с исламским террором, с поддерживающими его, прямо или косвенно, государствами.
Эту миссию США понимают как –»… продвижение свободы в интересах американского народа и международного сообщества посредством оказания помощи строительству и поддержанию более демократического, безопасного и процветающего мира, состоящего из хорошо управляемых государств, которые отвечают нуждам своих народов».
В США общество, и в первую очередь, власти и интеллектуальная элита твердо следуют целям нации, а отклонение или противодействие их реализации рассматривается как предательство и сурово карается.
Например, когда в 1919 г.в большем количестве распространились организации прокоммунистической, в том числе социалистической ориентации, власти провели широкомасштабную операцию по их разгрому, закрытию их штаб квартир и отделений.
Также в период президентства Гарри Трумена с 1944 по 1953 гг., по его указанию правительственные чиновники должны были присягать, что они не являлись членами коммунистической партии.
Принадлежность к компартии, другим левым партиям или движениям, влекла за собой увольнение с работы. Это продолжалось шесть лет до 1952 г. и все это время в стране действовал Комитет по расследованию антиамериканской деятельности.
Одним из пострадавших в этой компании был известный американский писатель – любимец Сталина, лауреат Сталинской премии, Говард Фаст, который впоследствии, в 1957 г., «прозрел» и вышел из компартии, когда она потеряла всякое влияние.
Из опыта США следует, что Национальная идея:
– Формулируется интеллектуальной элитой и такая разумная, здоровая интеллектуальная элита в США была исходно и есть в настоящее время.
Благодаря ей разуму нации, США стали ведущей страной мира, в том числе в области экономики, новых технологий, науки, культуры и благосостояния населения. – Учитывает интересы отдельной личности и всего общества в целом, а реализация этих интересов – главная функция государства.
– Легко запоминается и понятна каждому человеку.
Она создает в стране атмосферу уверенности, доверия и уважения к власти, интеллектуальной элите; атмосферу общности нации, не взирая на лица, этнические различия, материальное положение и сроки пребывания в стране, без деления на старожилов – хозяев и новых иммигрантов, как это происходит в менее развитых странах.
В «Истории государства Российского» русский писатель, историк и философ – Н.М. Карамзин рассматривает историю России с 8 века»… как непрерывный, хотя и осложненный тягчайшими длительными испытаниями и бедствиями, процесс становления единого мощного государства, занявшего свое особое место в ряду других государств мира.»
Резкие, болезненные перемены в России произошли также в 20 столетии в 1917 и в 1993 годах и соответственно менялись цель и смысл бытия русской нации.
Национальная Идея Российской империи была краткой, понятной, мобилизующей народ, способствующей его сплочению и патриотизму –
«Православие – Самодержавие – Народность» и в многочисленных войнах русские солдаты сражались – «За Веру, Царя и Отечество».
После Октябрьского переворота в 1917 году, в Советском Союзе Национальная Идея была сформулирована как призыв – «Вперед к победе коммунизма – светлому будущему всего человечества».
По достижении этой цели, каждому человеку гарантировалась райская жизнь по принципу – «От каждого по способности, каждому по потребности». Народ эта цель вдохновляла, многие совершали трудовые подвиги, а некоторые как могли старались приблизить, лично для себя, это светлое будущее.
После распада Советского Союза была принята, в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации, в которой сформулирована новая Национальная идея, соответствующая новому историческому этапу становления России как демократического государства,»… политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако вскоре возникла необходимость расширить эту НИ в связи с новыми реалиями, сложившимися в стране и мире – это, главным образом, расширение на восток Европейского Сообщества и глобализация.
Началом этого процесса – поиска новой НИ стало заявление первого президента России Б. Ельцина в июле 1996 г., призвавшего общественность, в первую очередь интеллектуальную элиту, ускорить решение этой, жизненно важной для страны, проблемы.
Вскоре «Российская газета» объявила конкурс на общенациональную объединительную НИ, в котором приняли участие историки, философы, писатели, политики, деятели культуры и сотни россиян со всех концов страны.
Проводятся научные конференции, семинары, издаются новые книги, многочисленные публикации, с которыми можно познакомиться в Интернете.
В настоящее время серьезно обсуждаются три возможных варианта новой НИ России – либеральный вариант, почвеннический и евразийский.
Либеральное направление, сложившееся в 90-е годы, как государственная идеология – это ориентация на западную систему ценностей: соблюдение прав человека и достоинства личности, плюрализм, свобода предпринимательства, глобализация.
Политико-экономическая элита России уверена, что это направление является оптимальной стратегией развития страны и нации на обозримую перспективу, создания реальных условий для процветания нации и укрепления ее международного авторитета.
Однако за 15 лет реализации, либеральная экономическая модель не дала ожидаемых результатов и, поэтому, подвергается резкой критике со стороны общественности и оппонентов, представляющих другие, например, почвенническое или евразийское направление, предлагающие Национальную идею, основанную на собственном, особом пути развития России.
Почвеннический вариант Национальной Идеи России и пути ее реализации предлагает Фонд «Единство Нации». Президент фонда – писатель В.С. Медведев.
Идеология Фонда в популярной форме представлена в книге «Национальная идея или чего ожидает Бог от России», также в других многочисленных публикациях, в которых обосновано следующее определение НИ:
«Национальная Идея – есть выживание России и возрождение ее могущества, величия и славы через создание Государства Единой Нации, основанного на традиционных для нашей цивилизации духовно-нравственных ценностях, социальной солидарности, равных обязанностях и правах граждан и противостоящего установлению на Земле губительного для Человечества Нового мирового порядка. В представленной идеологами Фонда концепции «Общенационального Соборного Проекта» предложен механизм конституционных преобразований государственного, общественного, экономического, социального устройства. России, основанный на государственной соборной идеологии.
По мнению авторов: «Только этот проект способен всколыхнуть народ, разбудить его жизненную, политическую, социальную активность и не допустить постепенного вырождения нации или кровавой смуты и раздела страны, поскольку практически реализует волеизъявление народа, а не либеральной элиты.
Далее в «Соборном Проекте» предлагаются конституционные преобразования государственного устройства России: «Формой правления Государством Единой Нации является – Соборно-Президентская республика с назначением всей исполнительной и контрольной властей «сверху»…».» Президент Государства Единой Нации является Лидером Нации и гарантом национального суверенитета России и её духовно-нравственной традиции. Его миссия как руководителя уникальной страны-цивилизации – «управлять, укреплять и хранить Россию». Президент избирается, открыто и гласно – Общенациональным Учредительным Собором и им же переизбирается в случае необходимости.»