«Повести Белкина» А. С. Пушкина созданы осенью 1830 года в селе Болдино. В них отображены военно-офицерские нравы («Выстрел»), мелкочиновный и аристократический быт («Станционный смотритель»), мещанско-ремесленный обиход («Гробовщик»), поместно-усадебный уклад («Метель», «Барышня-крестьянка»). Но основная тема «Повестей» - маленький бедный человек, его положение в обществе, его желания и стремления, социальные противоречия, нравственное достоинство и простое человеческое счастье.
«Повести Белкина» оптимистичны. С наибольшей силой пушкинский гуманизм раскрылся в «Станционном смотрителе». Совершенно на новой основе Пушкин продолжает разработку темы маленького человека, начатую еще Карамзиным в «Бедной Лизе». В Самсоне Вырине есть новые черты: в нем пробуждается человеческое достоинство и зарождается протест.
Станционный смотритель - это самый мелкий чиновник, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». С такими бранятся, требуют у них жалобную книгу, считают «извергами человеческого рода». Этим людям нет покоя ни днем ни ночью. «Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе» - точно подмечает Пушкин. «Какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам». Смотритель вынужден дрожать перед любыми другими высшими чинами.
По словам автора, «сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде». На самом деле это «люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». Таков и Самсон Вырин. Он с почтением и добродушием относится к своим постояльцам.
Проезжие иногда грубо обращались с Самсоном Выриным, не посчиталась с ним и его собственная дочь Дуня - сбежала с проезжим гусаром, соблазнившись богатой, обеспеченной и красивой жизнью. Самсон Вырин попытался вернуть дочь, но был грубо выставлен за дверь ротмистром Минским (это и был тот проезжий гусар). «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций». От негодования и обиды старик заплакал, «сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел...» Хотел было потом вернуться за деньгами, но «хорошо одетый молодой человек» уже успел их подобрать и быстро уехал.
Станционный смотритель не смирился с тем, что не поговорил с дочерью, и сделал еще одну попытку ее увидеть, но Дуня, увидев отца,
упала в обморок. Самсону «приятель его советовал... жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться». Поехал домой и очень переживал о судьбе своей Дуни: «Жива ли, нет ли, Бог ее ведает. Всяко случается... Как подумаешь, что и Дуня, может быть, тут же пропадает...». Самсон Вырин пытался протестовать, но, как низший по сословию, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба «маленького человека», мастерски изображенная Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Образ «маленького человека» нашел отражение в произведениях многих великих поэтов и писателей. Изображением плачевной участи этих людей, несправедливости, их окружающей, писатели хотели изменить жизнь «маленького человека» к лучшему, облегчить ее.
В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» мы знакомимся с Самсоном Выриным и на его примере узнаем о судьбе многих людей, занимавших эту должность. Не зря Пушкин в самом начале повести задает каверзный вопрос читателю и сам же на него отвечает: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда...». Жизнь «сего диктатора» действительно представляется мне каторгой: обиды и унижения, оскорбления проезжающих и несправедливое отношение с их стороны. Это ярко проявилось в бессовестном поступке ротмистра Минского, чья авантюра стала причиной не только бесконечного горя и страдания Вырина, но и его преждевременной смерти. Дочитав повесть до конца, мы узнаем, что Минский не бесчестный человек и действительно сделал жизнь Дуни счастливой и обеспеченной. Однако что мешало ему успокоить несчастного переживающего отца и не только на словах - мимоходом и в достаточно оскорбительной форме, - но и на деле?
А. С. Пушкин встал на защиту несправедливо обиженного «почтенного сословия смотрителей». Он утверждает, что «сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общению, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». Мудрый писатель учит нас обращать внимание не на должность, а на душу и сердце человека, потому что тогда мир станет гораздо добрее и честнее.
Проблема «маленького человека» привлекала внимание всех прогрессивных писателей XIX века. Не прошел мимо нее и Александр Сергеевич Пушкин, заостряя особое внимание на бедах и проблемах «маленького человека» в повести «Станционный смотритель».
Беседу с читателем А. С. Пушкин начинает не со знакомства с главными героями повести, не с завязки сюжета, а с вопроса, отражающего причины трагедий и бед одного из героев: «Что такое станционный смотритель?» «И очень скоро мы ясно понимаем, что участь этих людей далеко не завидная», ведь работа - «настоящая каторга», «покою ни днем, ни ночью». Должность станционного смотрителя подразумевает больше обязанностей и ответственности, чем прав и привилегий, поэтому-то и называет их А. С. Пушкин «сущими мучениками четырнадцатого класса, огражденными своим чином токмо от побоев, и то не всегда».
Самое удивительное, что бесправие этих «маленьких людей», их невозможность достойно ответить на грубость, обиды и унижения именитых постояльцев еще и вызывают гнев и раздражение со стороны «господ». Вот почему «люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые» незаслуженно считаются «извергами человеческого рода, равными покойным подъячим или по крайней мере муромским разбойникам». Стремясь изменить это ошибочное мнение, А. С. Пушкин рассказывает нам «реальную» историю жизни одного из знакомых ему станционных смотрителей, и дочитав повесть до конца, мы понимаем, что действительно «сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде».
Заостряя внимание на проблемах «маленьких людей», А. С. Пушкин тем самым внес свой неоценимый вклад и в их разрешение, ведь не зря говорят, что правильная постановка вопроса - уже половина решения.
«Станционный смотритель» - это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ «маленького человека». В дальнейшем эта тема была представлена в творчестве Гоголя, Чехова, Толстого.
В повести Пушкина этот образ воплощен в главном герое, станционном смотрителе Самсоне Вырине. Повествование автор начинает с описания жалкого существования всех станционных смотрителей. Все проезжающие бранят их, пишут на них жалобы и даже, бывает, бьют, считают их «извергами человеческого рода» только за то, что не всегда есть на станции смена лошадей. Досаду и злость, накопленную в поездках, путешественники вымещают на ни в чем не повинном смотрителе. «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, а виноват смотритель», - так описывает Пушкин отношение к людям этой профессии. Сами же смотрители люди смирные, всегда готовы услужить, а ведь им и в дождь, и в бурю, и в мороз приходится бегать по дворам, встречая и провожая постояльцев. Далее автор переходит к истории жизни Самсона Вырина. Все вышеперечисленные беды станционных смотрителей в полной мере относятся и к нему. Это был бедный человек, привыкший не ждать от жизни ничего хорошего. Одна радость была у него - красавица дочка Дуня. Но когда она сбежала из дома с гусаром Минским, Самсон от тоски и чувства вины, что не уберег дочь, заболел. Потом он нашел Дуню в Петребурге, она жила с гусаром в красивом доме, была хорошо одета. Вырин звал ее домой, просил Минского отпустить дочь, но гусар прогнал его. С горя Самой запил, превратился за короткое время из крепкого мужчины в старика. Он вспоминал о том, что сам разрешил Дуне поехать с гусаром в церковь, откуда та уже не вернулась, и винил себя в происшедшем. Представляя ее судьбу, он думал, что Минский позабавится с Дуней и вышвырнет ее на улицу. Самсон не может даже представить, что гусар мог полюбить дочь простого станционного смотрителя, а тем более - жениться на ней. Так, изводя себя, тоскуя и жалея дочь, Самсон спился и умер.
Пушкин, описывая трагедию жизни «маленького человека», сочувствует ему и дает понять, что ограниченность Самсона Вырина определена прежде всего условиями его жизни. Человек, привыкший к брани и притеснениям, считающий себя низшим существом, может мыслить только лишь как «мученик четырнадцатого класса». По логике Вырина, дочь его не может быть счастлива с богатым гусаром, тот лишь посмеется над ней. Чин Вырина стал его жизнью, он ограничен в своих размышлениях сословными рамками. Несмотря на это автор не презирает героя, а старается понять и объяснить его поведение.