РЕФЕРАТ
по курсу «Судебная психология»
по теме: «Иерархическое строение сферы права»
Содержание
Введение
1. Объективное и субъективное право
2. Естественное, позитивное право
3. Публичное и частное право
Заключение
Введение
Но и в юридической области слово «право» имеет два значения.
Одно из них уже известно: это субъективное юридическое право, т. е. свобода или возможность субъекта, конкретного лица на юридически обеспеченное поведение. Например, собственника земельного участка — на владение, пользование, распоряжение землей; лица, имеющего льготы по налогам, — на получение этих льгот. Другой смысл у слова «право» в таких, скажем, выражениях: «российское право», «право Франции», «гражданское право», «налоговое право». Здесь термин «право» близок к терминам «закон», «законодательство». И право в этом смысле называется объективным правом. В данном случае имеется в виду не свобода или возможность поведения (как это понималось ранее при указании на обычные, моральные, корпоративные, юридические права), а именно нечто «объективное» в обществе — юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (российское право), либо как часть (гражданское право).
Между двумя названными значениями термина «право» существует тесная взаимосвязь. Субъективные юридические права (а также обязанности) возникают на основе норм объективного права. Например, гражданин имеет право на льготу по налогам в силу того, что такая льгота предусмотрена в нормах налогового права. Объективное право, следовательно, есть система норм, выраженная в законах, «говорящая о правах» и потому являющаяся критерием того, правомерно или неправомерно поведение субъектов — граждан, организаций, государства.
И еще одно терминологическое пояснение. Хотя у термина «право» несколько значений, в том числе неюридических, все же в случаях когда мы этот термин употребляем в - единственном числе (не права, а право) и не делаем никаких добавлений — моральное, корпоративное и т. д., — то подразумеваем именно объективное право, право в юридическом его значении — систему юридических норм как основу, критерий юридических прав и обязанностей.
1. Объективное и субъективное право
Это особо важно учитывать тогда, когда используются такие, например, выражения, как «правовой порядок», «правовое государство», «правовые гарантии».
Здесь везде речь идет о явлениях, относящихся прежде всего к объективному праву — юридическим нормам, составляющим особое и единственное в каждом государстве нормативное образование — систему действующих юридических норм. Тут уже никакой многозначности и неопределенности в словах нет и не должно быть, ибо с ним, с объективным правом, и только с ним связаны юридически обязательные для людей последствия, возможность обязательного требования, ответственности и т. д.
Возникновение права (объективного и субъективного), как и возникновение государства, связано с вхождением общества в цивилизацию.
В первобытном обществе регулирование складывавшихся в нем отношений осуществлялось едиными нормами-обычаями (мононормами), основанными на естественно-природной необходимости и имеющими значение для всех сторон жизни общины, рода, племени — для регламентации хозяйственной жизни и быта, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности.
Появление же избыточного продукта, частной собственности, автономной личности, других факторов, характерных для цивилизации, повлекло за собой наряду с возникновением государства формирование особого нормативного регулятора, более сильного, чем просто нормы-обычаи.
Главное, что оказалось необходимым на первых же стадиях цивилизации, — это не только прямое формулирование, «творчество» юридических норм-регуляторов, но и потребность того, чтобы юридические нормы были четко определены по содержанию и строго проводились в жизнь, а также чтобы они в соответствии с потребностями цивилизации обеспечивали регулирование общественных отношений через дозволения, субъективные права, т. е. известную свободу поведения.
Таким нормативным регулятором, когда бы нормы могли формулироваться людьми, были четко определенные по содержанию, строго проводились в жизнь, и стало право, действующее во многом через субъективные права, через дозволения. Тем более что в силу тех же причин, которые вызвали к жизни право, возникло и государство — организация власти, способная и устанавливать юридические нормы, и обеспечивать проведение их в жизнь.
На первых стадиях цивилизации право в виде законов и существовало как своеобразный придаток, инструмент и продолжение государственной власти (в основном как «право законодателя» и «право судей»). Вместе с тем определенный круг юридических норм, связанных главным образом с экономикой, с товарно-рыночными отношениями, частным оборотом, складывался непосредственно в жизни из обычаев, которые признавались судами, другими органами государства (обычное право).
2. Естественное и позитивное право
В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении (субъективным и объективным) существует естественное право, которое охватывает такие, например, права, как право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.
Права, относящиеся к естественным, существуют как таковые, независимо от того, закреплены они где-либо или нет; они непосредственно и императивно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов. В силу этого естественные права, хотя в известной мере и зависят от условий общественной жизни, ее динамики, в своей основе являются «природными», «прирожденными», т. е. абсолютными, неизменными.
Естественные права сами по себе не выражены в каких-либо особых нормах. Они находятся за нормами. Существуя в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, естественные права выступают в виде идей, представлений, а затем отражаются и в определенных нормах, особенно в наиболее близких к: ним нормах-обычаях, а также в моральных и — что особенно существенно — юридических нормах.
В отличие от естественного права, право в юридическом значении (субъективное и объективное) предстаёт как позитивное право, выраженное в законах, в других источниках. Как позитивное право оно:
во-первых, создается людьми, общественными образованиями — законодателями, судами, самими субъектами права и т. д., является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности;
во-вторых, существует в виде законов, иных источников, т. е. особой, внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).
Ограничивая позитивное право от естественного права, нужно учитывать и то, что юридические нормы могут быть одновременно воплощением естественного права, носителем естественно-правовых ценностей. И именно это придает позитивному праву с древнейших времен весьма высокий статус.
К естественному праву относится такая важнейшая категория современной государственно-правовой жизни, как категория прав и свобод человека.
Права и свободы получили в действующей Конституции Российской Федерации достаточно полное закрепление в главе 2, которая называется «Права и свободы человека и гражданина». Это придает российскому праву высокий статус в соответствии с мировыми требованиями демократического общества.
Наиболее важные моменты, характеризующие закрепление основных прав и свобод в Конституции, следующие.
Во-первых, основные права и свободы человека закреплены в качестве неотчуждаемых (неотъемлемых от человека) и принадлежащих каждому от рождения (ст.7).
Во-вторых, закреплен максимально широкий комплекс прав и свобод человека, а также социально-экономических, политических прав гражданина. Это — равенство всех перед законом и судом (ст. 19), право на жизнь (ст. 20), достоинство личности (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни без согласия лица (ст. 24), неприкосновенность жилища (ст. 25) и так далее, вплоть до ст. 54, которая предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
В-третьих, Конституция прямо ориентирует на тот высокий стандарт прав и свобод человека, который получил общемировое признание (ст. 17). Более того, как прямо записано в ст. 55, «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».
В-четвертых, права и свободы человека рассматриваются в Конституции в качестве неприкосновенных. В той же ст. 55 предусмотрено, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». При этом определен жесткий, исчерпывающий перечень случаев, когда федеральный закон может ограничить права и свободы: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Да и вообще права и свободы человека и гражданина, по Конституции, являются «неприкосновенными». В соответствии со ст. 135 положения главы 2 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (если же подобное решение будет принято Федеральным Собранием тремя пятыми голосов, то в соответствии с федеральным конституционным закрном созывается Конституционное Собрание; последнее либо подтверждает неизменность действующей Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается им двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование).