В соответствии с ч. 4 ст. 32 граждане России имеют равный доступ к государственной службе. Данное конституционное положение соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., согласно которому каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации.
Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18, но и не старше 60 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством для государственных служащих.
При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном российской Конституцией и федеральным законом, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности.
Конституционный принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе не исключает ограничений для поступления на эту службу или занятия конкретных государственных должностей. Ограничения установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации».
4. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Статья 33 Конституции конкретизирует связь гражданина и государства. Она обеспечивает возможность активного влияния гражданина на деятельность государства и органов местного самоуправления. В истории формирования демократии такая свобода определялась как «право петиций». В демократическом государстве граждане не просто пассивно исполняют веления государства. Они выступают как активная, инициативная сила, вызывающая реформаторские действия государства и предупреждающая ошибки и злоупотребления властей.
Другой аспект права граждан на обращения включает способы защиты личностью своих прав посредством жалоб, заявлений, ходатайств.
Реализация права на обращение исключает возможность преследования со стороны государства за массовые, групповые или индивидуальные обращения, поскольку согласно ст. 45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется.
Обращаться могут трудовые коллективы, организации граждан по партийному признаку, по месту жительства и т.д. Возраст граждан не может влиять на реализацию этого права. Несовершеннолетние также имеют право обращения. Реализация данного права требует индивидуальной подписи. Статья наиболее общим образом формулирует право на обращение. Особый вид обращений граждан в судебные органы в форме обжалования – обращение за судебной защитой. Конституцией предусмотрено право конституционной жалобы граждан.
Реализация этого права отдельными гражданами, их обращения в Конституционный Суд Российской Федерации способствовали утверждению свободы передвижения и запрету института прописки, защите избирательных прав, права частной собственности.
2. Понятие российского избирательного права
Попытки определить понятие объективного избирательного права уже неоднократно предпринимались в отечественной правовой науке. При этом, как правило, они преимущественно ограничивались констатацией того очевидного факта, что российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией Российской Федерации (ст. 32) права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Одни исследователи обозначают его как совокупность правовых норм, регулирующих субъективное избирательное право российских граждан и порядок реализации этого права[4]. Аналогичного мнения придерживаются и другие исследователи, сравнивая избирательное право и законодательство с правовым обеспечением общественных отношений, связанных с осуществлением права граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной и муниципальной власти, а также на выборные исполнительные должности[5].
В целом, подобная оценка российского избирательного права отражает его содержание, соответствует функциональному назначению предписаний избирательного законодательства в механизме юридической регламентации воспроизводства публичной политической власти посредством федеральных, региональных и муниципальных выборов.
Являясь важнейшим гарантом осуществления избирательных прав граждан, современное российское избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических предпосылок реализации и защиты их избирательных (электоральных) возможностей не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период. Поэтому ограничение предмета избирательного права исключительно рамками общественных отношений, опосредующих организацию и проведение выборов, не учитывает то обстоятельство, что вне временных интервалов избирательного процесса также обнаруживаются отношения, имеющие важное, с юридической точки зрения, значение для обеспечения практического осуществления избирательных прав граждан Российской Федерации.
В первую очередь среди них можно назвать отношения, связанные с организацией постоянного учета избирателей, внедрением и функционированием автоматизированных систем накопления, хранения и обработки данных об избирателях и результатах их волеизъявления, созданием постоянно действующей государственной системы правового обучения избирателей и организаторов выборов основам избирательных технологий, обеспечением непрерывного характера деятельности избирательных комиссий в межвыборный период.
Конечно, складывающиеся в период между выборами общественные отношения по поводу реализации избирательных прав граждан имеют вспомогательный характер в системе социальных институтов, замыкающихся на механизм их осуществления. Однако, это не дает оснований для исключения их из сферы интересов избирательного права. Более того, поступательное развитие законодательства о выборах свидетельствует, что в современных условиях оно все активнее распространяет свое влияние на отношения, прямо не задействованные на опосредование организации и проведения выборов, но являющиеся необходимой составной частью единой системы социальных связей, обеспечивающих стабильный, устойчивый характер функционирования режима поддержания и осуществления избирательных прав граждан. Вместе с тем, расширенный подход к определению сферы действия норм избирательного права и законодательства может иметь место только в тех случаях, когда включаемые в предмет их правового регулирования отношения в той или иной степени обусловлены потребностями реализации и защиты избирательных прав граждан и имеют прямо или косвенно своей целью формирование выборных органов и должностных лиц.
Суммируя изложенное можно предложить следующее определение российского избирательного права. Оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту права граждан (в установленных законом случаях – иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и процедуру реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период[6].
Такой взгляд на избирательное право Российской Федерации идентифицирует его среди иных правовых образований, позволяет охватить рамками его содержания весь комплекс отношений, связанных с избирательными правами граждан, отражает его роль в обеспечении конституционного режима формирования представительных институтов публичной политической власти.
Представляя собой относительно самостоятельное явление юридической действительности, российское избирательное право имеет достаточно сложное внутреннее строение, которое вполне может быть объектом системно-структурного анализа. В этом плане система избирательного права выглядит как совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение образующих его норм по отдельным внутренним «ячейкам», обусловленное различием их служебных функций в реализации и защите избирательных прав граждан.
Система избирательного права включает в себя общую и особенную части. Критерием их разграничения служит масштаб действия образующих их норм. Общая часть объединяет нормы избирательного права, имеющие универсальное значение и распространяющие свое влияние на осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, независимо от вида и уровня его реализации. Что же касается особенной части, то она охватывает собой правила, предусматривающие специфические требования, касающиеся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых имеет обязательное значение только при проведении конкретных видов выборов.