Реформа, впрочем, носила достаточно компромиссный характер. Не получили право голоса 1 млн 800 тыс. мужчин, хотя электорат в целом увеличился на 4 млн человек. Сохранялся множественный вотум, по-прежнему были лишены избирательных прав женщины. Тем не менее реформа 1884 г. имела большое значение. Характерно, что она не встретила серьезного сопротивления при прохождении через парламент.
Вывод: Рассмотренные сдвиги в социальной структуре английского общества, внутри правящих кругов и политических партий свидетельствовали об определенной тенденции в 60-80-е гг. XIX в. в сторону ослабления позиций аристократических слоев, усиления и расширения роли представителей деловых кругов и интеллигенции, а также заметной активности мелкой и средней буржуазии и рабочего класса. Эти процессы потребовали от либералов и консерваторов пересмотра своих программ, поиска новых лозунгов и тактики, способных привлечь на свою сторону английских избирателей. Уже в эти годы идеи буржуазного реформизма закладывали ту основу, которая в последующие десятилетия стала фундаментом деятельности двух ведущих партий Великобритании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В общем к концу XIX в. реформаторский потенциал был в значительной степени утрачен либералами. Они начали терять голоса там, где раньше преобладали. Закоснелые остатки вигизма помешали партии установить более тесные связи с электоратом; мидлтонские речи Гладстона остались исключением.
Что можно сказать об эволюции консервативной партии в рассматриваемый период? Прежде всего надо отметить, что в идеологии и практике тори произошли радикальные изменения. Причем причины этой трансформации лежали глубже, чем сокрушительное поражение на выборах 1880 г. или уход из политики, а затем и из жизни Б. Дизраэли.
Теперь о месте, которое консерваторы отводили государству. Они рассматривали последнее как органичный продукт исторической эволюции. Ответственность за продвижение цивилизации возлагалась на сравнительно небольшую элиту. С тем чтобы не произошла узурпация власти, при определенных условиях консерваторы были готовы допустить вмешательство государства в экономику.
Чемберлен находил, что британская демократия в целом консервативна, так как представляет собой гармоничный синтез классов и интересов, которые должны быть сохранены (монархия, церковь, палата лордов и пр.). Если массы от природы консервативны, то консервативная партия есть народная партия.
Многие исследователи подчеркивают весомый вклад консерваторов в трансформацию конституционной демократии в действительную реальность. Итак, в отношении консерваторов к государству прослеживаются две тенденции - стремление к сохранению устоев и допущение возможности ряда реформ.
Традиционное место в идеологии и практике консерваторов отводилось роли личности и индивидуума. Консерваторы находили, что именно свободный индивидуум, использующий свои способности для достижения наилучших результатов, был ответствен за повышение жизненного стандарта. Консерватизм делал особый акцент на важности социальной среды в формировании индивидуума. Консервативные политики всегда стремились поддержать равновесие между индивидуумом, с одной стороны, и обществом - с другой. Императивом защиты индивидуума была частная собственность.
Свобода рассматривалась как социальная и формообразующая концепция. Это - право, которое индивидуум получает и использует в социальном контексте.
А с другой стороны, общественные движения, развернувшиеся в стране в эти годы, в своих социально-политических и экономических лозунгах определяли “болевые” точки в законодательстве, их действия становятся мощным рычагом давления на парламент и правительство, вынужденных, хотя зачастую и не сразу, уступать напору общественного мнения.
В отличие от либералов консерваторы полагали, что индивидуальность, оторванная от социальных связей, не есть истинная свобода. Индивидуум осознает свободу только в пределах общества. Интересно, что, например, в практическом плане декларируемая защита прав индивидуума вылилась в негативное отношение к профсоюзам: считалось, что защищалась свобода от тирании тред-юнионистских организаций.
Итак, в чем же выражались реформаторские действия консерваторов? Надо отметить, что они ни в коем случае не покушались на какие-либо изменения структур. Если либералы допускали возможность изменения существующих структур, то консерваторы всего важнее считали сохранение статус-кво в обществе. Все их реформы планировались и проводились в рамках существующей системы.
Растет и движение за независимое представительство рабочих, зародившееся на севере Англии. Уже в 1891 г. была образована Манчестерская трудовая партия. Спустя два года во многих северных текстильных городах стали образовываться лейбористские союзы. Их главной целью являлось осуществление рабочего представительства на местах и в парламенте.
Независимая рабочая партия, окончательно сформировавшаяся к 1900 г., имела ряд важных особенностей. Во-первых, это была партия с социалистической программой. Она выступала с требованиями обеспечения коллективной собственности на средства производства, распределения и обмена. Однако при осуществлении этих требований лейбористы в отличие от многих социалистических формирований, предпочтение однозначно отдавали парламентским, а не революционным методам борьбы. Утверждалось, что народ, а не индивидуумы должен контролировать и двигать вперед экономику. В этом отношении характерна эволюция Р. Макдональда. Он провел четыре года в помощниках либерального депутата от радикальных либералов, а затем повернул к лейборизму. Этот переход будущего первого премьера-лейбориста произошел в 1894 г. Лейбористы, кроме того, высказывались за изменение и убеждение путем реформ, а не разрушения всего хозяйственного аппарата страны.
Во-вторых, лейбористы выступили сторонниками особых и конкретных целей, а не развития теорий классовой борьбы. Это положение прагматического свойства было явно унаследовано ими от тред-юнионов.
Наконец, лейбористы затрагивали вопросы религии, высказываясь в пользу нонконформизма. Многие их вожди были знакомы с Библией больше, чем с работами Маркса. Они считали, что принципы социализма весьма близки к Нагорной проповеди. Но лейбористы сталкивались с оппозицией тред-юнионов, настаивавших на политике “блокирующего голоса”. Первый опыт участия в парламентских выборах принес неудачу - были провалены 28 кандидатов от лейбористов, и лишь в 1900 г., добившись избрания в парламент 29 своих кандидатов, лейбористы заявили о себе как о серьезной политической силе.
Рост и значение лейборизма могут быть рассмотрены двояко: во-первых, роль лейборизма как парламентской группы давления, во-вторых, в плане оценки лейборизма как наиболее значительной силы, выступившей за политические перемены, знамя борьбы за которые выпало из слабеющих рук либералов.
И все же - начало значительнейшим переменам в британском обществе XIX в. английские историки называют парламентскую реформу 1832 г. “великой”. И действительно, ее значение велико, ибо она положила начало созданию современного гражданского общества в Великобритании, процесс которого в XIX в. был обозначен такими вехами, как парламентские реформы 1832, 1867, 1884-85, 1888 гг. Реформа 1832 г. была первым трудным шагом в этом демократическом движении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Айзенштадт М.П. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. XIX в. М., 1997. С. 130
2.Айзенштадт М.П., Гелла Т.М. Английские партии и колониальная империя Великобритании в XIX веке. М., 1999. С. 629
3. Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. М., 1991. -161 с.
4. Виноградов К.Б. Мировая политика 60-80-х годов XIX века: события и люди. Л., 1991. – 168 с.
5. История Европы в восьми томах с древнейших времён до наших дней. Т. 5. От Французской революции конца XVIII века до Первой мировой войны. М., 2000. С 215
6. Кан С.Б. История социалистических идей. М., 1967. – 164 с.
7. Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии: XV - первая половина XIX в. М., 1981.
8. Ливен Д. История западной аристократии. 1815-1914 гг. СПб., 2000. -364 с.
9. Международное рабочее движение: Вопросы истории и теории. М., 1976. Т. 1.
10. Покровский П. Бентам и его время. Пг., 1916.
11. Ротштейн Ф.А. Международные отношения в конце XIX века. М.-Л., 1960. С.30
12. Адо А. В. Буржуазная ревизия истории Французской революции XVIII в. // Социальные движения и борьба идей. М., 1982.
13. Тарле Е.В. Очерки и характеристики из истории европейского общественного движения в XIX веке. СПб., 1903.- 367 с.
14. Торицын Т.М. Учение Роберта Оуэна и его влияние на распространение и развитие социалистических идей. Рязань, 1972.
15. Туполева Л.Ф. Движение за парламентскую реформу 1832 г. в Англии // Из истории европейского парламентаризма: Великобритания. М., 1995. С 123
16. Туполева Л.Ф. Ирландская земельная лига // Проблемы британской истории. М., 1990.
17. Тэйлор А.Дж.П. Борьба за господство в Европе. 1848-1918. М., 1958.- С.214
18. Уэльбек М. Возможность острова. М., 1999.
19. Фадеева Л.А. Очерки истории британской интеллигенции. Пермь, 1995.
20. Циглер Т. Умственные и общественные движения XIX века. СПб., 1900.
21. Черняк Е.Б. Демократическое движение в Англии 1816-1820 гг. М., 1957.
22. Штекли А.Э. Утопии и социализм. М., 1993.
23. История дипломатии. М., 1963. Т. II. 1871-1914. C. 269
[1] История Европы в восьми томах с древнейших времён до наших дней. Т. 5. От Французской революции конца XVIII века до Первой мировой войны. М., 2000. С. 215
[2]ФренсисПлейс создатель памфлета - компиляции текстов Бентама - Not Paul, but Jesus ("Не Павел, а Иисус") 1823 г.
[3] Айзенштадт М.П. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. XIX в. М., 1997. С. 130
[4] Айзенштадт М.П. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. XIX в. М., 1997. С. 130
[5] Айзенштадт М.П., Гелла Т.М. Английские партии и колониальная империя Великобритании в XIX веке. М., 1999. С. 629
[6] История дипломатии. М., 1963. Т. II. 1871-1914. C. 269
[7] Ротштейн Ф.А. Международные отношения в конце XIX века. М.-Л., 1960. С. 30