Смекни!
smekni.com

Изменение и расторжение хозяйственного договора (стр. 3 из 4)

Во втором случае договорные обязательства считаются прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора (п. 3 ст. 423 ГК).

Первым условием судебного порядка изменения или расторжения хозяйственного договора п. 2 ст. 420 ГК называет существенное нарушение хозяйственного договора другой стороной.

Ответ на вопрос, является ли существенным конкретное нарушение, должен дать хозяйственный суд при рассмотрении дела. Законодатель (в частности, в ГК) понятие существенности нарушения связывает, прежде всего, с возможными материальными затратами (ущербом), которые несет одна сторона договора из-за его нарушения другой стороной (ч. 2 п. 2 ст. 420 ГК). Такой ущерб выражается в том, что сторона договора, которая считает себя потерпевшей, в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Лицо, заявившее требование об изменении или прекращении договора, должно доказать, что при продолжении действия договора она может понести ущерб в форме упущенной выгоды и тех расходов, которые возникли в процессе исполнения договора.

Данная норма ГК практически воспроизводит аналогичное положение Венской конвенции 1980 г. Значительной мерой утраты дохода согласно Принципам международных коммерческих договоров УНИДРУА признается потеря 50% возможного дохода и более.

Кроме того, п. 2 ст. 422 ГК установлено, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок. При этом 30-дневный срок исчисляется после истечения нормально необходимого времени для получения другой стороной предложения изменить или расторгнуть договор. В этой связи Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в постановлении от 16.12.1999 № 16 "О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров" в редакции постановления от 06.04.2005 № 7 (далее - постановление Пленума ВХС) разъяснил следующее: "Непредставление истцом доказательств соблюдения указанного порядка по принятию мер к досудебному урегулированию спора с ответчиком влечет оставление искового заявления без движения…, о чем хозяйственный суд выносит определение с указанием срока для устранения причин, послуживших оставлению искового заявления без движения.

В случае неисполнения определения хозяйственного суда об оставлении искового заявления без движения в срок, установленный хозяйственным судом, исковое заявление подлежит возвращению…

Если при рассмотрении дела об изменении, расторжении договора хозяйственный суд установит, что договор не заключен, расторгнут по соглашению сторон либо вследствие реализации одной из сторон в случаях, установленных актами законодательства или договором, права на односторонний отказ от договора, либо договор прекращен вследствие истечения срока его действия, хозяйственный суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований об изменении или расторжении договора".

Однако в законодательстве имеются и прямые указания на существенные нарушения хозяйственного договора. Например, в соответствии со ст. 493 ГК нарушение договора поставки поставщиком является существенным, во-первых, при поставке товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, и, во-вторых, при неоднократном нарушении сроков поставки. В свою очередь нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров, а также при неоднократной невыборке товаров.

Судебное изменение или расторжение хозяйственного договора в соответствии с п. 2 ст. 420 ГК также возможно по основаниям, прямо предусмотренным ГК, другим законодательством или договором. Такими основаниями, в частности, выступают деяния (действия или бездействие) стороны хозяйственного договора, которые создают предпосылки для причинения ущерба другой стороне, хотя они прямо не связаны с нарушением договорного обязательства.

Например, формулировка одной стороной условий договора присоединения в ущерб интересам другой стороны (п. 2 ст. 398 ГК).

Кроме того, необходимо отметить, что суд вправе изменить договор и тогда, когда признает недействительными отдельные положения и условия договора согласно ст. 181 ГК. В соответствии с этой нормой недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части, то есть если недействительная часть не относится к существенным условиям.

Хозяйственный договор может считаться расторгнутым или измененным и при одностороннем отказе от его исполнения полностью или частично, когда такой отказ допускается законодательством или соглашением сторон. Это третий случай возможности изменения или расторжения хозяйственного договора в судебном порядке.

В целом в законодательстве действует правило, что односторонний отказ от договора или одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или самим договором.

Возможность одностороннего отказа от договора предусматривается законодательством. Различают вероятность отказа от:

Так, нормы ст. 309 (п. 2) и ст. 376 ГК предоставляют общее для всех договоров право лица на односторонний отказ от договора при просрочке исполнения обязательства другой стороной, если утрачен интерес к договору.

Статья 736 ГК устанавливает право кредитора на отказ от исполнения, то есть возможность одностороннего расторжения кредитором любых договоров на возмездное оказание услуг.

Законодательство об отдельных видах договоров предусматривает возможность для одностороннего расторжения или изменения договора по конкретным основаниям. Например, ст. 493 ГК называет ряд оснований для одностороннего отказа или изменения договора поставки как поставщиком, так и покупателем.

Возможность для одностороннего отказа от договора или изменения его условий предусмотрена, прежде всего, как ответ на нарушение обязательства, допущенное другой стороной договора. Такие действия позволяют предотвратить или уменьшить возможные потери от нарушения.

Одностороннее изменение или прекращение договора может предусматриваться также на случай изменений экономической ситуации или условий деятельности сторон договора. Подобные способы реагирования на изменение обстоятельств представляют один из способов защиты от рисков.

В постановлении Пленума ВХС по этому поводу разъяснено следующее. Согласно п. 3 ст. 420 ГК одностороннее изменение договора, односторонний отказ от исполнения договора полностью или в части допускаются только в случаях, предусмотренных законодательством или соглашением сторон.

В частности, односторонний отказ от исполнения договора предусмотрен пп. 1 п. 2 ст. 445 ГК (последствия передачи товара ненадлежащего качества), пп. 1 ст. 493 ГК (односторонний отказ от исполнения договора поставки), пп. 4 ст. 669 ГК (права заказчика во время выполнения работы подрядчиком), пп. 3 ст. 670 ГК (обстоятельства, о которых подрядчик обязан предупредить заказчика), пп. 2 ст. 672 ГК (неисполнение заказчиком встречных обязанностей по договору), пп. 3 ст. 676 ГК (ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы).

Правомерность одностороннего изменения договора, одностороннего отказа от договора, осуществленных одной из сторон, может быть предметом оценки хозяйственного суда при рассмотрении иных вытекающих из этого договора требований (например, требований о понуждении к реальному исполнению договора, о взыскании штрафных санкций и возмещении убытков за неисполнение, ненадлежащее исполнение договора и т.д.).

В тех случаях, если в соответствии с законодательством одностороннее изменение договора, односторонний отказ от договора возможны лишь при наличии определенных условий (например, в соответствии с п. 2 ст. 736 ГК исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков), одностороннее изменение договора, односторонний отказ от договора могут быть осуществлены заинтересованным лицом с соблюдением данных определенных условий.

Для одностороннего изменения договора, одностороннего отказа от исполнения договора достаточно уведомления об этом другой стороны. Согласия другой стороны на изменение, расторжение договора, а также обращения с соответствующим требованием в хозяйственный суд в таких случаях не требуется.

При расторжении договора в порядке норм об отдельных видах договоров отказ от договора должен быть оформлен в письменной форме.

Договор считается измененным или расторгнутым с момента получения другой стороной соответствующего уведомления либо по истечении срока предупреждения, установленного законодательством, если иной срок не установлен уведомлением, соглашением сторон либо законодательством (п. 19 постановления Пленума ВХС).

Отказ от договора влечет те же правовые последствия, что и расторжение договора, - прекращение договорных обязательств (п. 3 ст. 420, п. 2 ст. 423 ГК). Отказаться от договора можно полностью или частично, что влечет прекращение соответственно всех или некоторых договорных обязательств.

В отличие от расторжения договора, отказ от договора всегда происходит непосредственно односторонними действиями стороны договора и во внесудебном порядке.

ГК не содержит общего правила о моменте вступления в силу отказа от договора, но устанавливает специальные нормы об этом применительно к отдельным видам договоров. Это можно объяснить спецификой каждого из договоров. Например, договор поставки считается расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора, если иной срок расторжения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (п. 4 ст. 493 ГК). Каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок (п. 1 ст. 653 ГК). При отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления (п. 2 ст. 907 ГК). Заявление об отказе товарища от бессрочного договора простого товарищества должно быть сделано им не позднее чем за 3 месяца до предполагаемого выхода из договора (абз. 1 ст. 921 ГК).