Горький вошел в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль” являются прекрасными образцами романтизма начала XX века. Романтические герои писателя - это много повидавшие на своем веку цыган Макар Чудра, старуха Изергиль и герои их легенд: Зобар и Радда, Ларра и Данко.
Действие обоих рассказов разворачивается на фоне бурлящего моря, степного ветра, тревожной осенней ночи. Это атмосфера свободы. Сами рассказчики, кажется, не претендуют на исключительность. Они скорее отводят себе роль мудрых созерцателей жизни, но рассказчик дает оценку и им, и их фантастическим героям.
Макар Чудра - скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность. Даже жизнь не является абсолютной ценностью для героя, если потеряна воля. Радда и Лойко Зобар - персонажи легенды, рассказанной Чудрой, тоже ставят свободу выше жизни и любви. Жертвуя жизнью и счастьем, герои не знают, зачем им нужна свобода. Воля как данность, а как ею распорядиться, герои не задумываются. Ларра из рассказа “Старуха Изергиль” в конечном итоге тяготится бесценным даром - свободой и бессмертием. Автор утверждает, что индивидуализм и одиночество не могут принести счастья. Ларра воспринимает свою свободу от людских законов как наказание, посколь-куему не с кем разделить безграничную волю. Постепенно автор подводит читателей к мысли, что одиночество тяготит человека, становится его крестом, от которого нет спасения.
Горький развенчивает романтического индивидуалиста. Себялюбие и непомерная тяга к личной свободе приводят Ларру к отторжению от общества людей. Автор дает и положительный пример романтического героя, беззаветно преданного людям. Данко во имя любви к народу жертвует своей жизнью - вырывает сердце, которое факелом освещает путь его соплеменникам. Традиционно романтический герой гибнет при столкновении с обществом и действительностью. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти. Это удел избранных, они горды и бескорыстны. Людская память не может окупить их гибель, и лишь легенда воспевает имя Данко, подобно былинному герою.
Изергиль, рассказавшая эту легенду, сама погружается в романтичное настроение. Она уверена, что оставила след в людских сердцах. Но рассказчик развенчивает и ее, показывая бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини. Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны. Таким образом, Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает ореол загадочности и притягательности-в этом особенность и новаторство его романтического наследия.