ОТЕЦ СЕРГИЙ - герой повести Л.Н.Толстого «Отец Сергий» (1890-1891, 1895, 1898). Работа над повестью, предпринятая в несколько этапов, привела к изменению общего замысла и характера главного персонажа, первоначально напоминавшего героя агиографии («Житие Иакова Пустынника»), борющегося с похотью, а затем с еще более страшным врагом - гордыней. Герой Толстого О.С. - в прошлом блестящий аристократ, князь Степан Касатский, выделявшийся среди товарищей не только способностями, красотой, правдивостью, но и гордостью, преувеличенным самолюбием, заставлявшими его всегда и во всем добиваться первенства. (Эти качества отличали прототипов О.С. - тульского вице-губернатора Л.Д.Урусова и свояка Толстого А.М.Кузминского.) Будучи командиром лейб-эскадрона кирасирского полка, князь делал прекрасную карьеру, собирался жениться на одной из фрейлин, но неожиданно для окружающих поступил в монастырь, уйдя, как и некоторые другие герои «позднего» Толстого, от привычных условий жизни. Причиной этого поступка было известие о том, что его невеста была любовницей императора, а главное - желание нравственно возвыситься, вернуть веру в Бога. Гордыня О.С. подвергается испытанию и в монастыре, при встрече с бывшим сослуживцем, после чего герой, покаявшись, переходит в Тамбинскую пустынь, в затвор, где борется со своими сомнениями в вере и плотскими желаниями. Однажды его пытается соблазнить (на спор) Маковкина, но О.С. выдерживает борьбу с дьявольским соблазном, отрубив себе, как когда-то Иаков Пустынник, палец. После этого случая растет слава О.С., привлекающая к нему множество почитателей в надежде на его прозорливость, чудеса и исцеления. О.С. чувствует себя полностью зависимым от своей «внешней жизни», которой дьявол подменил его внутреннюю жизнь для Бога, но поклонение людей невольно радует его и одновременно наводит на мысль о побеге. О.С. все с большим сомнением относится к существованию Бога, поддается гордыне, не будучи в состоянии помочь себе никакими молитвами. Убежав из монастыря, О.С. видит во сне ангела, посылающего его к подруге детства Пашеньке, живущей «для Бога, воображая, что она живет для людей». Лишь исповедавшись Пашеньке, О.С. уходит странствовать, постепенно смиряется, достигая согласия с самим собой и проявляя тем самым истинную силу духа, отличающую его от героев других поздних повестей Л.Толстого. Образ О.С. воссоздал на киноэкране СФ.Бондарчук (1978).
Лит.: Гицкий В.Н. Повесть Л.Н.Толстого «Отец Сергий» (Наблюдения, разбор, размышления) // Л.Н.Толстой и современные проблемы культуры. М., 1980.