И.С. Тургенев - великий русский писатель. В романе “Отцы и дети” автор затрагивает
известную проблему: конфликт отцов и детей. Причем здесь существует не только конфликт двух поколений, но и двух лагерей с разными политическими взглядами. Лагерь детей - революционно-демократический, а лагерь отцов - либерально-крепостнический.
Центральное место в композиции романа занимает образ Евгения Базарова. Мне кажется, что Базаров - очень интересная личность, поэтому я хочу написать о нем и о своем отношении к этому человеку.
Базаров был демократ-разночинец, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений,
самостоятельно мыслящий и независимый. Я очень уважаю в Базарове все эти качества.
Мне нравится то, что Евгений много работает и добивается всего сам. Когда он учился в
университете, он ни копейки не взял у родителей. Базаров сам зарабатывал себе на
жизнь и при этом успевал хорошо учиться. Вообще, Базаров - очень умный и сильный
человек. Но как мне кажется, отрицательной чертой Базарова является то, что он
отрицает то, чего не может понять. Он не любит и не понимает искусство и поэзию, так
как не видит в них никакого смысла. Базаров признает только естественный опыт жизни. В этом я с ним не согласна: ведь искусство делает нашу серую жизнь богаче, и я считаю,
что Базаров должен хотя бы уважать труд и талант других людей. Также Евгений не ценит
красоту природы. Он говорит: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.
Он и пользуется ей как мастерской. По утрам Базаров много ходит по лесам, болотам, но не видит в этом никакой прелести. Он просто проводит наблюдение и ищет материал для
своих опытов. Но ведь жизнь человека слишком коротка, чтобы всю ее потратить на работу в этой “мастерской” и не замечая вокруг себя ничего прекрасного.
Базаров привлекает меня как личность. Он не стремится никому подражать, его не пугает
быть не таким, как все. По-моему, это замечательно. Ведь таких людей очень мало. Базаров искренне верит в то, чем занимается. То есть он истинный нигилист не потому, что это модно, а потому, что он убежден в правоте этого движения. Люди, окружающие Базарова, намного слабее его в умственном отношении. Он ко всем относится безразлично и даже с легким презрением. Он никого не уважает, отрицает аристократические принципы, не понимает высокого смысла любви. Любовь к Одинцовой, умной и образованной женщине, помогает мне увидеть характер Базарова с иной стороны. Особое место в романе занимает сцена предсмертного объяснения Евгения Базарова с Анной Сергеевной. Сколько силы и чувства в этом человеке. Но он одинок, не понят, не смог в полной мере раскрыть свой нравственный потенциал, воплотить в жизнь свои идеи.
Базаров - яркая личность. Я считаю, что Базаров по праву может считаться героем своего
времени.
Евгений Базаров - моя противоположность. В его характере было, казалось, многое из того, за что можно уважать человека и чем восхищаться в литературном герое: ум,
самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность. Этот
нигилист в споре побивает аристократа Павла Петровича Кирсанова, умеет заставить
других слушать себя, уважать свою точку зрения. В чем же дело, почему он так
неприятен мне? И только потом я ясно поняла, что отталкивает меня в этом тургеневском герое: эгоизм и самолюбие, отсутствие жалости и доброты к другим.
Евгений Базаров не похож на других известных мне литературных героев, созданных писателями XIX века. Онегина и Печорина я не могу поставить рядом с ним. Пожалуй, только герои Чернышевского Лопухов и Кирсанов отчасти напоминают нигилистов, но даже они и “мрачное чудовище” Рахметов кажутся мне более человечными.
Не похож Базаров и на других тургеневских персонажей. Писатель сам признает этот факт. С Рудиным, Инсаровым героя “Отцов и детей” не сравнить.
Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных элементов.
Он не способен поддерживать отношений с женщиной; его искренняя и цельная натура не поддается компромиссам и не делает уступок; он не покупает расположение женщины известными обязательствами. Но умные женщины у нас обыкновенно бывают осторожны и расчетливы... Словом, для Базарова нет женщин, способных вызвать в нем серьезное чувство и со своей стороны горячо на него ответить.
“Мужчина должен быть свиреп”, - отвечает Базаров в разговоре с Кирсановым. И он весь в этом. Тургенев неоднократно подчеркивает в нем неудержимую, грубую, резкую натуру. Даже любовь, страсть в нем бьется “сильная и тяжелая”, похожая на злобу, а может быть, родственная злобе. Недаром даже Одинцовой он внушает вместе с уважением страх. Родился ли Евгений Базаров с такой сильной натурой, склонной повелевать людьми, держать их в нравственном подчинении, принимать их услуги, словно делая им одолжение, или же сказалось то, что он “самоломанный”, всего достигал сам? Но, как бы то ни было, это сын военного лекаря - личность очень сильная и незаурядная по всем статьям. Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит к деятельности нервной системы; вследствие этого наслаждение красотами природы, музыкой, живописью, поэзией, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом или бутылкою хорошего вина... Базаров основательно знает естественные и
медицинские науки; с их помощью он выбил из головы всякие предрассудки; но в то же время он остался человеком крайне необразованным: слыхал кое-что о поэзии, кое-что об
искусстве, не потрудился подумать и сплеча произнес приговор над незнакомыми ему
предметами.
Тургенев показывает, что Базаров - демократ, разночинец, человек труда, чужд
аристократическому этикету и условностям.
В чем его сила? В том, что он представитель нового времени. Аристократы, наподобие Павла Петровича, отжили свое. Нужны были новые люди и новые идеи. Евгений Базаров на протяжении всего романа и являет нам эту новую идею. Если внимательно вглядеться, то можно уловить и сходство между тем временем, что описывает Тургенев, и нашим. Сегодня старые идеи, а вместе с ними и руководители коммунистической партии ушли в прошлое. Нужно проводить реформы, вытаскивать страну из болота. О том, как это делать, и идут бесконечные споры.
Главное место в романе занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими аристократами, а подвергающая суду мысли.
В чем слабость Базарова? На мой взгляд, главная его слабость в том, что он только отрицает, он не несет ничего положительного. А как людям жить одним отрицанием? Сегодня тоже можно встретить людей, которые отлично критикуют старое, прекрасно доказывают, что очень много надо менять, но ничего путного предложить, а тем более сделать, не могут. А Евгений Базаров присвоил себе “титул” нигилиста и все отрицает: религию, науку, семью, нравственность. Особенно жутко становится, когда вдумываешься, что он ведь отрицает и такие вещи, как искусство, любовь. Разумеется, жизнь богаче его идей, и сам же “теоретик” влюбляется “глупо, безумно”. Пока Евгений Базаров рассуждает об этом в столовой Кирсановых или в гостиной Одинцовой, это его дело, его причуда. Но если он придет к власти? А именно такие к ней и рвутся... Тургенев испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. И если любовь к Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает принципы нигилизма, то в предсмертной сцене Базаров верит своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза.
“Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг”. Рассудочность
Базарова была в нем простительной и понятной крайностью: эта крайность, заставлявшая его мудрить над собою и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла с приближением смерти. Он сделался человеком вместо того, чтобы быть воплощением теории нигилизма, и он выразил желание видеть любимую женщину. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Может быть, кому-то такие герои и нравятся. Но для меня садовод, возделывающий свой маленький садик;
неграмотная старушка, присматривающая за малышами, гораздо более “герои”, чем Базаров. Ведь они в меру своих сил созидают, а он только разрушает. Как же это ломать, не зная даже почему? Павел Петрович не может этого понять. И ему отвечает “молодой ученик” Базарова Аркадий: “Мы ломаем, потому что мы сила”. А сила, по его мнению, не дает отчета. Мне очень бы не хотелось, чтобы на смену старым правителям пришли новые, которые считают главным своим долгом только “место расчистить”, а не строить новое. Ведь на этом месте мы с вами живем... И мне нечего добавить к мысли Павла Петровича о том, что последний музыкант, которому дают за вечер пять копеек, полезней таких, как Базаров, потому что он представитель цивилизации, а не грубой монгольской силы. Изучая литературу первой половины XIX века, мы говорим об особых литературных героях - “лишних людях”: Онегине, Печорине. К ним, как известно, относят и тургеневского Рудина. Но если подумать, то и Базаров относится к этому же “разряду”. Ведь, кроме разрушения, у него нет больше никакого дела...
Я считаю, что сколько бы ни было критических статей по поводу героя “Отцов и детей”, и как бы ни трактовался образ героя своего времени, Евгения Базарова, лучше всего сказал о
своем “самом любимом детище” сам автор: “Я хотел сделать из него лицо трагическое...
Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы,
сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего”.
Тургенев - один из лучших писателей прошлого века. Его роман “Отцы и дети” начинается точной датой. Это позволяет читателю вспомнить события, происходившие в это время. В эти годы, после Крымской войны, несколько оживилась русская общественная жизнь, обнажился кризис крепостнической системы, обострилась борьба между революционерами-демократами и либералами. Тургенев показывает конфликт поколений. Он представляется перед нами мастером деталей, портретов и пейзажей.
Действие романа происходит летом тысяча восемьсот шестьдесят второго года. Молодой кандидат, Аркадий Николаевич Кирсанов, приезжает в деревню к отцу вместе с Евгением Васильевичем Базаровым. Базаров имеет сильное влияние на своего приятеля. Деревня, в которую они приехали, принадлежит отцу и дяде Аркадия. Отец его - человек мягкий, добрый, чувствительный. Дядя же резко отличается от своего брата и племянника. И ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор.
Базаров же - сын бедного уездного лекаря. Отец очень любит своего сына. Гордится тем, что он никогда не взял у родителей лишней копейки. В университете прослушанный им курс естественных и медицинских наук развил его природный ум. Это человек большого ума и сильного характера. Он поступает только так, как ему хочется. Он старается меньше уделять внимания семье Кирсановых и большую часть своего времени проводит за работой. Ходит по окрестностям, собирает растения, насекомых, режет лягушек.
Базаров - нигилист, то есть он все отрицает и не признает авторитетов. В его отрицаниях есть положительные и отрицательные стороны. Он стремится изменить общественный строй, точнее, лишь только очистить площадку для нового образа жизни. Базаров верит в прогрессивную роль дворянского класса, отрицает религию и патриархальность.
В отношениях к простому народу Евгений прост, хотя осуждает его патриархальность и покорность. Его любит прислуга, любят дети. В разговоре с ним они не робеют и не стесняются. Базаров гордится тем, что вышел из простого народа, что его дед пахал землю. И при знакомстве представляется как простой мужик. У Базарова широкий круг познаний, он увлекается медициной, химией, физикой, ботаникой, зоологией. Несмотря на все это, он одинок. У Евгения нет друга, потому что он не встречал еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самом себе.
Ему нравится бывать у Аркадия, так как он может там спокойно работать. А вот у своих родите лей он не может заниматься своим любимым делом. С ними он не может ни говорить, ни спорить.
Базаров отрицал любовь, но когда встретил умную и красивую женщину, полюбил ее.
Однако он не мог подчинить свою любовь никаким условиям. Он делится с Анной Сергеевной своими мыслями, видит в ней умную собеседницу. Умирая, он желает в последний раз взглянуть на любимую женщину. Это говорит о способности Базарова к глубокому чувству.
Базаров - человек нового типа. Тургенев заканчивает роман смертью Базарова, потому что не знает, что дальше должен делать его герой.
Многие классики того времени восхищались его романом, и сейчас он не потерял своей актуальности.
Мыслью новой,
Стремленьем к истине суровой
Горячий труд его дышал.
Н. Некрасов
Роман И.С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. И.С. Тургенев отразил в романе типичный
конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и
роли “нового человека”, деятеля в период революционной ситуации в Европе 60-х годов.
Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.
Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из двадцати восьми глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо.
Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности,
подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов. Напомним, что герой эпохи 60-х годов был демократ-разночинец, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Именно таков Базаров в изображении автора.
Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - человек труда, он чужд аристократическому этикету и
условностям. В столкновении с “барчуками проклятыми” его облик раскрывается полностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противопоставлен
Павлу Петровичу, демократизм одного аристократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.
Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.
Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими аристократами, а подвергающаяся суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не
явилась бы его уделом.
Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это вообще типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. И если любовь к
Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает
принципы нигилизма - (ведь Базаров называл любовь “белибердой”, презрительно
относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую: “Нравится тебе женщина ...старайся добиться толку...” Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал романтика в самом себе) - то в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раскрывается это “грешное, бунтующее сердце” до конца.
Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было доводить Базарова до “тишины блаженства”, так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен
был умереть, чтобы остаться Базаровым.
Я считаю, что в образе Базарова выступают главные черты его социального облика, раскрывается и основной замысел романа - конфликт “отцов” и “детей”, между которыми не может быть примирения и единства.
Роман Тургенева появился в печати в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда в среде российской молодежи, не удовлетворенной
жизненными установками “отцов”, назрела переоценка ценностей. Наконец, когда в
литературу на смену герою прошлых лет, дворянину, пришел герой-разночинец.
Роман начинается с того, что в имение Кирсановых вместе с сыном Николая Петровича, Аркадием, приезжает его друг, Евгений Базаров. Его необычная внешность (балахон, бакенбарды), “развязная” манера держаться настораживают обитателей поместья. А когда
Базаров заявляет, что он - нигилист, скрытая неприязнь переходит со стороны старшего брата, Павла Петровича Кирсанова, в открытое противостояние. Так завязывается конфликт в романе.
С легкой руки “демократической” критики (Писарев) принято считать, что основная расстановка сил романа отражена именно в противостоянии Базарова и Павла Петровича,
так как они ведут полемику на различные темы. Однако, как нетрудно заметить, Павел
Петрович оказывается несостоятельным оппонентом Базарову. Все слова Павла
Петровича - лишь “слова”, так как не подкреплены никаким действием, так что
упрек относительно безделья, брошенный Базаровым Павлу Петровичу, безусловно,
справедлив.
Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается “протащить” принципы, причем принципы, понятые на свой манер. Все “принципы” Павла Петровича сводятся к соблюдению внешних приличий. А также к усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания - вот суть Павла Петровича. Таким образом, Павел Петрович оказывается совершенно несостоятельным оппонентом Базарову. Однако, как известно, противоположности сходятся. Несмотря на внешнее противостояние, Базаров и Павел Петрович очень похожи. Кирсанов, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей - он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны. Но то же самое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к “внешним эффектам”, та же “неорганичность” с окружающим его миром.
Всем содержанием романа Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, в том числе и философии. Сама жизнь неизбежно опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании.
Настоящий оппонент вождю нигилистов (а также “уездному джентльмену”) - Николай Петрович Кирсанов, хотя он не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта, противостоят всеотрицанию нигилистов. Николай Петрович мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата.
Показывая изначальную порочность базаровских идей, Тургенев вводит в ткань повествования еще двух персонажей - Ситникова и Кукшину. Не случайно после смерти Базарова у него не остается больше никаких последователей. На бесплодной почве нигилизма вырастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников.
Однако Базаров - не Кукшина и не Ситников. Он сильная личность. Его личность способна к саморазвитию, и именно этим он интересен Тургеневу. Весь путь Базарова, описанный в романе, - это опровержение его идей. Базаров отрицает искусство, поэзию,
поскольку не видит в них никакого проку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, осуждает Аркадия за восхищение красотами природы. Он не в
состоянии понять всего этого.
Однако для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить
опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его
человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и
задушить в себе человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно
поэтому он умирает.
Смерть Базарова - это смерть его идей. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отметает все второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть - любовь к Одинцовой. Примечательно, что и оппонента-двойника, Павла Петровича, Тургенев проводит тем же путем - поставив на грань жизни и смерти (дуэль с Базаровым), заставляет отбросить все догмы, “принсипы” и оставить человеческое, истинное - любовь к брату, Фенечке, стремление что-то сделать для других.
Тургенев на каждом шагу опровергает суждения и Базарова, и Павла Петровича. Базаров
заявляет, что “природа - не храм, а мастерская”, и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей полезной деятельности Базарова и аристократических принципов Павла Петровича.
В последней сцене - описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, - вечная природа, на спокойствие которой посягал Базаров, дает “нигилисту”
последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал человек, остается в стороне.
Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.
Итак, внутренней эволюцией главного героя Тургенев показывает несостоятельность и
изначальную порочность идей нигилизма, доказывает, что на бесплодной почве
отрицания не может вырасти ничего позитивного. И, приводя своего героя к общечеловеческим ценностям, утверждает главенство гуманистических идей в жизни
любого человека.
В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” ярко отразился характер эпохи, изменения в русской общественной жизни, которые произошли в начале 60-х годов XIX века, когда на смену дворянской идеологии и культуре пришла идеология революционно-демократическая.
И.С. Тургенев показал борьбу двух общественных групп: старой либеральной дворянской
интеллигенции, к которой принадлежат “отцы”, и разночинной интеллигенции, к которой
относятся “дети”. Это борьба двух поколений. В чем же расхождение взглядов революционеров-демократов (поколение “детей”) и либералов (поколение “отцов”)? Кто из них прав? Вот главные вопросы, поставленные И.С. Тургеневым в романе.
Базаров - главный герой романа “Отцы и дети” - сын скромного уездного лекаря, “новый человек”, нигилист. У него небрежные манеры, даже внешность отражает характер героя: твердый, непокорный. Лицо у Базарова - “длинное, худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Говорит он кратко и отрывисто, не вынуждает себя к
любезности, резок и грубоват, сам о себе говорит, что он “не мягкое существо”, что “изящная сторона жизни” ему недоступна. Отца он просит “не нежничать”, а своего друга
Аркадия - “не говорить красиво”. Евгений отрицает не только поэзию, но и музыку,
искусство, любовь к природе.
Базаров - врач по образованию. Естественные науки привлекают его именно потому, что они опираются на точные экспериментальные данные. Базаров считает, что “порядочный
химик в двадцать раз полезней всякого поэта”, “природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. И в то же время наш герой - человек острого ума, волевая и честная натура. Базаров не способен притворяться или лицемерить. Его ненависть к “безобразному состоянию общества” глубокая и искренняя. Он враг болтовни, довольно циничен и склонен к шутке. Спрятанная под внешним равнодушием большая любовь к своим родителям очевидна, хотя он и не подает виду. Вопреки своему отношению к любви, а Базаров считает это глупостью, он все же влюбляется. В своем чувстве к Одинцовой герой раскрывается как натура очень сильная: он сумел перебороть себя в минуту страсти.
Главный идейный противник Евгения Базарова в лагере “отцов” - Павел Петрович Кирсанов, “уездный аристократ”, потому что, даже живя в деревне, Павел Петрович сохранил всю чопорность аристократических привычек.
С первых же дней приезда Базарова в Марьино Кирсанов возненавидел Евгения. Он почувствовал в этом нигилисте сильного и умного противника. Все принципы Павла Петровича сводятся к одному - защитить старый порядок. Базаров же стремится эти принципы уничтожить. По мнению Кирсанова, аристократия - движущая сила общественного развития, ее идеал - конституционная монархия; путь к идеалу - либеральный, то есть через реформы, гласность. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те “никого не уважают”, живут без принципов, считает их ненужными и бессильными: “Вас всего четыре человека с половиной”. Из-за расхождения взглядов
Базаров и Павел Петрович часто ссорятся и спорят, не могут найти компромисс.
Доказательством глубины их разногласий является дуэль. После дуэли Кирсанов готов
признать, что Евгений вел себя отлично.
Мое личное отношение к Базарову двойственно. С одной стороны, он мне нравится: он умен, образован, честен, обладает большой силой воли. Все эти качества в человеке привлекают. Но с другой стороны, я считаю, что надо сначала построить что-то новое, а потом ломать старое, а не наоборот. А то может получиться так, что, сломав все, что было, мы не сумеем создать что-то новое. Также мне кажется нелепым отрицать все: природу, искусство, музыку, любовь, даже то, чего не знаешь. Как можно отрицать то, чего не знаешь? Этого я не понимаю. Мне жаль Базарова, который в конце романа умирает. Вместе с ним умирают и те идеи, о которых он говорил. И все же... Поместив в центр романа спор Базарова и Кирсанова, Тургенев недвусмысленно дал понять, кому из них принадлежит будущее. Базаров побеждает Павла Петровича Кирсанова, тем самым доказывая превосходство нового над старым. “Это торжество демократизма над аристократией” - так оценивает И.С. Тургенев смысл изображенной им ситуации.