Если базаровщина болезнь, то она - болезнь
нашего времени и ее надо выстрадать.
Д. И. Писарев
“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...” Иван Сергеевич досадливо поморщился и отложил перо. Смеркалось. За окном спешили со службы какие-то люди в длинных шинелях. На дворе стоял тысяча восемьсот шестьдесят второй год. Центральная фигура повествования - это Евгений Базаров, уже не просто человек, а тип человека своего времени, очерченный резко и ясно.
Роман “Отцы и дети” - это больше, чем роман, это время, отразившееся в авторе, как в зеркале, стык двух эпох, столкновение мира “отцов” и “детей”. Ответ на вопрос: “Почему Базаров - лицо трагическое?” - заключен в двух последних строках приведенной выше цитаты: “...и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...”
Постараемся понять глубинный смысл, вкладываемый Тургеневым в эти слова, проследим судьбу героя глазами автора. Тургенев - один из лучших представителей отцов; может быть, сам того не осознавая, он больше сочувствует старикам, чем Базарову. Автор не щадит героя, наделяя его резкостью, неотесанностью, но, тем не менее, он остается честным, и мы видим Базарова, написанного, может быть даже вернее, чем это сделал бы более молодой писатель, принадлежащий поколению базаровых.
Кроме того, общественное положение Базарова и его родителей выбрано не случайно. Базаров идет своей дорогой не только потому, что он “более чуток к требованиям общественной жизни”, - он испытал эту жизнь на себе. Базаров - сын бедного уездного лекаря, который смог дать ему только существование. Всего, чего он достиг, он достиг трудом и терпением. Кому, как не такому человеку, иметь право называться революционером?
“...В его прошедшем было много труда и непобедимого терпения, а в его взгляде на будущее широко и обаятельно развертывалось светлое могущество его мысли”. Базаров проходит суровую жизненную школу и становится чистым эмпириком. Он отрицает все эмоциональные стороны восприятия, оставляя только “ощущения”. Называя “дрянью” все то, чего он и не знает (поэзию, искусство), Базаров верит только в могущество науки, доступное немногим. Даже книгу Бюхнера он рекомендует как популярную, то есть оставляя возможность для какого-то более глубинного (не “популярного”) понимания. Тургенев - не Базаров, поэтому мы не знаем “что” и “как” мыслит герой, мы видим только его поступки. Вы скажете: “И что же здесь трагично? Описан тип человека, который не мог не появиться на стыке двух эпох. И все”. Но все ли? Не трагична ли фигура человека, отказывающегося от искусства, поэзии, вечности? Отрицающего жизнь и любовь в глубинном понимании этих слов, но, тем не менее, стремящегося к ним всю свою жизнь. Базарову кажется, что он прочно стоит на своей позиции, ему не страшны никакие Кирсановы. Но тут на сцену выступает жизнь (или автор), создавая женщину, которую он полюбил. Любовь и смерть дорисовывают портрет Базарова, делая явным все то трагическое и противоречивое, что до этого скрывалось в тайниках души и не признавалось самим героем. Поистине несчастен человек любящий, но не признающий любовь. Правда, и жизнь еще не создала женщины, способной полюбить Базарова, равно как и мира, способного полностью его принять и понять. Базаров одинок, более того, он осознает свое одиночество.
В конце романа герой умирает. Отношение читателей к такому финалу было достаточно противоречивым. Герцен писал, что завершение жизни Базарова тифом - это худшая из услуг, которые мог оказать ему автор. По его мнению, наука могла бы спасти'Базарова, дать ему то, что он искал. Но, с другой стороны, “Отцы и дети” - это больше, чем просто роман, это отражение эпохи, и Базаров - не просто герой, а “человек времени”. Верно дописать его портрет может только время. Надо подождать, когда уже сам Базаров станет “отцом”, когда придет новое поколение “детей”. Умирая, Базаров говорит: “Я нужен России... Нет, видно не нужен...” С одной стороны, это досада на самого себя, на то, что вздумал искать истину, изменить мир и... умер, а с другой стороны, этот мучивший его вопрос - одна из главных проблем существования Базарова. Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа (это для читателей), но и простым человеческим жестом (а это уже для себя) дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит “своей” истины в жизни.
Действие романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” разворачивается в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году. Это время выхода на общественную арену нового сословия - разночинцев. Накал политических страстей накануне крестьянской реформы 1861 года был очень велик.
Тургенев в своем произведении ставит перед собой задачу максимально объективно показать слабые и сильные стороны представителя нового общества. Главное лицо романа - Базаров - молодой человек, ничего не принимающий на веру и отрицающий любые принципы. ' Свои взгляды герой высказывает в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей своего друга. Это главный оппонент Базарова, наделенный таким же “бойцовским” темпераментом, как и сам Евгении, и спорах с Павлом Петровичем Базаров предстает как рационалист материалист. и хотя автор признает, что в материализме есть ценное начало, он наделяет Базарова вульгарно-материалистическими, то есть самыми крайними взглядами (которые были присущи многим представителям молодого поколения).
Далее, на протяжении всего романа, Тургенев раскрывает слабые стороны этой позиции. Базаров не видит различия между живыми существами (человек - это “та же лягушка”) и старается объяснить все в человеке с точки зрения физиологии, не принимая во внимание ни психологию, ни умственные способности, игнорируя духовную жизнь человека.
Можно сказать, что вообще все истинно человеческие, с точки зрения автора, проявления, весь мир чувств, воспринимаются Базаровым лишь как слабость.
Опровергая взгляды героя, Тургенев прибегает к излюбленному приему - “испытанию любовью”. Базаров встречает Одинцову, и именно с этого момента судьба Евгения приобретает трагический оборот. Намечается конфликт в душе Евгения. Чувство, которое он испытывает впервые, сталкивается с его мировоззрением и убеждениями, которые уже стали частью его самого.
Постепенно мы видим, что Базаров - не такая цельная натура, как казалось в первой части произведения. До встречи с Одинцовой ему не было равных, никто не мог ни повлиять на него, ни как-то переубедить. И сам Базаров знал и чувствовал это. Он жил, подчиняясь лишь своей воле, своим желаниям. Но после знакомства с Одинцовой герой каждое свое убеждение подвергает сомнению, и Тургенев так и не показывает человека, который мог бы противостоять ему.
Объяснение с Одинцовой является как бы кульминационной точкой романа. После этой сцены начинается медленный путь героя к трагической развязке. Фактически, полный крах своего мировоззрения Базаров осознает в разговоре с Аркадием, когда они лежат под стогом сена в имении родителей Базарова.
Трагическое противоречие в душе Базарова разрешается единственно возможным в трагедии способом - смертью героя. Есть какая-то мрачная ирония в том, что человек, верящий единственно в естественные науки и медицину, умирает от пореза при вскрытии трупа. Перед смертью в душе Базарова происходит примирение. Он смягчается, открывается для любви, становится более терпимым по отношению к родителям, просит отца поберечь мать - скрыть от нее всю тяжесть его положения. Он перестает сопротивляться любви к Одинцовой.
Итак, трагическое противоречие разрешается неким примирительным аккордом. Тургенев опровергает воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам не какую-то отвлеченную теорию, а законы, по которым существуют человек и природа. Герой считал, что “сначала надо место расчистить”, а строить будет кто-то на этом пустыре. Абсурдность этого убеждения автор раскрывает в словах о “жизни бесконечной”. Все развивается в обществе, как и в природе, - постепенно, естественно. И слова об отцах и детях в устах Тургенева приобретают новый смысл. Не только противостоят эти понятия в жизни. Нет, в жизни человечества связь идет именно по цепочке - от отцов к детям.
Почти полтора века прошло с тех пор, как был впервые издан роман Тургенева “Отцы и дети”. Автор писал его в нелегкое время- период подготовки и проведения крестьянской реформы. Теперь, когда историками описаны все события, развернувшиеся после 19 февраля 1861 года, много нового открывается нам в тургеневской позиции.
Начиная с середины пятидесятых годов девятнадцатого века, всем становится ясна неизбежность проведения реформ. Происходит размежевание сил на либеральное дворянство и демократов - революционеров. Речь идет о том, каким образом осуществятся преобразования: “сверху” - путем постепенного введения в жизнь либеральных законов, или “снизу” - путем революционным.
В этих условиях Тургенев пишет “Отцов и детей” - роман, законченный в июле 1861 года и напечатанный в следующем году в “Русском вестнике”.
Судя только по названию, можно подумать, что речь в произведении идет о конфликте между поколениями. Однако это не так. Автор показывает противоречие мировоззрений, сословий, сталкивая “принсипы” Кирсанова с убеждениями Базарова.
“- Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. Прощайте... И довольно! - промолвил он и опустился на подушку. - Теперь... темнота.
Базаров заснул... Больше ему не суждено было проснуться. К вечеру он впал в беспамятство, а на следующий день умер”.
Смерть главного героя, такая неожиданная, случайная, кажется странным завершением действия, развернутого Тургеневым на страницах романа. Это послужило поводом к возникновению многочисленных споров между критиками - опубликованные статьи Писарева, Страхова, Антоновича нередко противоречат друг другу в описании этого эпизода. Однако при более глубоком рассмотрении сюжета оказывается, что такой поворот событий является не случайным, а закономерным итогом развития действия. Ведь не зря Тургенев называет Базарова “лицом трагическим”.
Тургенев старается показать главного героя максимально объективно, раскрыть его слабые и сильные стороны. Взгляды Базарова раскрываются в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей его друга Аркадия. В этих спорах речь, безусловно, идет о революции, хотя Тургенев прямо об этом не говорит.
“Он - нигилист”, - говорит Аркадий о политических взглядах Базарова (в десятой главе), определяя нигилиста как человека, не признающего никаких авторитетов и не принимающего ни одного принципа на веру. Но Тургенев пишет: “Если он называется нигилистом, то надо читать - революционером”. Убеждения Базарова еще более проясняются после следующей реплики:
- Вы все разрушаете, да ведь надобно же и строить!
- Это уже не наше дело. Сперва надо место расчистить.
Тургенев понимает, что дни “отцов” уже сочтены, что отжившие свое аристократы не смогут играть ведущую роль в будущем, что будет построено новое общество с иными устоями, но он еще не знает, что это будет за новая сила. Именно поэтому так трагична судьба Базарова, так неожиданно он умирает. Иначе и быть не может - ведь для молодого нигилиста нет еще места в настоящем, не пришло еще его время.
Базаров предстает перед нами как материалист, рационалист. Тургенев наделяет его самыми крайними взглядами, показывая это даже в его манерах поведения и внешнем виде (длинные волосы, издавна считавшиеся признаком вольнодумства, небрежный вид, речь, просьба “стащить в комнату чемоданишко да одежонку”). Однако автор показывает Базарова не только как нигилиста, но и как исследователя, медика и экспериментатора, интересующегося в основном естественными науками. Он воспринимает все явления исключительно с физиологической точки зрения, видит пользу только в том, что можно осознать с помощью пяти чувств, все остальное - лишь слабость. Поэтому герой отрицает искусство, религию, воззрения простого народа, даже науку вообще как понятие.
Далее Тургенев подвергает убеждения Базарова испытанию любовью -именно с началом отношений с Одинцовой начинается трагический поворот в судьбе героя. Базаров испытывает новое чувство, доселе ему неведомое, противоречащее всем его воззрениям, которые уже стали частью его самого, и поэтому задевающее его за самое сердце. И все же у нигилиста не хватает силы воли, чтобы противостоять этой слабости, и он признается в любви Одинцовой. Базаров встречает отказ. Однако это не суть важно. Важно то, что с этой минуты в душе Базарова начинается кризис, замешательство. Он подвергает сомнению каждое свое убеждение. Доказательство этому - спор Базарова с Аркадием. Здесь мы видим, как меняются взгляды Базарова. Он задумывается о том, ради кого и ради чего он борется: “...Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет-да и на что мне спасибо?” Теперь он говорит: “Я придерживаюсь отрицательного направления - в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен - и баста!” Эпизод с Фенечкой - попытка доказать уязвленному самолюбию, что не все еще потеряно. Но это не так. Базаров уже не тот титан, не склоняющийся ни перед какой сильной натурой.
Душевный кризис, трагическое противоречие разрешается неожиданной смертью Базарова. Он умирает, заразившись трупным ядом, - неожиданно, случайно. В этом заметна какая-то ирония. Перед смертью в Базарове происходит перемена - он смягчается, открывается для любви.
Смерть Базарова - логическое завершение трагического действия. Трагизм нигилиста в том, что он попадает не в свое время и не в свою среду - здесь он как в безвоздушном пространстве.