В предыдущей редакции Инкотермс-1990 эта обязанность лежала на продавце.
12. DDU - поставлено без оплаты пошлины в поименованном пункте (DeliveredDutyUnpaid... NamedPlaceofDestination). Продавец считается выполнившим свои обязательства с момента поставки товара в поименованный пункт в стране назначения. Продавец оплачивает все расходы по доставке товара и все риски по утрате, хищению и пр., связанные с доставкой товаров.
Расходы по уплате ввозных таможенных пошлин лежат на покупателе. По Инкотермс-2000 расходы по разгрузке товара на предприятии покупателя оплачиваются покупателем. Если же поставка осуществляется в ином месте, погрузка (перегрузка) товара на транспортное средство покупателя оплачивается продавцом.
Инкотермс-1990 эти вопросы не оговаривал.
13. DDP - поставлено с оплатой пошлины в поименованном пункте (DeliveredDutyPaid... NamedPlaceofDestination). Продавец считается выполнившим свои обязательства с момента предоставления товара в согласованном пункте назначения. Продавец несет все риски по утрате, хищению и пр., связанные с доставкой товара. Продавец оплачивает все сборы по доставке товара, включая таможенные пошлины страны назначения.
Аналогично базису DDU по Инкотермс-2000 покупатель оплачивает расходы по разгрузке прибывших транспортных средств, а в случае, когда поставка осуществляется не на предприятии покупателя, она считается завершенной после погрузки (перегрузки) товара на транспортное средство покупателя.
Инкотермс-1990 эти вопросы четко определены не были [5,c.130].
Государство, как правило, является субъектом международного публичного права. Вместе с тем, в ряде случаев государство может вступать в немежгосударственные имущественные правоотношения с юридическими и физическими лицами других государств. Например, государство может заключать сделки имущественного характера с иностранными юридическими лицами, в частности при строительстве здания для посольства на территории иностранного государства. Оно может быть участником гражданско-правовых отношений с иностранным элементом при аренде земельного участка, найме жилого дома и т.д. Кроме того, государство может за границей выступать в качестве наследника выморочного имущества, оставшегося после смерти гражданина [7,c.272].
Таким образом, различают два вида правоотношений, в которых участвуют государства: во-первых, это правоотношения, возникающие между государствами; во-вторых, это правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны, другой стороной здесь могут быть иностранные физические и юридические лица.
Отношения первого вида регулируются нормами международного публичного права, отношения второго вида - нормами международного частного права.
Согласно гражданскому законодательству Республики Беларусь, государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных началах с другими субъектами этих отношений.
Вместе с тем, государство, являясь субъектом международного частного права, остается суверенным образованием. Суверенитет является неотъемлемым свойством каждого государства, которое имеет право свободно, по собственному усмотрению решать внутренние и внешние дела.
Ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства. В международном праве это положение выражено известной формулой «равный не имеет власти над равным».
Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН (ст.2) и других международных актах. Суть данного принципа состоит в том, что государства осуществляют права в соответствии со своим суверенитетом. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Все государства юридически равны [1].
Имущество, принадлежащее суверенному государству, пользуется иммунитетом. В отношении его не могут быть применены какие-либо административные или иные меры со стороны другого государства.
Иммунитет государства вытекает из общепринятых начал международного права, получил закрепление в законодательстве и судебной практике многих стран. Нормы об иммунитете государства содержатся в ряде многосторонних международных договоров (Женевская конвенция 1958 г. об открытом море, Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях и др.) [3]. Действует Европейская конвенция 1972 г. об иммунитете государства (вступила в силу с июня 1976 г) [2].
Иммунитет государства не носит императивного характера, государство может от него отказаться. Такой отказ, например, может быть предусмотрен в соответствующем двустороннем договоре. Так, в некоторых торговых соглашениях Республики Беларусь предусматривается, что внешнеторговые сделки, заключенные на территории иностранного государства торговым представительством Республики Беларусь, т.е. органом белорусского государства, подлежат юрисдикции иностранного государства и будут разрешаться в соответствии с его правом.
Таким образом, для преодоления «иммунитетного барьера» физические и юридические лица, вступающие в отношения с государством, должны предусматривать в соответствующих международных контрактах, заключаемых с государством, специальные положения, в которых государство - участник сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета.
В соответствии с Европейской конвенцией 1972 г. об иммунитете государства, иммунитет не признается, если имеется согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете [2].
Согласно Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях, все лица, пользующиеся предусмотренными Конвенцией привилегиями и иммунитетом, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства [3].
В международном частном праве различают следующие виды иммунитета государства:
судебный иммунитет,
иммунитет государственной собственности.
Судебный иммунитет включает:
а) неподсудность одного государства суду другого государства;
б) иммунитет от предварительного обеспечения иска;
в) иммунитет от принудительного исполнения решения.
Неподсудность одного государства суду другого государства означает, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства. Ни одно государство не может принудить другое государство быть в его судах ответчиком по делу: «равный над равным не имеет юрисдикции» [8,c.300].
Французский суд, отказывая И.С. Щукиной в удовлетворении ее требований к Российской Федерации о наложении ареста на картины Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, указал, что иски к государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства. Российская Федерация как государство обладает судебным иммунитетом.
Иммунитет от предварительного обеспечения иска заключается в том, что в порядке обеспечения иска имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера со стороны другого государства. Меры такого обеспечения возможны лишь в случае прямо выраженного согласия на это со стороны данного иностранного государства.
Наконец, иммунитет от принудительного исполнения решения означает, что нельзя в принудительном порядке исполнять судебное решение, вынесенное против иностранного государства, без его согласия.
Судебный иммунитет не означает, что одно государство не может выступать в суде другого государства в качестве истца (заявителя) по делу. Однако обращение с иском в суд другого государства автоматически не влечет признания подсудности в отношении встречного иска. Если государство-истец не давало такого согласия, то к встречному иску должны применяться общие положения о судебном иммунитете.
На территории Республики Беларусь иностранное государство пользуется судебным иммунитетом. Согласно ст.553 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся на территории Республики Беларусь, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов данного государства [4].
Иммунитет государственной собственности заключается в особом режиме такой собственности. Государственная собственность пользуется неприкосновенностью. Она не может быть без согласия государства-собственника подвергнута отчуждению, аресту и другим мерам принудительного характера. Государственную собственность одного государства нельзя насильно удерживать на территории другого государства. Заявление государства о принадлежности ему соответствующей собственности не может быть оспорено в юрисдикционных органах другого государства.
Необходимо признать, что государственные морские торговые суда представляют собой особую категорию государственной собственности. В открытом море они подчиняются закону флага судна, в иностранных внутренних и территориальных водах - юрисдикции прибрежного государства. Эта юрисдикция распространяется на команду такого судна, но она не может осуществляться для ареста или задержки судна в иностранном порту в связи с предъявлением иска в суде или во исполнение судебного решения. Иммунитет государственных морских торговых судов предусмотрен рядом торговых соглашений [8,c.303].
К частным морским торговым судам могут предъявляться иски в судебных органах иностранного государства. Такие суда могут быть задержаны в порядке обеспечения иска, на них может быть обращено взыскание на общих основаниях. Судебный иммунитет и иммунитет государственной собственности тесно связаны между собой. В основе их лежит суверенитет государства.
В 1970-1980-х годах произошли серьезные изменения в практике применения иммунитета государства. Широкое распространение получила теория ограниченного иммунитета, согласно которой, если государство как частное лицо занимается коммерческой деятельностью, то оно иммунитетом не пользуется. В этих случаях к государству могут быть предъявлены иски в суде, на его собственность распространяются меры принудительного характера.