Смекни!
smekni.com

Индивидуальные субъекты административного права (стр. 2 из 8)

а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления.

Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало и таких, которые находятся за пределами данного статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в

Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся:

а) в комплексных правовых актах, включающих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу человека и гражданина (акты о земле, собственности и др.);

б) в специальных правовых актах, регламентирующих конкретные вопросы статуса человека и гражданина (Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями, внесенными законом РФ от 15 ноября 1995 года и др.)

Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены также в зависимости:

а) от принципа разделения властей — на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти. Многие вопросы указанного статуса регламентируются актами Президента Российской Федерации как главы государства, а также президентов субъектов Российской федерации;

б) от юридической силы — на законы и подзаконные акты;

в) от характера компетенции издающих их органов — на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Акты органов отраслевой и межотраслевой компетенции часто именуют ведомственными актами.

В силу полномочий, вытекающих из закона, акты, влияющие на правовой статус гражданина, могут издавать также органы местного самоуправления.

В правовых актах не отождествляется, правовой статус личности (человека) и гражданина Российской Федерации. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем человек как таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям федеральных органов имеют только граждане Российской Федерации.

Однако в действующем праве, в том числе в Конституции Российской Федерации, различия в статусе личности и гражданина отражаются не всегда четко. Например, Конституция закрепляет право на обращение в государственные органы только применительно к гражданам Российской Федерации, но этим правом может воспользоваться также иностранный гражданин и лицо без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной (законодательной) власти. Но в формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

б) организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;

в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты;

г) осуществляют охрану прав и свобод граждан. Во многих случаях актами органов государственного управления и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями, отдельными законодательными актами.

Органы государственного управления в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера. Например, они предусмотрены Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами государственного управления и местного самоуправления многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью (схема 5) гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской федерации изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в области Защиты Отечества детализируются в Законе Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязан­ности и воинской службе» .

Конституция Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Декларированный в Конституции принцип равенства «привязан» к разного рода факторам, могущим быть сведенными в следующие группы. Во-первых, факторы биологического и физиологического свойства (раса, национальность, язык, пол); во-вторых, факторы, относящиеся к убеждениям, мировоззрению человека и гражданина (отношение к религии, убеждения); в-третьих, факторы, относящиеся к происхождению; в-четвертых, факторы, указывающие на социальное положение человека и гражданина (имущественное и должностное положение, место жительства, принадлежность к общественным объединениям).

Кроме последней группы, все другие факторы не зависят от человека и гражданина, поскольку они не могут их изменить. Применительно к ним принцип равноправия в сфере функционирования исполнительной власти осуществляется в основном достаточно последовательно. Изъятия, особенно в повседневной жизни, встречаются лишь в отношении пола. Так, составляя большинство населения, женщины сравнительно мало представлены в органах государственной власти.

Больше всего принцип равенства отдален от факторов четвертой группы (это характерно не только для России, но и других стран). Применительно к ним данный принцип во многом декларативен. В нем, как и в закреплении многих конституционных прав, выражен недостижимый идеал, в стремлении к которому может смягчиться фактическое неравенство в конкретно-исторических условиях. Признавая этот идеал, мы, тем самым, создаем концептуальные предпосылки для того, чтобы в государственной деятельности правильно расставить акценты на ее приоритетах в пользу справедливости.

Известно, что в российском обществе многие категории граждан имеют узаконенные различия в административно-правовом статусе. Но наличие граждан с особым, в частности административно-правовым статусом, отрицает концепцию равенства всех в контексте адми­нистративного права. А в более широком плане — и идею равенства всех перед законом в конкретный момент.

В реальной жизни равноправие, даже при самом тщательном его закреплении в Конституции, не может исключить особого административно-правового статуса. Сейчас его имеют переселенцы, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, Герои Российской Федерации и т.д.

Поэтому важно уяснить, что вопрос заключается не столько в самом принципе равноправия, сколько в его способности корректировать нашу действительность, не могущую обеспечивать равноправие всем и везде.

Иными словами, равенство административной правоспособности граждан Российской Федерации как общей способности иметь права и нести обязанности не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом. Каждый имеет возможность занять должность министра, но реально являются министрами единицы.

Однако в подобных случаях имеются в виду права, которые приобретаются в результате реализации административной правоспособности, что само по себе не колеблет принципа ее равенства для всех граждан. Данный принцип сохраняется, когда момент возникновения входящих в нее прав связывается с достижением определенного возраста, либо ограничивается установленными требованиями к состоянию здоровья, уровню образования и т.п., поскольку все это относится не к конкретным лицам, а имеет общее значение.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений. Так, УК РФ устанавливает в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 44).