Он был рожден для них, для тех надежд,
Поэзии и счастья... но, безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной,
И свет не пощадил и Бог не спас!
М. Лермонтов
Лермонтов - мой самый любимый поэт. В детстве трагизм его стихотворений был непонятен мне и волновал только интонацией, глубокой мелодичностью. Теперь же, лучше узнав его творчество и жизнь, эпоху, когда он творил, я, кажется, понимаю его и люблю еще больше. Мне нравятся не только грусть и лиричность, но и гуманизм его произведений. Страстность, сила и мужество стихов Лермонтова могут быть примером для человека любой эпохи.
После восстания декабристов в стране наступила николаевская реакция. Настроение
подавленности охватывало лучших людей, а ограниченность и серость мышления стали
как бы определяющими в обществе. “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”, - с горечью отмечает поэт. Глубоко-глубоко в недрах общества зрели
новые силы, но внешне всюду господствовали муштра, казарма, единообразие. Скованный военной дисциплиной, Лермонтов почти физически ощущал гнетущую атмосферу в обществе.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
...И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,-
Такая пустая и глупая шутка...
Неспособность его поколения приложить к чему-нибудь деятельному свои силы, столь блестяще показанная в образе Печорина, - также тема его стихотворений “Дума”, “Как часто пестрою толпою окружен...”, “Гляжу на будущность с боязнью...” и многих других.
Горюя о трагедии своего поколения, он сравнивает его с тощим плодом, не ко времени
созревшим, который “ни вкуса нашего не радует, ни глаз”.
Однако сам Лермонтов напряженно ищет выхода из этого тягостного состояния. Его лирический герой - это думающий человек, ищущий себя, но перед ним стена непонимания и несвободы, о которую он бьется. Тогда рождается удивительная красота слов.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...
Лермонтов так же, как и поэт, живший много позже, мог бы сказать о себе: “Много дум я в тишине продумал, много песен про себя сложил”. И за всеми этими “песнями” встает мечущаяся душа, которой тесно, душно в затхлой атмосфере внешне блестящего столичного общества. Встает и фигура вечного странника, вновь и вновь возвращающегося “с милого севера” под пули горцев...
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Но, может быть, еще больше поведал поэт о себе в стихах, казалось бы, далеких от фактов его биографии. Разве не о себе сказал он: “До срока созрел я и вырос в отчизне суровой”?
(“Листок”)
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
“Пророк”
Как выражение многих личных чувств и мыслей явился образ Печорина. “Герой Нашего
Времени, милостивые государи мои,., это портрет, составленный из пороков всего
нашего поколения, в полном их развитии”, - писал он в предисловии к роману. Обладая
большим умом, наблюдательностью, сильной натурой, Печорин под влиянием
действительности превращается в холодного, пресыщенного, разочарованного человека. Он не ценит чужих чувств. Осуждая Печорина, автор как 1 бы говорит читателю: “А каковы-то вы сами?” За некоторыми ' словами и мыслями этого литературного героя виден сам Лермонтов. Он тоже порою так остро чувствовал свою ненужность стране.
Сам офицер, Лермонтов часто описывал сражения. Как прославление могущества Отчизны, как высшей марки патриотизм (недаром слова эти стали народной песней), как прекрасный образец батальной поэзии видится мне “Бородино”. Кажется, сам автор вместе с молодым солдатом завидует дяде. Он, участник многих сражений и стычек, остро чувствовал, как отличается та война от Кавказской.
Мне кажется, что вершиной поэтического мастерства поэта выступает поэма “Демон”; недаром Лермонтов так долго над ней работал. Главный герой произведения, “печальный
Демон, дух изгнанья”, выражает чувства и мечты Лермонтова. Но в своем гордом
презрении Демон не находит возможности разбить оковы, и поэтому он одинок так же,
как чувствовал себя одиноким поэт. Но в своем одиночестве Лермонтов ни разу не
отступил от гордой ненависти к тирании, ничем не пожертвовал из принципов, сохранил
человеческое достоинство.